Вчера в час ночи зашла домой, вернувшись из Крымска. Здесь я буду рассказывать исключительно об увиденном и не хочу ни о чем судить и рассуждать, а желающие сделают выводы сами. Фотографии, которые выложены дальше, я делала на протяжении всего дня на телефон (еще есть парочка видео вообще говоря). Я постараюсь писать подробно, но в конце будет сжатое описание впечатлений, можете переходить сразу туда.
Как все началось: 7 июля вечером увидела множество сообщений по интернету о том, что творится в Крымске, и вот здесь
http://krasnodar.livejournal.com/913412.html#t5088004 нашла адрес Ульяны
http://www.facebook.com/lisobelka - девушка, которая одна из первых организовала у себя дома сбор гуманитарной помощи. Я в Краснодаре нахожусь на каникулах, и никакой моей одежды здесь практически нет, но мама выгребла немалую часть шкафа с не очень нужными вещами, а папа выделил денег на продукты, которые мы купили в Окее на Гидрострое. Все это мы отвезли к Ульяне и оказались первыми, кто приехал -
http://www.facebook.com/photo.php?fbid=437...nt=1&ref=nf здесь я и кусок маминой машины. Очень много людей звонили Ульяне и привезли вещи позже и утром 8 июля: собственно, от Ульяны и уходила газель, в которую всё это погрузили. Я хотела поехать в Крымск и на разных сайтах (даже на сайте Комсомольской Правды) видела такую информацию: "Желающие оказать посильную помощь спасателям и пострадавшим гражданам могут обратиться в Россоюзспас по телефону +7 (926) 012-09-88". Я не смогла дозвониться по этому номеру, но мне прислали оттуда смску "напишите". Я написала о своем желании, и мне ответили дословно следующее: "спасибо! на месте работают спасатели и администр".
Все действия краснодарских и не только добровольцев координировались по телефону и в этой группе
http://www.facebook.com/groups/331696890246197/ Там же я узнала, что можно поехать вместе с газелью, отходящей от Ульяны в 12 утра, в качестве волонтера. Вообще говоря, в группе заявлялось о том, что возможно будут ехать машины с людьми следом за газелью, но оказалось, что машин этих именно с нами не было, и уехали на газели три человека - Геннадий, который был за рулём, Таня
http://www.facebook.com/fedencova и я.
Изначально Геннадий рассчитывал выгрузиться на так называемом пункте приёма помощи, который мы ожидали увидеть в Крымске (мы с Таней ехали для того, чтобы помочь все эти вещи расфасовать и раздать), но вышло так, что и обратно мы уехали вместе с Геннадием на уже пустой газели, пробыв в Крымске и окрестностях 8 часов.
Перед поворотом к Крымску мы встретились по договоренности (у Геннадия был их телефон через Ульяну, кажется) с Артемом и Татьяной, которые были на своей легковой машине тоже с продуктами, и они нас привезли в город. Естественно по сравнению с тем, что там происходило в ту ночь, воды уже почти нет. Но верить заявлениям, что ее там уже нет вообще... Мы видели места, где людям она и до пояса доходила, и вроде бы это не самые низкие районы. Заборы повалены, кое-где в домах нет стен, жуткое зрелище. (Трупов мы не видели, их хотя бы убрали - по крайней мере к 15.00, когда мы въехали в Крымск).
Первое посещенное нами место было неким небольшим пунктом выдачи, организованным силами добровольцев. Там было вот так:
И сам пункт:
Там стало ясно, что нет никакой организованной-централизованной раздачи, люди не знают, куда им идти, потому что связи никакой нет - нет электричества. Мы разгрузили там какое-то количество вещей и еды с водой (на фото Геннадий):
Потом Артем, которому какие-то знакомые говорили, в каких местах еще есть затопления и проблемы, повез нас и еще одну легковую с тремя парнями, которые приехали в Новороссийск отдыхать из Питера и еще откуда-то, по первому адресу. По дороге мы увидели несколько откачивающих воду машин - шланги с потоком воды были выставлены на мост, и вода стекала в грязное русло реки:
За этим исключением никаких мчс, спасателей и так далее видно не было. Когда мы в 15.30 приехали по первому адресу (надо было с большой дороги свернуть на грунтовку и проехать метров сто), вокруг нашей газели собралось порядка 20ти человек - грязных, измученных. Некоторые признались, что не ели ничего уже сутки. Все как один говорили, что мы ПЕРВЫЕ, кто к ним за все это время приехал. Дома и участки были затоплены по колено, а я поговорила с самым бойким и улыбающимся мужчиной, который был одет только в грязные штаны. На фото он ведет меня к своему дому показать, что внутри снесло стены.
