Тест - сравнение Subaru Forester MY09, Tiguan и KugaНовобранцы2 октября 2008
Текст: Максим АхтямовФото: Клим Серебренников
Моросит промозглый дождь. Огни большого города становятся ярче, наступают сумерки и становится немного не по себе. Открываю дверь, за которой меня встречает мягкая подсветка. Дверь закрывается приятным хлопком, и вот я уже в другом мире, где тепло, сухо и уютно.
За окнами как по черно-белому телевизору с плохо отстроенной яркостью пролетают автомобили, озябшие прохожие выглядят просто тенями. Машина незаметно набирает скорость, перестраиваясь в потоке, звук двигателя почти не слышен, из колонок льется спокойная музыка. Как хорошо, что следующие 500 километров я проведу за рулем именно этого автомобиля.
Но все это будет только после того, как закончится тест кроссоверов через пару часов.
Мода на высоту дорожного просвета
К ним всегда относятся более предвзято, чем к старикам. Оно и понятно: людям в большинстве своем чуждо что-то новое. Они привыкли жить так, как любят, ездить на старой проверенной модели автомобиля, изредка обновляя ее, когда пробег выйдет за пределы гарантии. А новое – это каждый раз что-то неизведанное…
А нам интересно все новое. И именно поэтому нам предстоит разобраться, что за новинки пополнили класс кроссоверов. И пусть одновременно все три соперника не встретились (в первый день Volkswagen Tiguan соперничал с Subaru Forester, а во второй с Ford Kuga), препятствия и условия были одними и теми же, что позволило выявить особенности автомобилей.
Серебристая решетка радиатора и низкоопущенный передний бампер – главная внешняя черта версии Sport&Style.
Tiguan стал первым компактным кроссовером в модельном ряду Volkswagen. С одной стороны, опыт постройки такого автомобиля важен, его создатели могли учиться на ошибках других, создавая с чистого листа почти совершенный автомобиль. Чтобы сделать кроссовер узнаваемым, немецкий производитель решил использовать как можно больше собственных дизайнерских элементов. Например, передние фары – что-то среднее между Touareg и Touran, а задние фонари – среднее между Golf и Eos. Зато даже на расстоянии можно понять – это Das Auto!
В России в этом году продаются автомобили только с дизелем и механической коробкой передач.
Ford уже имел опыт постройки кроссоверов. Первой ласточкой был Ford Maverick/Escape, который пользовался большим успехом в США, а его гибридные версии стали хитом у таксистов. В Европе машина не пошла, все-таки грубая и простая отделка не вязались с ценой как у Honda CR-V. Ford Kuga разрабатывался уже европейским отделением Ford Europe, чтобы не допустить провала на европейском рынке. Этот кроссовер обладает самым эффектным дизайном из всей троицы. Автомобиль постоянно находится в движении, даже если стоит на месте. А короткие свесы спереди и сзади не только облегчают визуальное восприятие кроссовера, но и повышают геометрическую проходимость.
Первое поколение Subaru Forester, появившееся в далеком 1997 году, было прародителем класса кроссоверов. Subaru пошла по пути преемственности и оставила проверенные силовые агрегаты и коробки передач на автомобиле нового поколения.
Японская компания стала жертвой поиска собственного стиля. Расцвет пришелся на первую пятилетку 21 века. Но после того, как пришел Андреас Запатинас из Alfa Romeo, началась революция в дизайне, которая также быстро и закончилась, и Subaru осталась в некотором творческом смятении. Поэтому ее руководство решило не рисковать и сделало ставку на простые автомобили без дизайнерских изысков. Например, как новый Subaru Forester.
Неравный бой так и не начался: тракторист ушел спать.
