Настоящая заметка написана по результатам осмотра очередного Ford Focus I USA с двигателем SplitPort 2.0L.
Хозяйка обратилась по причине громкого звука, похожего на звук дизеля, работы двигателя (далее - ДВС).
Краткая предыстория обращения:
Молодая особа приобрела за недорого Ford Focus I USA с двигателем SplitPort 2.0L, при этом, от предыдущего владельца остался наказ: "Лейте масло 15w50".
Естественно, ДВС звучал громко, а затем начал сильно дымить, плюс горел индикатор низкого давления масла.
Хозяйка обратилась в сервис № 1, где на ДВС поменяли маслосъемные колпачки клапанов и масляный насос. ДВС стал меньше дымить, но работал так же шумно.
Хозяйка обратиласть в сервис № 2, где ДВС разобрали, но найти запчасти для капиталки не смогли. Поэтому ограничились заменой одного поршня на б/у, и чисткой посадочных мест поршневых колец,
заменой гидрокомпенсаторов на новые. Поршневые кольца оставили старые. Масло залили 10w40, и рекомендовали заливать такое и дальше.
ДВС дымить перестал, но звук "дизеля" остался.
По приезду ко мне ДВС издавал равномерный громкий "дизельный" звук, с кратковременным проявлением цокающих шумов.
Собственно по звуку зразу было понятно, что стучат маслонаполняемые гидрокомпенсаторы клапанов. Обследование ДВС с помощью автомобильного стетоскопа только подтвердило очевидное.
Теперь разберем причину шумной работы ДВС SplitPort с пробегом.
Split Port (SPI) — простой 4-х цилиндровый 8-ми клапанный двигатель с одним расположенным сверху распредвалом и распределенным инжекторным впрыском. До Ford Focus устанавливался на Ford Escort. Устройство газораспределительного механизма классическое (аналогично устроены ГРМ на отечественных 8-ми клапанных двигателях), но с одним отличием —
на ДВС SplitPort имеются маслонаполняемые гидрокомпенсаторы (далее - МГК).Спецификация ДВС SplitSport. Скачайте, чтобы посмотреть целиком.Пример гидрокомпенсатора для ДВС SplitPort.
Конструктивно, это два подвижных относительно друг друга стакана, образующие пустотелый цилиндр с пружиной внутри, или цилиндр и подвижный поршень в нём.
Пример устройства и работы гидрокомпенсатора
Собственно до 1998 года МГК и ДВС SplitPort и ДВС Zetec, но из-за проблем с оригинальным маслом при длительном межсервисном интервале (оригинальное полусинтетическое масло следует менять через 7 - 8 тыс. км. пробега) МГК сильно шумели и часто ломались. С 1998 года на ДВС Zetec МГК заменили на цельные толкатели, а вот ДВС SplitPort менять не стали.
Конструктивной особенностью МГК является сильная зависимость от вязкости, качества и давления моторного масла.При работе ДВС масло по тонким каналам в головке блока цилиндров (далее - ГБЦ) подается в кольцевую канавку шахты МГК. Кольцевая канавка располагается так, что напротив нее оказываются питающие отверстия МГК.
Когда зазор м/у кулачком распредвала или коромысла толкателя и МГК увеличивается, пружина внутри МГК давит поршень вверх и создает разряжение масла. За счет этого разряжения при прохождении МГК мимо кольцевой канавки ГБЦ, через питающие отверстия в МГК поступает ограниченная порция моторного масла.
При давлении на МГК сверху вниз (при открытии клапана) масло, как несжимаемая жидкость, обеспечивает постоянную длину МГК и постоянный зазор м/у МГК и кулачком распредвала или коромысла толкателя.
Причины стука гидрокомпенсатора «на холодную» (при непрогретом моторе):1) Слишком густое масло, на не прогретом двигателе, плохо заходит в полость гидрокомпенсатора. Нужно время, чтобы полость заполнилась маслом
2) Забита загрязнениями масляная магистраль или клапан гидрокомпенсатора. Загрязнения появляются при низком качестве или при затянутых сроках смены моторного масла, а также могут являться продуктами износа некоторых деталей двигателя.
3) Износ или заклинивание плунжера гидрокомпенсатора. Бывает от естественного износа или от попадания абразивных загрязнений в моторное масло.
Причины стука гидрокомпенсатора «на горячую» (на прогретом моторе):1. Заклинивание плунжерной пары гидрокомпенсатора из-за естественного износа или загрязнения. Задиры на плунжере блокируют его движение и гидрокомпенсатор полностью теряет работоспособность. Зазор не выбирается и гидрокомпенсатор стучит.
2. Слишком малая вязкость прогретого масла, масло вытекает через зазоры плунжерной пары быстрее, чем подается насосом. Некачественное масло или слишком жидкое для данного двигателя масло сильно разжижается при прогреве и легко вытекает через технологические зазоры.
3. Повышенный уровень масла в двигателе, вспенивание масла из-за перемешивания коленчатым валом или из-за попадания воды в двигатель.
В данном случае имел место вариант с неправильно подобранным моторным маслом.Согласно официальной спецификации компании Ford
с 2001 года для ДВС SplitPort рекомендовано полусинтетическое масло вязкостью 5w20.МГК рассчитаны на полусинтетическое масло с максимальной вязкостью 5w30.
Масло с вязкостью 10w40, и уж тем более 15w50 для МГК ДВС SplitPort не подходит совсем!Такое моторное масло слишком вязкое, и МГК не могут набрать через питающие отверстия достаточное его количество. Как результат, МГК не держат создаваемое на них давление, внутренняя пружина МГК полностью сжимается, и происходит удар поршня о дно цилиндра МГК. Именно отсюда звук "дизеля" и цоканье.
К сожалению, для ДВС SplitPort с большим пробегом проблема стука МГК напряму связана с износом поршневой группы.
Зависимость проста: чем больше изнашиваются поршни и поршневые кольца, тем выше должна быть вязкость моторного масла, чтобы компенсировать увеличение зазоров. Но повышение вязкости масла убивает гидрокомпенсаторы.
Поэтому
решить проблему только заменой гидрокомпенсаторов или увеличением вязкости масла не получится.
ВНИМАНИЕ! Такая зависимость характерна для всех ДВС, в которых используются гидрокомпенсаторы.Если не заниматься устранением стука гидрокомпенсаторов, то можно проездить довольно долго без особых проблем, но, со временем, двигатель будет работать громче, с вибрациями, упадет мощность и увеличится расход топлива, а далее произойдет износ всего клапанного механизма