В конце июля редакция сайта 102km.ru при поддержке Группы компаний «Башавтоком» приступила к реализации необычного проекта – потребительской экспертизе 92-го бензина, который можно приобрести на уфимских заправках. Всего мы объехали десять заправок, на каждой из которых взяли достаточное для проведения экспертизы количество топлива.
Стоит сказать несколько слов о том, как именно отбирались пробы. Мы брали топливо напрямую из раздаточного пистолета, что не соответствует требованиям ГОСТа, предписывающего брать бензин из топливохранилища с использованием специальных отборников. Дело в том, что нас интересовало качество топлива, попадающего в бак именно из пистолета, поэтому такое отступление от стандартов было сочтено допустимым. Соответственно, мы не собираемся обвинять кого-либо в несоблюдении требований к качеству топлива, а просто хотим получить ответ на простой вопрос: безопасен ли уфимский бензин для автомобиля?
Отметим, во-первых, что в Уфе подобных рейдов, организованных средствами массовой информации, еще не было. Конечно, автомобильное топливо регулярно проверяют контролирующие организации, однако с результатами этих проверок автолюбители, как правило, не знакомы. Во-вторых, нашей целью было не провести всесторонний химический анализ образцов, а узнать, что на самом деле разливают в бензобаки и канистры.
Опрос, проведенный на нашем сайте незадолго до старта проекта, показал: абсолютное большинство автовладельцев предпочитает заправляться на АЗС известных брендов, таких, как «Башнефть», «Башкирнефтепродукт» и «Лукойл». На все остальные заправки пришлось в общей сложности около 12% автомобилистов.
Полезными оказались и комментарии автолюбителей к статье «Бармен, три литра 92-го!». Читатели рассказали немало историй, на каких АЗС им (или их знакомым) попадалось плохое топливо. Были и те, кто полностью доволен бензином с уфимских заправок.
Итак, мы объехали восемь сетевых АЗС, работающих на территории Уфы, и две заправки, принадлежащие частным предпринимателям:
«Башнефть», ул. Амурская 30, к.1 (рядом с автоцентром Renault)
«Лукойл», пр. Октября, 1/1 (ост. «Фирма «Мир»)
«УНП», ул. Оренбургская 2а (за Дворцом молодежи БГАУ)
«Башкирнефтепродукт», ул. Оренбургская 2 (за Дворцом молодежи БГАУ)
«Картойл», ул. Шафиева, 11а (ост. «Юношеская библиотека»)
«КПД», ул. Трамвайная, 9/1 (ост. «Агидель»)
«Интеграл», ул. Сельская Богородская, 27 (ост. «Отдел кадров УМПО», на повороте)
«Артойл», ул. Жукова 27 (рядом с ТЦиО «Простор»)
«Народная», ИП Чистяков Ю.В., ул. Сельская Богородская, 57 (на территории оптовой базы)
АЗС ИП Гизетдинов А.Р., ул. Чудская, 1/1 (перекресток Сипайловской и Самаркандской, ост. «Ватутина»)
Все полученные нами образцы были опечатаны и доставлены в Испытательную лабораторию Магнитогорского государственного технического университета. Пробы были анонимными, то есть лаборатория проверяла пронумерованные образцы, не зная названий и адресов соответствующих им заправок.
Существует практически бесконечное множество параметров, согласно которым топливо может оказаться качественным или не очень. Проверять образцы абсолютно по всем критериям долго, дорого и, честно говоря, бессмысленно. Поэтому из всего разнообразия параметров были выбраны ровно 12, указанных в ГОСТ 51105-97. Нормативы, указанные в этом документе, стали условными критериями качества, своего рода отправной точкой для сравнения полученных нами образцов и государственных стандартов. Полную таблицу результатов исследований вы можете увидеть в конце этой статьи. Мы же хотим сейчас вкратце рассказать о том, как именно проверялись те или иные параметры.