«Лесник» хоть и получил новый кузов, с технической точки зрения остался почти таким же, как и старый. Увеличился дорожный просвет, теперь он стал 215-220 мм для атмосферных версии и 225 мм для турбоверсии. Forester вырос и в размерах, особенно в высоту (на 110 мм). Теперь его не спутать с универсалом, как это могло быть с первым поколением. На тесте у нас был автомобиль с двухлитровым оппозитником, который ради лучшей тяги на низах потерял по сравнению с предшественником 8 л.с. (теперь 150 л.с.). Так же, как и мотор, сохранился и знакомый четырехступенчатый автомат, который мы еще помянем недобрым словом.
Эргономика
В первую очередь отправляюсь к «Леснику», как к самому породистому из нашей троицы, ведь еще 5-7 лет назад его считали примером для подражания в этом классе.
К органам управления Subaru Forester привыкаешь сразу, ведь от предыдущего поколения отличие лишь в нюансах. Пластик передней панели остался жестким и гулким, да и отделка салона довольно простая – чего стоит вставка на селектор автоматической коробки передач из дешевого пластика. За 1 000 000 рублей уже хочется иметь раздельный климат-контроль, но Subaru Forester не может этого предоставить даже за доплату. Места много и спереди и сзади, а багажник самый большой среди всех тестируемых автомобилей. Сиденья на Subaru Forester имеют почти спортивную хватку и отлично перераспределяют нагрузку. Руль, единственный из троицы, не имеет кожаной отделки, но эргономически продуман идеально: небольшой, с приятными приливами.
• Управление круизом и аудиосистемой на руле - это здорово! Но вот однозонный климат, даже в базовой комплектации уже не актуален в наши дни.
•
Багажник Forester просторен и имеет полноразмерную запаску.Пересаживаюсь в Tiguan и вижу совсем другой уровень. Дизайн интерьера Volkswagen более изыскан, удручает, разве что, всефольксвагеновский блок аудиосистемы. На передней панели бросается в глаза сочетание разносортного пластика.
После первых километров становится понятно, что сиденья не спортивные, несмотря на название версии Sport & Style, они не имеют сильной боковой поддержки, а сами подушки и спинки сиденья по-немецки жесткие. В нашей комплектации был тонкий кожаный руль, он наверняка понравится девушкам удобным хватом, но кнопок управления аудиосистемой на руле нет (появятся только в 2009 году).
• Двойные вертикальные воздуховоды – главное отличие от интерьера Гольфа.
• По размерам багажник такой же, что и у хэтчбеков С-класса.
Ford Kuga, как и все остальные кроссоверы, дитя унификации: передняя панель от С-Max, руль от Ford Focus, приборная панель от Mondeo (только без HMI). Кнопка Ford Power и запуск без ключа – полезные функции, но пользоваться не совсем удобно: тянуться до центральной консоли, особенно в зимней одежде, не слишком занятное удовольствие. Высокая посадка Kuga позволяет почувствовать себя за рулем большого внедорожника, ну а боковая поддержка сидений лучше, чем у «Тигуана». По фактуре материалов интерьера Kuga - среднее между качеством Tiguan и простотой Forester.
• Кожаный руль идет уже в базовой комплектации.
• Центральный тоннель и внутренние ручки дверей можно заказать в 5 различных цветовых решениях.
Толкучка в Городе
Лидер по обзорности - Forester, а все из-за поднятой крыши и низкой оконной линии. Зеркала обеспечивают хороший обзор сзади, а ведь это жизненно необходимо: Forester ускоряется не так динамично, как хотелось бы, - перестроиться из ряда в ряд, а тем более ехать быстрее потока невероятно сложно. Все это из-за автомата: передачи длинные, вторая уходит далеко за 100 км/ч, а третья кончается на 160 км/ч. Мотор объемом 2 литра и мощностью 150 л.с. для этого автомобиля вроде бы не слишком мал, но только если речь идет о пятиступенчатой механике. А для четырехступенчатого автомата нужно что то посильнее, например, 2,5 л (172 л.с.).
