Долгий век "жестяной Лиззи"

16 years ago




Рассказывают, что Генри Форд ездил на машинах только собственной марки. Как-то раз он увидел заглохший среди дороги Ford T – почти такой же, как у него самого, – и помог его завести. Хозяин машины предложил за помощь деньги. Форд отказался со словами: «Ну что вы, я человек состоятельный!» – «Полноте, – отвечал случайный знакомый, – состоятельные люди не трясутся в таких дешевых автомобилях».
Этот исторический анекдот очень точно передает отношение современников к юбиляру. Тем не менее, работая над моделью Т, ее создатели твердо знали, что им нужно, и с самого начала намеревались сделать ее бестселлером. Последующие 19 лет и 15 007 033 экземпляра, проданных по всему миру, свидетельствуют о том, что коммерческое чутье их не подвело. «Жестянка Лиззи», как еще называли эту машину современники, впервые в истории человечества стала по-настоящему массовым индивидуальным транспортным средством. И большая заслуга в этом принадлежит именно ее доступности.

Бизнес-план Форда оказался по-настоящему гениальным: выпускать дешевый и надежный автомобиль (который мог бы купить даже рабочий с его завода) и получать с каждой проданной машины небольшую прибыль. Доход же должна была обеспечить массовость производства. С учетом этого и создавался простой в техническом отношении, прочный и дешевый в производстве автомобиль.
Проектировать машину начали зимой 1906–1907 годов. Генри Форд доверил работу специалистам, ограничившись общим руководством и время от времени говоря им: «Было бы замечательно, если бы нам удалось добиться того-то и того-то. Я был бы в восторге!» Такая тактика действовала безукоризненно, и уже к началу 1908 года машина была готова, весной и летом она прошла испытания, а 24 сентября 1908 года первая модель Т официально выехала за заводские ворота. В октябре было собрано еще восемь автомобилей, и всю эту партию отправили за океан. Именно в Европе прошла презентация новинки: в октябре в лондонской «Олимпии», а в ноябре на Парижском автосалоне. А вот у себя на родине машина дебютировала только 31 декабря!

«ВЫ МОЖЕТЕ ЗАКАЗАТЬ МАШИНУ ЛЮБОГО ЦВЕТА, НО ОНА БУДЕТ ЧЕРНОЙ», – ЭТА ШУТКА ТОЖЕ ПРО Т

ПО УМУ, НО БЕЗ ИЗЛИШЕСТВ
Основой конструкции Т была прочная рама, элементы которой были отштампованы из ванадиевой стали. Мотор – 4-цилиндровый рядный моноблок водяного охлаждения – выдавал до 20 л.с. при 1600 об/мин. Этого вполне хватало, чтобы обеспечить приличную динамику автомобилю, весящему чуть более полутонны. Специалисты считают, что у модели Т – одно из лучших соотношений мощность/вес среди машин своего времени. Зажигание осуществлялось от магнето. Смазка – разбрызгиванием. Охлаждение – термосифонное, без насоса; подача бензина – самотеком из бака, расположенного под передним сиденьем. Из-за этой технической особенности на подъемах иной раз прекращалась подача топлива и мотор глох. Выходили из положения, въезжая на горку… задом.
Сцепление было дисковым: стальные диски работали в масляной ванне. Коробка – трехступенчатая: две передних и одна задняя передачи. Причем первая применялась только чтобы тронуться с места и на особо крутых подъемах. Тормоз – ленточный.
Подвеска автомобиля состояла из широких поперечных полуэллиптических рессор, а вот амортизаторов не предусматривалось вообще. Поэтому на вопрос «какие амортизаторы используешь на своем форде Т?», шутники часто отвечали: «Пассажиров». Колеса ставили «артиллерийские», т.е. деревянные, спицованные, с резиновыми шинами. Освещения на первых машинах также не было. Кузов – открытый, цвет – черный. На случай дождя – тент, повсеместно именовавшийся «американским верхом».
Приборов почти не было: многие владельцы машин считали их излишеством. «Зачем нужен спидометр, если на 5 милях в час у машины вибрируют крылья, при 15 у меня выпадает челюсть, а при 25 начинается кризис трансмиссии?» – так прокомментировал этот факт один из острословов того времени. И в этой шутке была доля… шутки! Тем не менее своих денег машина стоила. В 1908 году ее можно было приобрести за 880 долларов, что было меньше, чем у основных конкурентов.
Интересно, что уже тогда конструкторы подумали о системе безопасности, которую сегодня мы бы назвали активной. Система управления на Т была устроена с учетом человеческой психологии. Специалисты Ford подметили, что в состоянии паники, в которое впадает большинство неопытных водителей при опасной дорожной ситуации, человек инстинктивно жмет на педали и тянет на себя рычаги. Решено было это использовать – при нажатии на педали и оттягивании рычагов машина сбрасывала скорость и останавливалась.
Понятно, что простота конструкции обеспечивала не только надежность, но также технологичность и низкую себестоимость автомобиля. Разумеется, со временем Т неоднократно модернизировали. Расширялся и ассортимент кузовов: торпедо, родстер, фаэтон, таун-кар, купе. Так что в конце своей «карьеры» машина уже довольно существенно отличалась от первых образцов.