Внешний вид и медная пластинка
Внешний вид бензина – это первое, на что обращают внимание эксперты. Топливу дают отстояться и визуально определяют, нет ли в колбе воды или механических примесей, которые могли бы негативно сказаться на работе топливной системы автомобиля. Отметим, что этот тест прошли все образцы: каждый из них был охарактеризован как «чистый, прозрачный».
Также абсолютно все пробы выдержали испытание на медной пластинке. Этот анализ показывает наличие в топливе активных сернистых соединений, которые могут вступать в реакцию с цветными металлами даже при нормальных условиях, что делает их опасными для двигателя, трубопроводов и клапанов. Пластину из чистой электролитической меди помещают в топливо и выдерживают несколько часов при заданной температуре. После окончания теста пластина должна оставаться чистой. Вердикт – «Класс 1» для всех и каждого.
Два октановых числа
Октановое число определялось моторным и исследовательским методами с помощью универсальной установки для определения октановых чисел УИТ-85М в комплекте с детонометром ДП-84. Стоит пояснить, что моторный метод характеризует детонационную стойкость бензина при работе мотора под большой нагрузкой, например, при буксировке прицепа. В свою очередь, исследовательский (именно его указывают в марке бензина) рассчитывается на режимах малых нагрузок, как при городском движении. Для сравнения, ГОСТ Р 51105-97 допускает октановое число топлива по моторному методу – не менее 83,0, а по исследовательскому – не менее 92,0.
Моторный метод провалила только одна АЗС, проверку по исследовательскому методу выдержали все. Восемь из десяти показали результат «с запасом», оставшиеся немного не дотянули до 92. «Лукойл», к нашей радости, продавал настоящий «девяносто третий» бензин, вплотную к этому показателю приблизились еще два образца с других заправок.
Смолы, сера и свинец
С другим параметром – концентрацией фактических смол – также все в порядке у большинства. На основании стандарта (ГОСТ 1597-93) в лаборатории определяли содержание в автомобильном бензине непромытых смол – остатков от выпаривания топлива, состоящий из фактических смол и трудноиспаряющихся компонентов присадки. Основная цель испытаний – измерение количества продуктов окисления, образующихся в топливе, в условиях, приближенных или воспроизводящих условия применения бензина на соответствующих двигателях, а также выявление трудноиспаряющихся компонентов присадки. Стандарт допускает не более 5,0 мг смол на 100 мл бензина. Лучший результат – у «Башнефти» (1,0 мг), в топливе с других заправок нашлось в среднем 1,5-2,5 мг. У верхней границы нормы оказался лишь «Артойл» с результатом 4,6 мг. В образце №7, который был получен с безымянной АЗС в районе остановки «Ватутина» (он, кстати, был самым дешевым на день отбора проб – 23 рубля за литр), количество непромытых смол составило 122,8 мг. Как пояснил руководитель Испытательной лаборатории МГТУ Михаил Егоров, «образец имеет присадку с трудноиспаряющимися компонентами (более 160ОС), визуально на стенках лабораторного стакана получили гелеобразное прозрачное вещество».
Впрочем, в данном случае, скорее всего, виноват не производитель бензина. Смолы имеют свойство накапливаться при неидеальных условиях хранения, в том числе и от повышенной температуры емкости. В случае с топливохранилищем, расположенным в цистерне на свежем воздухе, подобный результат не удивителен.
Содержание ароматики и олефиновых углеводородов является неотъемлемой частью автомобильного бензина, полученного в результате крекинга или каталитического крекинга. Такой простейший олефин, как пропен, имеет ОЧИ = 122 ед., а ОЧМ = 102,5 ед. Основообразующий компонент всей ароматической группы – бензол – имеет ОЧИ = 98 ед., а ОЧМ = 87,3 ед. Поэтому, чем больше олефинов и ароматики, тем выше марка бензина. Однако и здесь есть одно но.