Имитация межколесных блокировок наиболее активно работает на Subaru Forester и позволяет преодолевать препятствия, опираясь даже на 2 колеса.От ручного режима осталось только одно название. Почему, когда я принудительно выбираю вторую, и собираюсь обгонять, в этот же момент автомат включает третью? А тяги на низах-то мало. А если встречный автомобиль уже близко? Настоящая аварийная ситуация! Похоже, мозги у коробки настроены на версию с турбомотором.
Впечатление от управления меняет руль, он информативен настолько, что с автомобилем устанавливается надежная связь, которую не может разрушить ни тугодумающая коробка, ни визгливый мотор. Руль не надо перехватывать в крутых поворотах, а радиус разворота образцово мал, минимум на полметра меньше, чем у Volkswagen Tiguan.
Тигуан стоит на траектории увереннее многих легковых автомобилей.
После «Форестера» автомат на «Тигуане» кажется разработкой будущего: имеет 6 ступеней, работает быстро, а самое главное – его переключения поддаются хоть какой-то логике.
Двухлитровый турбомотор с большим крутящим моментом в 280 Нм и мощностью 170 л.с. (из новой серии EA888) получил ступенчатое изменение фаз и хода впускных клапанов, а также турбину с изменяемой геометрией.
Кроссовер быстро разгоняется на первых двух, слегка спотыкается на третьей. Причем мотор не надо крутить до высоких оборотов, а можно просто ехать на моменте, ведь 280 Нм доступны уже с 1700 об/мин. В общем, для города в самый раз.
Ford Kuga представлен на нашем рынке в единственной версии с дизельным двигателем (136 л.с.) и шестиступенчатой коробкой передач. Как и у всех дизелей, рабочая зона двигателя всего от 2000 до 4000 об/мин – при динамичной езде работать рычагом коробки надо часто. Не сильная комбинация для взыскательных вкусов россиян. Если в Европе привыкли ездить на кроссоверах с дизелем и на механике, то Россия тяготеет ближе к американским вкусам – нам подавай бензиновый мотор и автомат. Бесспорно, даже дизельный вариант придется по душе россиянам, но хочется выбора.
В движении по загородным дорогам
Подвеска «Тигуана» крепко сбита. Если ехать по проселочной дороге, то единственное, что останавливает и не позволяет разгоняться сильнее – это большие вертикальные колебания. Отрадно, что амортизаторы при таком режиме работают абсолютно тихо.
По асфальту Tiguan едет более породисто, не сильно реагируя на стыки и мелкие неровности, но большие довольно сильно отзываются на сиденьях водителя и пассажира. Что касается устойчивости, то даже на мокром асфальте этот кроссовер держится до последнего, и только на пределе начинает скользить передними колесами. Но этот предел находится очень далеко, дальше, чем у среднестатистического легкового автомобиля.
В скольжении кроссовер ведет себя по-переднеприводному, и нажатием на газ его можно вытянуть из заноса. Слишком глубоким заносам не позволяет развиться неотключаемая ESP, но делает она это очень корректно и ненавязчиво.
Forester поражает энергоемкостью подвески, на разбитом проселке можно лететь, не сбавляя ход (и регулировать климат-контроль, не боясь промахнуться мимо рукоятки). На насыпной дороге Forester начинает скользить всеми четырьмя колесами, но неотключаемая полностью система стабилизации (VDC) не даст долго скользить, и гасит скольжение, не дав насладиться управляемым заносом.Чтобы на насыпном покрытии сорвать «Лесника» в занос, не требуется каких-то провокационных действий: просто поворачиваешь руль, и все четыре колеса начинают скользить. Но эта идиллия через пару секунд заканчивается под мигание системы стабилизации, которая ставит заднюю ось на место.
На асфальте подвеска Subaru ведет себя не так хорошо как на насыпных покрытиях, использование более толстого стабилизатора поперечной устойчивости серьезно уменьшило крены, но вот стыки стали отчетливо передаваться на кузов с неприятным акустическим аккомпанементом, на небольших волнах начинается раскачка. На пределе на мокром асфальте сдаются традиционные покрышки Bridgestone Dueler H/T.
