ПриехалиРоссийский авторынок перестал расти. В октябре продажи новых иномарок сократились по сравнению с сентябрем на 5,75% до 169 115 штук — это показатель восьмимесячной давности
Анфиса Воронина
Глеб Столяров
Ведомости
12.11.2008, №214 (2236)
По сравнению с прошлым годом российский авторынок продолжает демонстрировать уверенный подъем и по итогам года окажется в плюсе (за 10 месяцев 2008 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года рынок иномарок, по данным АЕБ, вырос на 36%). Но если анализировать помесячную статистику продаж, становится видно, что рост прекратился еще летом. Пик пришелся на июнь, когда было продано 202 309 иномарок. Июль и август — традиционные месяцы снижения спроса, но он не оживился и в сентябре: продажи составили 179 423 штуки. В октябре стало еще хуже: банки начали сворачивать программы кредитования, а потребители в преддверии худших времен — откладывать покупки.
Из числа 10 самых популярных брендов в России только три в октябре показали рост по сравнению с сентябрем: Chevrolet (+43,64%), Ford (+7,58%) и Renault (+3,65%).
«Не припомню, чтобы до сих пор такое случалось, — говорит Олег Дацкив, руководитель auto-dealer.ru. — В августе дилеры еще просили дополнительные квоты на автомобили, в сентябре начали волноваться, а в октябре все кризисные факторы — проблемы с клиентским кредитованием, нехватка корпоративного финансирования и ощущение нестабильности у покупателей — совпали, и падение впервые оказалось реальным».
Член правления «Автомира» Дмитрий Щучко согласен: в октябре по сравнению с сентябрем продажи всегда росли. На осень обычно приходится пик корпоративных продаж (у «Автомира» доля корпоративных заказов доходит до 40%), которые сейчас падают из-за отсутствия оборотных средств у компаний и кризиса лизинговой системы, говорит он. Доля кредитных автомобилей в целом от проданных снизилась в октябре с 40% до 20%, добавляет Юрий Слепцов, управляющий директор ГК «Автоспеццентр»: «Продажи идут либо за наличные, либо по фирменным программам производителей». Некоторые дилеры заметили рост числа отказов от заказанных и уже пришедших машин: например, в дилерском центре Nissan у «Автоспеццентра» в сентябре было аннулировано 9% контрактов, а в октябре — 11%. У холдинга «Автотрейд» (дилер Lada, Kia, Chevrolet, Volvo в нескольких городах) число отказов в октябре выросло с 4% до 7% от общего числа продаж иномарок, говорит президент холдинга Владимир Яркин. «Около 80% отказов объясняются неполучением кредитов в банке. В остальных случаях люди решают отложить покупку до лучших и более стабильных времен», — говорит Слепцов.
Производители пытаются сохранять спокойствие. «В сентябре и октябре на наших продажах сказался дефицит из-за забастовки на производстве в Корее, — говорит Денис Петрунин, управляющий директор “Хендэ мотор СНГ” (в октябре -4,39% к сентябрю). — Влияние будет заметно и в ноябре, но мы рассчитываем исправить последствия нехватки машин». «Мы связываем подобное снижение продаж с банковским кризисом в России. Многие банки уменьшили свой клиентский портфель и задерживают решение по предоставлению кредитов, несмотря на то что наши клиенты премиум-сегмента готовы тратить деньги и готовы покупать автомобили Audi», — говорит представитель компании Audi в России (-23,7%).
Nissan стала одним из рекордсменов по падению в октябре (-39,75%). «На основании результатов одного месяца говорить о провале продаж рано, но ситуация безусловно напряженная», — говорит PR-менеджер Nissan Татьяна Натарова.
Многие россияне откладывают покупки. В октябре компания AC Nielsen опросила 500 российских автовладельцев, 31% из них сообщили, что планировали приобрести автомобиль, но передумали из-за экономической ситуации. 37% опрошенных все же собираются купить авто в ближайший год, из них за полную стоимость без кредита хотят купить машину 40%.
По словам гендиректора ЦМАКП Елены Абрамовой, снижение объемов продаж автомобилей напрямую связано с финансовым кризисом: люди отвыкли покупать автомобили за наличные, а кредиты либо не выдаются, либо дорожают. Проблемы с выдачей кредитов продлятся еще как минимум полгода, но дальше будет действовать фактор снижения доходов населения: люди будут терять работу, а доходы от бизнеса будут уже не так высоки, как раньше, и многие отложат покупки на неопределенный срок.
АЕБ уже объявила о снижении прогноза продаж в этом году: российский рынок не возьмет планку в 3 млн новых легковых автомобилей, продажи составят 2,75 млн шт., или на 18% больше, чем в 2007 г. Прогноз на 2009 г. ассоциация пока не объявляет.
Тем временем дилеры готовятся к стагнации. Этот год может стать последним годом роста российского авторынка, констатирует главный исполнительный директор розничного направления «Рольфа» Вардан Даштоян: по его прогнозу, в 2009 г. в России будет продано максимум 2,5 млн новых машин и этот результат вернет рынок на уровень ниже, чем в 2007 г. (2,58 млн). По его словам, в первой половине 2009 г. будут продаваться в основном автомобили, выпущенные в этом году. «В январе — марте мы будем распродавать то, что остается на складах сейчас», — соглашается директор по развитию сибирского «Автограда» Андрей Еловенко.
Многие дилеры признаются, что стали скромнее в планировании продаж. Например, «Автоград», говорит Еловенко, на начало года заказал вдвое меньше машин, чем собирался. Дилер Skoda «Автомир Богемия Самара», по словам гендиректора Дмитрия Маврина, собирался в 2009 г. увеличить продажи на 40%, но сейчас «планка снижена до 10-15%». Петербургский дилер «Аларм моторс», по словам директора по продажам Михаила Шевелькова, заказал на январь 2009 г. на 10% меньше машин, чем в январе 2008 г.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article...08/11/12/168547