«Олефины в своем строении имеют одну двойную связь между атомами углерода, тогда как в ароматики более трех, – поясняет Михаил Егоров. – Разрушение этих связей в процессе сжигания топлива вызывает выброс энергии без особой детонации (то есть преждевременного воспламенения топлива). Однако разрушаются не все связи, определенное количество в виде отходящих газов попадают в атмосферу в виде свободных радикалов, которые охотно соединяются с галогенами (S, P, Cl) и металлами и образуют канцерогены. Поэтому государственные органы, принимающие нормы, устанавливают «золотую середину» между высокооктановым бензином и его экологичностью».
В норме олефины должны составлять не более 18% объема бензина, однако в четырех образцах их количество было существенно превышено – до 21-24%. Больше всего олефинов, 25,8%, нашлось в бензине с АЗС на Ватутина. Незначительно выбился из нормы образец с «Башкирнефтепродукта» – 19,1% олефинов.
Все образцы были также проверены на содержание серы. Пять с плюсом получает «Лукойл», в чьей продукции нашлось всего лишь 100 мг (нижний предел определения по ГОСТ 19 121, возможно, на самом деле серы меньше) этого вещества из 150 допустимых. Не уложились в норму, но выдержали проверку «Картойл», «Артойл» и уже знакомая нам заправка на остановке «Ватутина». Неуд получили «УНП» и «Интеграл». В оставшихся четырех образцах содержание серы не превышает норму. Добавим, что другого потенциально вредного элемента – свинца – не нашлось ни в одном образце.
Давление паров, плотность и индекс испаряемости
Плотность бензина марки «Регуляр-92» при температуре 15 градусов Цельсия по ГОСТу должна составлять от 725 до 780 кг/м3. В норму уложились все образцы, кроме одного. Этот тест вновь провалил бензин с «Ватутина». Максимум показали «Лукойл» (748,6), «Башнефть» (743,6) и «Башкирнефтепродукт» (740,7). У остальных образцов этот показатель находился в пределах 726-733 кг/м3.
«Бензины с АЗС «Лукойл», «Башнефть» и «Башкирнефтепродукт» имеют наиболее сбалансированный групповой состав углеводородов (парафинов, изопарафинов, нафтенов, ароматики, нафтенов и так далее). Наилучшим является показатель, находящийся в середине этих границ (725-780). Такой же принцип относится к давлению насыщенных паров», – комментирует результат испытаний Михаил Егоров.
Такой параметр, как давление насыщенных паров, показывает испаряемость бензина при определенной температуре и склонность к образованию паровых пробок. Для летнего топлива нашего региона этот показатель должен находиться в пределе 45-80 кПа. С практической точки зрения слишком низкое давление может затруднить пуск двигателя даже в теплую погоду, а слишком высокое – в жару – может привести к закипанию бензина. У всех проверенных образцов с давлением оказалось все в порядке, а вот другой параметр, характеризующий склонность к образованию пробок, в двух пробах оказался завышенным.
Индекс испаряемости – это расчетная величина, которая связывает ДНП и отгон бензина при 70ОС. Бензины, произведенные из газового конденсата, как правило, имеют большое значение отгона до 70ОС, поэтому их индекс испаряемости зашкаливает за норму. В норме для нашего региона в летний период он не должен превышать 1000, и в большинстве образцов он составил приблизительно 800-900. Самый низкий индекс, 786, у «Башкирнефтепродукта», самый высокий – у бензина с «Ватутина». Незначительно повышен индекс испаряемости у образца с «Артойла» – 1015.
Бензин по косточкам
Чтобы разобрать бензин на «детали», его кипятят при различной температуре. Каждая часть топлива, выкипающая в определенном температурном диапазоне, называется фракцией. Один из способов узнать, из чего состоит образец – это отслеживание температуры выкипания фракций. Так, в ГОСТе указываются следующие моменты: начало кипения, пределы перегонки 10, 50 и 90% топлива и конец кипения. Кроме того, измеряется остаток в колбе: в норме он не должен превышать 2% от объема.
