3 мая мы встали на удивление рано – в 9 часов. Причина тому нагревшее палатку солнце. После долгих дождливых дней нашему счастью не было предела, уезжать совершенно не хотелось. Утро посвятили сушке вещей и фотографированию - предполагалось, что это наша последняя ночевка. В итоге выехали как всегда в обед.
Дорога до Пскова оставила такие же впечатления, как и днем ранее, только машин стало поменьше. А вот сам Псков в плане дорог – кошмар, хотя может мы не там ездили? Так или иначе до Кремля мы добрались, сделав несколько заходов на стоянку – штурман допускал ошибки. Кремль произвел неоднозначное впечатление – с одной стороны довольно большая территория, но внутри как-то пустовато, в Довмонтовом городе, из достопримечательностей остались фундаменты древних церквей, приказная изба и памятный знак в честь победы русских войск в Ледовом побоище; в северной же части кремля изюминкой без сомнения является Троицкий собор. Мне совсем непонятно зачем в асфальт закатали часть булыжной мостовой, впрочем, это скорее всего наследие советской эпохи. Сам же Кремль величественная крепость, стоящая на высоком мысу. Мы решили обойти вокруг кремля, карабкаясь по склонам, понимаешь на сколько хорошей защитой они являлись. От основного кремля к месту слияния двух рек идет стена, оканчивающаяся башней у самой воды. На эту стену нам удалось подняться – культуры нашему народу явно не хватает, всё исписано, еще хорошо, что маркерами, а не краской.
Видели сгоревшие башни, на одной уже восстановлена кровля, мы бы и не заметили, что она пострадала, если бы не запах пожарища; вторая же башня, которая видимо пострадала сильнее, и в которой находился ресторан – огорожена сигнальной лентой, ни каких работ по ее восстановлению не велось. Больше ни каких достопримечательностей мы осматривать не собирались и поспешили отправиться в Изборск. В Пскове дорога плохая, на 3, трасса вполне ничего, но на подъездах к Изборску портится – опять на троечку. Тут уже чувствуется близость границы – продают зеленые карты и нашу ОСАГО.
Изборск находится вдали от городской суеты и даже просто погулять и полюбоваться красотами дорогого стоит. Сама крепость расположена на Журавлиной горе – вид на озерцо просто великолепный, а за небольшую плату можно подняться на отреставрированную башню Луковка, оттуда вид еще лучше!
На территории крепости находится Никольский собор.
Крепость в настоящее время реставрируется, но большая часть работ еще впереди.
Затем мы посетили Словенские ключи – удивительное место, из подножия известняковой горы бьет множество ключей, некоторые совсем слабые, другие же наоборот поражают своей мощью.
Изборск был последним пунктом нашего путешествия, и немного погуляв, мы отправились в сторону дома. Единственная поправка - надо было заехать в Нелидово и высадить одногруппника, так что поехали по М-9, славной своим качеством. Дорога по Псковской области как обычно не вызвала ни каких проблем, по дороге от Изборска до М-20 то слева, то справа от дороги попадались ДОТы – молчаливое напоминание о давно прошедшей войне. Казалось бы, прошло уже 65 лет, но сколько еще времени они так же будут возвышаться над «высотками»?
Ехать нам предстояло далеко, а время уже близилось к вечеру, да и трасса М-9 ночью казалась еще более страшной, поэтому доехали до Пустошки, где с М-20 свернули на Москву-Ригу и заночевали. Хотя просто сказать «заночевали» не достаточно! Естественно ночевку мы решили устроить на озере, коих там множество, и вот, точка в навигаторе забита – едем. Свернули к деревне – очень приличная гравийка, проезжаем деревню и от дороги остается не очень накатанная грунтовка уходящая в лес. Навигатор говорит что она идет вокруг всего озера, так что едем дальше. На улице уже достаточно темно, дорога проходит мимо кладбища и становится всё уже и заброшеннее, развернуться уже негде. Сначала на пути попадается небольшой ручеек – переехать его не проблема, дно твердое, затем забираемся на холм и снова низина…. А вот тут нас ждал не приятный сюрприз – грязновато. Первая попытка оказалась не очень удачной, но всё же проехали. Забравшись на очередной холм оказались на вполне приличном месте с сосновым лесом между двумя озерами. Дальше решили не ехать, и как оказалось утром – правильно. Уровень воды в озерах высокий – дорога затоплена. Правда сразу за затопленным участком проходит нормальная дорога, по которой даже проезжало несколько машин.
Утром выбрались на трассу без труда. Москва-Рига в Псковской области и начале Тверской вполне сносного качества – на четверку, машин мало, гаишников вообще нет. Но уже около поворота на Торопец в хлам убитый участок, хорошо что не продолжительный – метров 500, далее дорога всё хуже, лишь изредка попадаются хорошие участки. В Нелидовском районе кругом заплатки, едешь как по шпалам, переезд через ж/д – как глубокая тракторная колея. В Ржевском районе начинается более-менее нормальная дорога, тут же попался единственный за день гаишник, о котором был предупрежден по рации. Стоит отметить, что прошлым летом М-9 была в куда лучшем состоянии.
Дорога от Ржева до Твери – отличная, получилось отдохнуть после изматывающей Москвы-Риги.
Вот так прошла наша поездка. Цели достигнуты, потерь нет. Затрачено примерно по 3500 руб на брата, включая расходы на бензин и еду. Все довольны!
Из того, что можно изменить – маловато времени на такой большой маршрут. Один Питер заслуживает как минимум недели, но для обзорной экскурсии достаточно. Если бы была лучшая погода и мы не спали бы до обеда смогли посмотреть больше, впрочем, и так считаю что всё очень даже удачно!
Из технических вопросов – не хватало имеющихся двух разъемов прикуривателя. Очень оправдали себя инвертер, для зарядки ноутбука, фотоаппарата, телефонов, и си-би рация, для получения информации о дороге, радар-детектор наоборот работал лишь первый отрезок пути, а затем был отключен за ненадобностью. С машиной ни каких проблем не возникало, с обустройством лагеря так же всё гладко. Питьевой воды нам хватало 5 литров на день, иногда покупали, иногда набирали в деревнях на колонках.
Вот в общем-то и всё.