ВСЕНАРОДНАЯ ЛЮБОВЬ
Действительно массовым автомобиль стал в 1913 году, после пуска конвейеров на заводах Форда. В августе испытали экспериментальный участок конвейера, а 7 октября он заработал уже по-настоящему. Нововведение значительно повысило производительность и снизило себестоимость автомобиля. Так, затраты труда на изготовление шасси снизились с 12,5 до 5,9 человеко-часов. Отразилось это и на ценах: в 1914 году фордовские дилеры отдавали Т за 490 долларов, на следующий год – уже за 440. При этом зарплата на заводах Ford также выросла, что позволяло рабочим покупать в кредит выпускаемые ими же автомобили.
Важную роль в популяризации модели Т сыграла и хорошо организованная рекламная кампания. Девиз, под которым с самого начала продавалась Т, гласил: «Покупайте Ford не потому, что он самый дешевый, а потому, что он самый лучший». Одним из известных эпизодов этой кампании стала акция по выплате более 300 тыс. владельцев модели Т 50 долларов. Генри Форд обещал это своим клиентам при условии, что за год (с августа 1914-го по август 1915-го) продаст более 300 тыс. машин. И продал, и выплатил!
Не менее важным для внедрения в массы стало то, что дилерская сеть компании охватывала практически все Соединенные Штаты и Европу, работали дилеры и в Азии, и в Латинской Америке. Запчасти продавались чуть ли не на каждом углу, а чинить автомобиль можно было самостоятельно, не заезжая даже в гараж. Значительный доход приносила и торговля аксессуарами для Т. При аскетизме базовой комплектации появление такого рода бизнеса было неизбежным.
Все это, вместе взятое, в итоге и составило то, что позднее было названо феноменом модели Т.

ДРУГАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ
Мало кто знает, что роль модели Т в истории компании не только героическая, но еще и трагическая. Дело в том, что, дав миллионам людей по всему миру доступное средство передвижения, Генри Форд не сразу задумался о том, что человеку свойственно желать большего. Имея Т, даже в «оттюнингованном» виде, многие американцы с улучшением своего материального положения захотели ездить на более комфортабельных, совершенных и престижных автомобилях. Конкуренты эту тенденцию уловили несколько раньше, тогда как Генри Форд продолжал считать, что Т – это все, что нужно людям. И разжиревшая Америка отплатила неблагодарностью своему благодетелю: часть клиентов, выросшая из формата Т, пересела на модели конкурентов, главным образом General Motors. Из-за этого компания Ford была вынуждена уступить GM положение ведущего автопроизводителя Америки и всего мира.
Со временем Форд понял свой просчет и запустил в производство новое поколение автомобилей. Обозначалось оно литерой А и тоже стало легендарным. Но восстановить статус-кво уже не удалось.
источник
avatar
mkm
1 August 2008

Долгий век "жестяной Лиззи"
8,1K
views


    1 person online

      1 person online

      Log in to leave a message or Sign up
      Popular on website
      Автобеседка
      Зимние шины ч.2
      FF2 эксплуатация
      Выбираем АКБ для ФФ2
      FF3 эл.оборудование
      Блок предохранителей (ВСМ)
      FF2 эксплуатация
      Панель приборов
      FF2 эксплуатация
      Выжимной подшипник
      FF2 эксплуатация
      Двигатель не заводится


      up