Большинство образцов кипели, как положено. Разве что проба с АЗС «Интеграл» начала кипеть при температуре 33,2 градуса Цельсия (при минимальной норме в 35 градусов), впрочем, это отклонение нельзя назвать существенным. Доля остатка в колбе оказалась незначительно завышенной у образцов с «Лукойла» (2,4%) и «Картойла» (2,2%). Значительно превышен параметр у «Башнефти» – 3,6%.
Все образцы были также исследованы на оксигенаты, повышающие октановые числа на несколько десятков единиц. Их содержание во всех образцах оказалось минимальным.
«Бензины всех образцов, кроме образца №7, «прошли» технологию крекинга, поэтому не требовали дополнительного добавления оксигенатов, Образец №7 в своем углеводородном составе имеет преимущественно низкокипящие углеводороды, как правило, образованные из газового кондесата, поэтому для повышения октанового числа требовалась присадка», – комментируют результаты сотрудники лаборатории. К сожалению, с точностью идентифицировать добавку в образце №7 (безымянная АЗС на «Ватутина») так и не удалось.
Высокооктановый бензин можно получить и без добавок, например, с помощью особого способа переработки фракций, увеличивающих количество ароматических углеводородов в топливе. Их объемная доля не должна превышать 42%. Впрочем, ни в одном образце она и не оказалось завышенной. Больше всего ароматических углеводородов было обнаружено в пробе с «Башнефти» (30,9). Минимум, 4,3%, снова на «Ватутина», что в очередной раз намекает на использование присадок неизвестным производителем (напомним, что нам не удалось выяснить происхождение этого топлива, поскольку оператор АЗС так и не смог найти каких-либо документов на продукт).
Другое ядовитое соединение, бензол, оказался незначительно завышенным в четырех образцах из десяти. В остальных пробах объемная доля этого вещества не выходила за пределы максимально допустимой нормы (1,0%).
Заключение
Судя по результатам исследования, бензин на уфимских АЗС вполне можно назвать качественным и безопасным. Тем не менее, даже в образцах, полученных с заправок крупных сетей, нашлись некоторые изъяны, к примеру, превышенное содержание серы, бензола и олефиновых углеводородов.
Что касается небольших АЗС частных предпринимателей, то их посещение похоже на покупку кота в мешке. В нашем рейде было две таких АЗС, принадлежащих соответственно ИП Гизетдинову (ул. Чудская, 1/1, остановка «Ватутина») и ИП Чистякову (ул. Сельская Богородская, 57, на территории оптовой базы). Обе находятся относительно недалеко друг от друга, однако результаты кардинально отличаются. Бензин «от Чистякова» ни по одному из проверенных параметров не вышел за пределы нормы (кстати, это единственный образец, который полностью уложился в нормы по ГОСТ Р 51105-97, без каких-либо отступлений). В свою очередь, топливо «от Гизетдинова» навряд ли можно назвать безопасным для двигателя: здесь и заниженные октановые числа, и содержание высококипящей присадки, и низкая плотность, и слишком высокий индекс испаряемости.
С другой стороны, одним из лучших образцов, бесспорно, можно назвать бензин с АЗС «Лукойл» (проспект Октября, 1/1). Эта проба показала наивысшие октановые числа, минимальное содержание серы, смол и олефинов. Единственный параметр, который выбился за пределы нормы – это доля остатка в колбе после выкипания. Впрочем, превышение незначительное и вряд ли может сказаться на работе мотора.
Топливо на АЗС «Башнефть» и «Башкирнефтепродукт» также оказалось качественным. Единственное «но» – небольшое превышение объемной доли бензола в обоих образцах.
