Если отбросить всякий бред а основываться только на достоверных фактах все очевидно:
Люди погибли потому, что судно быстро затонуло.
Судно быстро тонет только в случае переворота.
Переворот возможен только при быстрой потере остойчивости.
Судно отвязалось, отманеврировало, вышло из порта и более часа двигалось по реке без проблем, стало быть, остойчивость оно потеряло в пути.
Такая быстрая потеря остойчивости, когда судно почти без крена вдруг резко падает на борт возможно только по причине свободных поверхностей. Стало быть за время перехода от причала до места гибели на судне поправка GM за свободные поверхности увеличилась выше самой GM настолько, что привело к перевороту. За счет чего? Сумма нижеперечисленных действий, добавьте свои.
1) Попытка откатать какой-нибудь полный (фекальный?) танк за борт
2) Попытка принять какой-нибудь танк (балластный например, ввиду ожидания плохой погоды впереди или для компенсации крена или для компенсации действий по пункту 1)
3) Выработка топлива / воды ниже уровня неучета свободной поверхности в танке(ках)
Резкое увеличение момента свободных поверхностей произошло перед самой аварией за счет:
1) Накопления дождевой воды после ливня на палубах теплохода (особенно с учетом высоты этих накоплений над центром тяжести судна
2) Возможного приема забортной воды через открытые иллюминаторы нижней палубы
Моментом, превысившим восстанавливающий стал момент от начатого поворота, возможно в сумме с моментом парусности от порыва ветра, сила которого в порывах при ливне может достигать огромных значений (все видели поваленные ветром деревья).
Штурманам надеюсь понятно. Шреку и другим механикам предлагаю взять ведро, закрепить по центру грузик и опустить в налитую ванну. При отклонении такого ведра оно будет стремиться восстановиться в вертикаль. Или с креном если грузик не по-центру, а затем наливать в него еще и воды – несмотря на принятие воды ниже ватерлинии ведра восстанавливаться оно будет гораздо хуже пока совсем не перестанет.
Что касается судов, якобы прошедших мимо и не оказавших помощь, то опять же, рекомендую механикам попросить капитана следующую тревогу человек за бортом провести в условиях хотя бы моросящего дождика а самому вызваться в наблюдатели (те которые не должны выпускать из вида при помощи бинокля сброшенную боцманом с бака бочку). На каком расстоянии проходили эти пароходы? Это пароход тонущим видно за несколько миль – тонущих за несколько миль не видно, а в дождь и в нескольких кабельтовых не увидеть, даже если знать что они там есть. А если не знать то и подавно. Люди в воде – да мало ли купающихся по пути следования летом на волге… Плоты – да мало ли плавсредств, включая списанные плоты при этом купающиеся имеют. Да и раскрылись ли они к тому моменту? Ведь еще нужно было гидростатам сработать, плотам всплыть и надуться а это несколько минут. Подавался ли хоть один из принятых на реке сигналов бедствия тем судам? Ну кроме криков, которые мы то с вами знаем на мостике услышать не было никаких шансов.
Это если непосредственно по делу, ну а так конечно и двигатель не работал, и лицензии не было, и народу много было и неучтенного в том числе, и судно старое, и прочее прочее но к трагедии это отношения не имеет.
вариант с накоплением воды на верхней палубе представляется невероятным , поскольку при появлении крена она, вода, неизбежно через бурт ватервейса уйдет за борт. Сколько там может быть высота этого бурта?
Допустим 5 см., тогда вся масса скопившейся на верхней палубе воды не может быть больше 20-30 кубов...после увеличения крена и скатывания воды, судно должно было восстановиться, а этого не произошло.
Значит свободная поверхность была внутри корпуса.И скорее всего не в танках, а там где она вода могла перекатываться с борта на борт, создавая максимальный момент, т.е. в МО или трюме(трюмах).
Даже если принять высоту ватервейса за 5 см, то 80 х 14 х 0.9 (за счет скруглений проекции) х 0.05 = 50 кубов, плюс еще 2 открытых палубы по бортам кубов 20-30. Это 10% водоизмещения этой посудины в полном грузу(774 т).
Кроме того, как я писал это не единственный а один из многих факторов. Вам ли не знать какие неприятности несет обледенение морских судов например а там и проценты к водоизмещению ниже и осадки гораздо больше, но длина плеча делает моменты критическими.
По поводу соответствующего наблюдения на речке. Вспомните, кто ходил в речке, вахту на водохранилище на осевой. По сторонам практически смотреть не за чем, справа или слева с большой скоростью, большие пароходы не появятся, это не море, все едут одной дорогой. Нашел осевой следующий буй и едешь на него , и если человек ходит этим камским устьем чуть ли не еженедельно, ему и смотреть нечего по сторонам, и большая вероятность, что он и не смотрел по сторонам и не вглядывался за пределы судового хода, что там смотреть, ведь никто не объявлял, что рядом тонут люди. Там и бинокль, не всегда в руки нужно брать если четко видишь следующий буй. Ну, а то что пишут, что видели и не оказали помощь - это нонсенс, такого быть не могло.
Я это место хорошо запомнил почему-то,хотя и много лет прошло. Судовой ход вплотную к берегу (300-400м), берег гористый, а справа, если снизу идти, волжская гладь на километры и лев.берег чуть виден или вообще море разливанное.
Но я о наблюдении в этом и подобных местах: в рубке штурмана, капитаны обычно дрыхнут на водохранилищах,для них работа в других местах. Вахтенный матрос уборкой занимается, в рубке один штурман, сидит в кресле, судно на автомате, изредка встанет размяться, попить кофе, редко перекур на крыле, абсолютно спокойная вахта, только смотри вперед и отмечай в атласе буи, давай отмашки и подтверждай обгон пассажирским. Никакого внимания на местный флот, лодки и прочее вне судового хода, просто не замечаешь и всё - не зачем. Плавающего человека не заметишь и со ста метров, плотики?лодки/шлюпки в 500 метрах? - в упор не замечаешь, в воскресенье особенно там полно чего плавает вдоль и поперек.
В эфире вялые переговоры ни о чем, два-три слова вякнет кто-то и молчание в основном в эфире.
Смотрел Атлас ЕГС лист 7 и картинка старая вот она - перед глазами. Осевой буй № 82 - он в стороне от берега, судовой ход снизу если идти поворачивает вправо,огибая меляку в 3-5 м. Знать бы точное место крушения, было бы яснее, но совершенно ясно, что не на судовом ходу случилось, а правее него. Говорилось, что утонули на глубине 14 метров - это вот там справа от буя от 500 до 1 км за кромкой с.х.примерно случилось. Получается, что Булгария вышла от пристани Болгары не по дополнительному судовому ходу с выходом на основной с.х., а своим путем, мимо островов: фильм Волга-Волга, песенка волжского капитана : "я тут все мели знаю,.. вот первая.."
(могу ошибаться. но такая картинка видится у меня).
Там местами неглубоко и много банок 3-4-5 метров и как кто-то говорил, могут и пни торчать ...Характер грунта бы еще посмотреть, может и камни есть.
http://www.morehod.ru/forum