Этот фильм я смотрел 8 раз..
Ум может обмануть или ошибиться, сердце же и чувства — никогда. Так и случилось, когда я нашёл в Интернете постер к этому фильму. Даже не читая описание, отзывов, не видя скриншотов какое-то глубинное чувство во мне подсказало — «смотри»…
Не будучи поклонником современного индийского кино, скорей даже наоборот (считая индийские мелодрамы — черезчур выслащенными, а боевики — «сказочными») я-таки решился и посмотрел пару, как потом оказалось, шедевров — «ПиКей», а затем более ранний фильм «3 идиота». Я знал, что вскоре обязательно появится что-то ещё, не менее стоящее. Фильм, являющийся очередным Посланием Любви. Которое никакая цензура не обрежет и не сможет исказить.
Очень непросто донести свои глубинные чувства от шедевра в виде буковок.
Не будучи по натуре сентиментальным (разве что совсем чуток, но фильмами сложно в этом зацепить), на первых минутах данного фильма я был настолько тронут и переполнен чувствами, что не мог сдержать поток слёз (а для мужчины слезы — это когда уж «совсем»… ну, вы понимаете… тем более если рядом сидит другой мужик и все это совершенно неожиданно), но в конце истории — просто трясся полной грудью… Это были не слезы грусти или радости, это был огромный поток из определенно новых чувств и эмоций, пробивший дорожку от разума, воспринимающего обыкновенно достаточную ограниченную картинку, к самым глубинам безграничной души. К концу фильма я реально чувствовал, что такое Любовь на самом деле. И для этого не может быть слов. Понимать и ощущать.
То, что было выделено жирным выше — это собственно и есть мой отзыв. Я не знаю, как ещё более детальней можно было бы это описать, выразить или что ещё сюда добавить.
Ну разве что если пройтись по сюжету, что хотелось бы выделить (постараюсь не спойлерить, описывая более обтекаемо):
Музыкальное сопровождение и танцы
Всё очень в тему, до мелочей.
Я не фанат индийских киношных песен, танцев — тем более (не нахожу их интересными), но тут… музыка реально цепляет… Чередование современных мусульманских (Bhar Do Jholi Meri) и, с другой стороны, таких же современных индуистских (Selfie Le Le Re) мотивов — в этих композициях «чувствуется душа», сочетание их в единое целое с последующим обрамлением в своеобразный «Гимн жизни» (Zindagi Kuch Toh Bata) и закреплением всего этого по концу памяткой «Цени ценное, живи чувствами» (Tu Jo Mila) — все это оригинально, сочно, красочно, душевно собралось в единый букет ультраположительных впечатлений. Радуга на сердце засияла, так светло стало! Даже не верил, что фильм на такой ноте вдруг закончился, хотелось ещё, ещё пребывать наполненным состоянием непередаваемого словами позитива.
Верующие (не по канонам, а сердцем верующие) не делят людей на плохих и хороших
Образ последователя Ханумана (Бога-Обезьяны), непосредственного и простодушного, вероятно покажется несколько забавным нашему зрителю. Стоит сказать, что это пикантный момент, т. к. мейнстрим в индуизме, играть с этим опасно — риск навлечь гнев старообрядцев (и запрет фильма и осуждение от большей части жителей Индии, поскольку культ почитания Ханумана очень популярен). Но, как говорят, на правду не обижаются. А тут так и обижаться не на что. Поведение главного персонажа действительно кажется комичным, но любое его действие и поступок делается в состоянии Любви («Не за это [религию т. е] тебя люблю, Паван, а за то, что сердце у тебя доброе и большое»). Он хочет и старается всегда поступать по совести. Так что не смотря на некоторую инфантильность главного героя зритель смеётся и симпатизирует ему от души, воспринимает в исключительно положительном ключе (искренность и чистое сердце — превыше всего).
Образ девочки-мусульманки, с другой стороны, да ещё с таким грозным именем «Шахида» — о ужас — казалось бы должен вмиг навлечь зрителю картинку-представление «мечи и ножи». Но насколько все отличается! Шахида растет, окруженная любовью в мусульманской семье бывшего военного, ставшего «добрым пастырем» — владельцем крупного фермерского хозяйства. Как же приятно находить подтверждение по ходу фильма, что настоящие мусульмане — это вовсе не те, кто убивают, заставляя «неверных» служить «своего Богу». Это искаженное представление, которое навязывается определенными кругами с целью опорочить настоящий, первоисходный ислам, в котором есть место настоящей Любви.
В фильме ощущается мощный позыв. Настоящий верущий (знающий Любовь), будь он последователем Ханумана или Кришны, Мухаммеда или Христа — он живет Любовью. Он окажет помощь страждущему другой конфессии не задумываясь. В реализации этой помощи нуждающимся и проявляется настоящая любовь к своему Богу. Любовь, которая просто есть и которая не требует ничего взамен.
Не все в фильме идеально. Например, мне показалось, что для Салмана Кхана роль Павана не совсем подходит, как и наоборот — для воплощения образа Павана не совсем подходит Салман Кхан… наверное, Аамир «ПиКей» Кхан подошел бы лучше! Но это мелочи и никак не влияют на мою общую оценку фильма. Хотя все же кулачную сцену разборок в «базарном доме» из фильма я бы исключил (ну да ладно, это же индийское кино).
Итог. Если бы каждый из нас понимал и помнил, что все мы — Люди (с большой буквы), каждый из нас имеет собственное право «налево» (при одном-единственном условии — не мешая при этом «соседу», не создавая запретов в его персональном «праве налево»), а границы государств — искусственные линии на карте… Если бы только каждый из нас это понимал и помнил, то в мире бы не стало войн.
И это не утопия, а скорей призыв — достучаться до сердца зрителя, часто закрытого для такого важного дела (страх или самозащита, пассивность или возможно эгоизм), объединиться в стремлении уважать ближних какими бы они ни были, со всеми «недостатками», «странностями» и «противоречиями». Возможно только так получится остановить поток из деструкций и негатива, который начал зашкаливать в последние годы. Люди отчасти призабыли, кем они есть на самом деле…
Фильм не может оставить вас равнодушным. Очень советую к просмотру всем, кто занимается духовным/личностным развитием.
Глубокий. Очень глубокий смысл.
Не могу передать словами насколько.
10 из 10
x