92-ой бензин, который мы приобрели на АЗС «УНП», не прошел тест только по одному критерию – содержанию серы. В образце оказалось 285,8 мг/кг вещества, для сравнения, ГОСТ допускает не более 150 мг/кг. Среди возможных последствий воздействия серы на двигатель можно назвать образование кислот с высокой коррозионной активностью, что может увеличивать износ цилиндропоршневой группы и выпускной системы.
В образце, полученном на АЗС «Картойл», оказалось немного заниженное октановое число, незначительно повышенная концентрация серы и превышенное содержание олефиновых углеводородов. В то же время образец оказался одним из лучших по концентрации фактических смол (1,4 мг/100 мл при допустимом показателе в 5,0 мг).
АЗС «КПД» и «Артойл» в целом показали хорошие результаты. В норму не уложилось разве что содержание олефинов – 23,8% в обоих случаях. Кроме того, в образце с «Артойла» было обнаружено незначительное превышение серы и опять же незначительно превышенный индекс испаряемости.
Результаты этого небольшого исследования не стоит воспринимать слишком буквально. На каждой АЗС было отобрано всего лишь по одной пробе, и мы не можем знать, какой бензин завезут на каждую из заправок, скажем, завтра. Качество топлива может меняться в зависимости от множества различных факторов: НПЗ, способа доставки, срока хранения на нефтебазе и даже от погоды. Для небольших АЗС можно добавить еще влияние человеческого фактора.
Отметим, что крупные топливные компании в большинстве случаев имеют собственные лаборатории (именно по этой причине наши образцы были отправлены в Магнитогорск: объективность исследования бензина, приобретенного на заправке N и отправленного на экспертизу в одноименную топливную компанию, сразу же оказалась бы под вопросом). Соответственно, на сетевых АЗС качество топлива контролируется на всех этапах, вплоть до доставки на саму заправку.
В скором времени мы продолжим «народную» экспертизу бензина на АЗС, расположенных в Уфе и республике. На очереди – АИ-95, дизельное топливо и газ. А пока – внимательно рассмотрите таблицу, в которой детально расписано, что именно продавали на уфимских автозаправках в день забора проб.
Краткие результаты исследования бензина АИ-92 на АЗС Уфы в июле 2011 года
(красным выделены параметры, выходящие за требования ГОСТа, синим – незначительные отклонения от указанных требований, зеленым – лучшие из образцов)Наименование показателя, единица измерения Норма по ГОСТ Р 51105-97, для марки Регуляр-92** «Баш
нефть» «Лукойл» «Уфанефте
продукт» «Башкир
нефте
продукт» «Картойл» «АЗС
КПД» Безымян-ная, ИП Гизетдинов «Народ-ная», ИП Чистяков «Инте-грал» «Артойл»
Октановое число по моторному методу Не менее 83,0 83,1 84,2 83,1 83,8 82,7 83,3 81,1 83,5 83,3 83,1
Октановое число по исследова-тельскому методу Не менее 92,0 92,8 93,0 92,6 92,9 91,8 92,4 91,4 92,5 92,4 92,2
Концентра-ция свинца,
г/дм3 Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет
Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 бензина Не более 5,0 1,0 2,4 2,0 2,0 1,4 3,0 122,8 3,6 2,8 4,6
Концентрация серы,
мг/кг Не более 150,0 123,6 100,0 285,8 123,6 188,6 126,1 196,2 124,8 249,8 188,6
Объемная доля бензола, % Не более 1,0 1,5 1,0 1,0 1,4 1,1 1,0 0,6 1,0 1,1 1,0
Объемная доля олефиновых углеводородов, % Не более 18,0 17,3 3,7 16,7 19,1 21,2 23,8 25,8 14,7 16,1 23,8
Объемная доля ароматических углеводородов, % Не более 42,0 30,9 30,7 16,6 25,5 17,0 15,3 4,3 24,6 23,0 19,6