И вот, что он мне рассказал:
В ту ночь он был в Новороссийске, а дома осталась его беременная на 2 месяце жена и две дочки, старшей из которых лет 12. Первый раз жена позвонила ему, когда вода была почти под потолком, чтобы попрощаться с ним. Как он сказал, всего для этой цели она звонила три раза - представляете - три раза за ночь человек прощался со всей своей семьей. Он сразу выехал домой, но пробраться в город было невозможно, полиция на въезде сказала ему "ну попробуй как-нибудь аккуратненько". Он разговаривал со мной, улыбаясь, потому что его семье удалось спастись - жена каким-то чудом смогла открыть люк на чердак и втащить туда детей - старшая девочка чуть не утонула. Он потерял все имущество и весь дом, осталась только машина. Он очень хотел, чтобы люди знали о том, что происходит, потому что власти многое замалчивали. На центральной площади одного парня, по его словам, скрутили и чуть не зарезали казаки за то, что тот снимал происходящее на камеру.
Его соседи рассказывали о том, как спасшиеся люди ночью сидели на крыше, а по большой дороге проезжал камаз. Они стали махать и кричать, а водитель в форме помахал в ответ и поехал дальше. Одна женщина очень благодарила нас за то, что мы привозим вещи прям людям в руки, а не складываем непонятно где, чтобы это "раздавали". За все время до нас к ним так никто и не приехал.
Мы отъехали примерно метров на 300 от первого адреса и увидели совершенно такую же картину. Люди кинулись к нашей газели, просили обувь и воду, говорили, что к ним никто не приезжал. Однако вместе с нами были репортеры 9ого канала, и вот здесь
http://9tv.ru/news/item/29529 с 3 минуты показывают нашу газель и Геннадия с Таней, а на 3.40 я "отвечаю на вопросы". Я хочу сказать только одно - самое важное из того, что я сообщила, вырезали. На вопрос о моих впечатлениях я рассказала о том, что уже на втором месте нам говорят, что кроме нас НИКТО не приезжал.
После этого мы поехали уже без ребят на легковых на какую-то ужасную улицу под названием Космонавтов, где почти невозможно было проехать, и люди сказали, что ходили за какой-то гуманитарной помощью к официальным представителям непонятно чего, и им дали МАКАРОНЫ. Просто пачку макарон. Напомню, что воды долгое время не было, посуду унесло волной, электричества нет, газа нет. Люди жевали сухие макароны. К ним тоже никто не приезжал до нас.
А это недалеко от Космонавтов мостик, который снесло волной:
Таня выбирает и раздает вещи:
Остановившись в еще одном месте недалеко от Космонавтов, мы раздали какое-то количество вещей, после чего с трудом выехали на нормальную дорогу и встретились с Артемом и другими ребятами на Троицкой возле пустого Магнита. Там у нас был отдых и перекус, то есть пикник на обочине:)
На фото Татьяна и три парня, отдыхающих в Новороссийске.
Жара достигла своего пика, но надо было объехать как можно больше адресов, пока не стемнело. И мы поехали на улицу Луначарского. По дороге:
На Луначарского мы встретили таких же активистов как мы - из Анапы. Ребята не знали, что делать с небольшим количеством оставшихся у них вещей и сгрузили их в нашу газель. Мне уже надоело повторять одно и то же, но и там нам сказали, что никто не приезжал. А улица довольно немаленькая и вовсе не грунтовая, как предыдущие. Там в одном домике жила 90летняя старушка, которая отказывалась ночевать у своего сына, и мы ей оставили десткое питание и воду, объяснили, как открывать баночки... Я не буду описывать, как выглядел ее дом, а вы просто посмотрите на фотографии:
Это на полу повсюду так:
И сама бабушка.
Я думаю, что комментарии и описания моих впечатлений излишни.
Следующим пунктом назначения была улица Короткая, по дороге на которую мы наткнулись на похороны, а на самой Короткой два ребенка качались на уцелевших качелях, и несколько взрослых вышли принять у нас вещи и воду. Был тихий мужчина, у которого приходилось выспрашивать, сколько детей и какого возраста, потому что было очевидно, как ему трудно просить о чем-то двух юных девушек в виде меня и Тани, были женщины, которые очень просили легкую одежду - а ее было мало, многое уже раздали. И опять мы были первыми, кто к ним приехал.