Испытание
на медной пластине Класс 1 Класс 1 Класс 1 Класс 1 Класс 1 Класс 1 Класс 1 Класс 1 Класс 1 Класс 1 Класс 1
Внешний вид Чистый, про-зрачный Чистый, про-зрачный Чистый, про-зрачный Чистый, про-зрачный Чистый, про-зрачный Чистый, про-зрачный Чистый, про-зрачный Чистый, про-зрачный Чистый, про-зрачный Чистый, про-зрачный Чистый, про-зрачный
Плотность
при 15 градусах Цельсия,
кг/м3 725,0–780,0 743,6
748,6 729,3 740,7 728,3 727,4 701,7 733,5 729,5 726,4
Давление насыщенных паров*, кПа мин. – 45, макс. – 80 64,0 64,0 70,5 57,5 69,0 66,0 59,0 61,0 65,0 77,5
Фракционный состав*:
температура начала перегонки, С Не ниже 35 35,9 37,0 35,0 38,0 35,0 35,0 46,1 38,1 33,2 35,2
пределы перегонки, С:
10% Не выше 70 49,0 51,0 48,0 52,0 47,1 48,1 51,2 49,2 46,3 48,3
50% Не выше 115 98,2 103,2 92,2 96,2 87,2 93,2 58,2 93,3 90,5 91,5
90% Не выше 185 168,4 158,4 176,5 167,4 171,5 176,5 119,4 173,6 173,8 174,8
конец кипения, С Не выше 215 175,5 181,5 200,5 197,5 193,6 200,6 150,5 195,7 196,9 197,9
доля остатка в колбе, %, (по объему) Не более 2 3,6 2,4 1,6 1,3 2,2 2,0 1,6 1,8 1,6 1,7
остаток и потери, %, (по объему) Не более 4 5,4 3,6 3,4 2,6 3,6 2,8 2,7 3,1 3,4 3,4
Индекс испаряемости* Не более 1000 852 849 944 786 925 899 1093 853 896 1015
* – значение для класса 2 испаряемости бензина (для районов II4 и II5 с 1 апреля по 1 октября – ГОСТ 16350).
** – нормы приведены в качестве условного ориентира для информирования читателей.
Внимание! Настоящее исследование является потребительской экспертизой бензина АИ-92, и его результаты носят сугубо информационный характер. Метод отбор проб и их хранения разработан авторами исследования с учетом его целей и задач и не соответствует требованиям ГОСТов и других нормативов, которые используют проверяющие органы и организации нефтеобеспечения для контроля качества нефтепродуктов. В частности, это касается:
отбора проб из топливораздаточной колонки вместо отбора непосредственно из резервуара специальным пробоотборником по ГОСТ 2517-85 или ГОСТ Р 52659-2006. Это обусловлено задачей отбирать пробы независимо от топливных компаний, а также задачей исследовать топливо, непосредственно поступающее в баки автомобилей;
отбора проб без предварительного информирования представителей топливной компании, без согласования независимой лаборатории для проведения анализа и без оставления арбитражной пробы на АЗС, чего требует инструкция по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтеобеспечения, так как эта инструкция распространяется на организации нефтеобеспечения, к которым наш сайт не относится;
сроков проведения анализа по вышеуказанной инструкции по аналогичным причинам.
В связи с этим мы подчеркиваем, что полученные результаты предназначены для общего ознакомления читателей сайта 102km.ru с особенностями топливного рынка Уфы, для сравнения качества топлива на различных АЗС (поскольку все пробы отбирались и анализировались одинаковым способом) и не являются основанием полагать, что какая-либо из указанных проб могла бы считаться неудовлетворяющей требованиям нормативов при проведении государственной проверки. Требования ГОСТов и регламента в таблицах приведены в качестве условного критерия качества топлива, что необходимо для ориентирования читателей относительно допустимых границ значений каждого параметра.
http://102km.ru/autostop/421961.html