На соседней улице - Лагерной - та же история. Было уже 19 часов, и одна женщина, когда мы открыли дверцы кузова, прослезилась и сказала, что про них все забыли и никто не приезжал. Мы хотели успеть в Нижебаканскую и Неберджаевскую, а уже темнело, поэтому оставались там недолго, но сообщили остальным, что надо подвезти что-нибудь на Лагерную. Замечу, что эта улочка - второй или третий поворот налево после въезда в город с трассы. И к ним не приезжали.
В Нижебаканской картина была следующая: станица стоит на трассе, и несколько машин выкачивает воду с участков, которые стоят непосредственно у трассы. Мы же свернули влево и через сто метров оказались в аду:
Мы были удивлены, но люди сказали, что им привозили воду и до нас. У нас они взяли свечки и кое-какие вещи. А двое мальчишек на велосипедах сказали, что на той стороне реки людям не давали ничего, и поехали впереди нас, показывая дорогу. Вот что там было:
И вся эта грязь и вода в домах. Людям не в чем ходить, не на чем спать, нечего есть и пить. И до них просто никто не доезжает. Мы там были где-то в 20.30. И все мы были уже измотаны и в шоке.
После Нижебаканской мы решили заехать в Неберджаевскую, но там толком никого и ничего не увидели, не заезжали вглубь и, поскольку темнело, вернулись в Крымск на улицу Лагерную, куда так никто и не приехал.
Мост перед Неберджаевской:
Сразу после этого моста стояла машина ДПС, а возле нее четыре гаишника пили чудо-йогурт.
На Лагерной мы раздали очень много вещей, после чего вернулись еще и на Короткую, где нас ждала еще одна старушка, которой мы обещали найти вещи большого размера на сына. На Короткой было уже совсем темно, а кроме нас туда заехала еще одна машина - люди развозили хлеб и воду. По-прежнему ничего не было слышно от официальных спасателей или кого бы там ни было.
Из-за темноты мы больше не могли выбирать вещи и проезжать по всем этим дорогам, и нам сообщили, что администрация пригнала какое-то количество пустых автобусов, в которые можно собирать оставшиеся неразобранные вещи, чтобы потом их как-то распределили. В 22.30 мы разгружали свою газель от небольшого количества одежды (все остальное раздали) на Троицкой. Что дальше делалось с этими автобусами, я не знаю. Мы отправились домой в Краснодар в 23.00, проведя 8 часов в Крымске и его окрестностях.
ИТОГИ:
Собственно, краткое изложение увиденного: люди все делают своими силами. Кроме откачивающих воду машин на больших улицах или трассе мы не видели НИКОГО. То есть на улицах стояло несколько чистеньких гаишников, озираясь по сторонам, пару раз увидели кучку людей в военной форме - тоже очень чистеньких с одной лопатой на троих - они курили на пенёчке. Везде нам говорили, что мы приехали первые. Везде, где мы встречали людей, как-то оказывающих помощь, мы узнавали, что они такие же добровольцы. Мы не видели ни одного представителя администрации, который бы чем-то занимался, но видели пару эвакуаторов, вызванных самими людьми. В новостях по 9 каналу из того, что я рассказывала на 3.40 мин
http://9tv.ru/news/item/29529, вырезали слова про то, что мы везде первые и к людям никто не приезжал до нас. Вся помощь, которую мы увидели, делается силами таких же как мы - без всяких организаций, без всякой администрации. Как следствие, нет единой организованности, когда люди знают что и куда везти - в Крымск можно приехать на машине с забитым багажником и просто ездить по улочкам - с немалой вероятностью окажется, что до вас людям никто и ничего не привозил. Туда НУЖНО ехать, и если вы еще раздумываете или считаете, что там достаточно помощи, вы ошибаетесь. К сожалению, только собрать вещи и отправить их недостаточно. Там нет никаких специальных людей для раздачи, кроме добровольцев из разных городов.
Пострадавшие люди проявляют необыкновенную выдержку, заботятся друг о друге, они брали вещи не только себе, но и соседям, если тех не оказывалось возле нашей газели. Мы не видели, чтобы кто-то плакал или был не в себе - только одна женщина прослезилась - оттого, что мы приехали. Они считают, что они никому не нужны, и своими силами убирают свои дома, помогают соседям и не жалуются. Каждый третий думал, что мы какая-то организация - люди просто не верили, что первыми приехавшими к ним были простые добровольцы. Они очень благодарили, никто не брал лишнего; часто можно было услышать "нет-нет, я не возьму это, оно кому-то нужнее" - например, от матери троих маленьких детей. Этими людьми можно восхищаться, и обязательно надо им как-то помочь.
x