В поворотах кренов нет, но при управлении чувствуется тяжесть, как при движении по асфальту так и по грунту.
Подвеска у Ford Kuga короткоходна, но не так энергоемка как на немецком кроссовере. Все это приводит к тому, что на проселке, где Forester спокойно едет 70-80 км/ч, на «Тигуане» едешь 60 км/ч, и приходится за что-нибудь держаться. А предел на Ford Kuga – 40 км/ч, если едешь быстрее, то подвеску начинает пробивать. Впрочем, то, что на проселке было минусом, на асфальте становится плюсом – крены минимальны, повадки мягки, но как-то скучновато, не зажигает. Может, виной тому дизель, который хоть и имеет крутящий момент в 320 Нм, но лошадей в нем 136? Спасает ситуацию шестиступенчатая коробка с высокой четкостью переключения.
«Лесник» умеет не только спускаться с такой горки, но и подниматься (а также останавливаться на середине подъема и снова продолжать взбираться).Ну а на бездорожье?
Тут понятно, что «Лесник» в своей стихии: через болото, конечно, не протащит, но до ближайшей делянки добросит. Главное преимущество Forester в большом дорожном просвете и больших углах въезда и выезда. Но колеса вывешивает кроссовер рановато, спасают только электронные имитации межколесных блокировок, которые срабатывают раньше, чем на калужском кроссовере и не дают сильно глубоко закопаться колесам.
Да, да вы не ослышались, все Volkswagen Tiguan, которые продаются в России, прошли через Калугу. Там происходит всего лишь крупноузловая сборка: на полностью готовые покрашенные кузова с вклеенными стеклами, ставят мотор, трансмиссию и детали подвески.
Его клиренс вроде бы велик – 195 сантиметров, но задняя многорычажная подвеска от Passat с нижними рычагами портит картину. Рычаги располагаются низко, и на обледенелой колее могут послужить тормозом для продвижения дальше. Муфта Haldex в четвертом поколении работает быстрее (почувствовать момент ее включения практически невозможно), но в карьере при включенной ESP передок закапывался быстрее задних колес (с выключенной этот эффект сходил на нет). Дорожные шины Goodyear Excellence, которые мертвой хваткой держали мокрый асфальт, в грязи быстро забиваются, да и продольный рисунок протектора – плохой помощник при буксовании. Но, несмотря на это, Tiguan не спасовал перед более именитым соперником и пробрался в те же места, что и Forester.
При въезде на гору нам не помешал даже передний бампер в комплектации Sport & Style с углом въезда 18 градусов. Но спускаться мы все-таки не отважились.
На внедорожье Kuga берет, прежде всего, маленькими свесами и клиренсом в 188 мм, при этом задние рычаги подвески находятся не так низко как на Tiguan.
Но все-таки на мягких и вязких поверхностях Kuga не слишком хорош, дизель на 1000-1500 не тянет, и даже на твердом песке так и норовит заглохнуть. При более высоких оборотах, когда появляется большой крутящий момент (например, при 2000 об/мин), автомобиль несется уже на большой скорости, всему виной длинная первая передача. Для города такое решение во благо, но на бездорожье это сущая мука. Поэтому по бездорожью на Kuga надо ехать не в натяг, а с полным газом, иначе, учитывая инерционность турбины, риск заглохнуть и встать посреди препятствия весьма велик.
Вердикт
Volkswagen Tiguan – это автомобиль-унисекс, космополит. Самое главное, чтобы этот отличный автомобиль в нашей стране не превратился из унисекса в женский, как это стало с Toyota RAV4.
Subaru Forester – сугубо мужской автомобиль, в интерьере отсутствует различная бижутерия – только функционал. В движении автомобиль радует своей универсальностью с небольшим уклоном на дороги с грунтовым покрытием.
Ford Kuga – кроссовер для тех, кто любит автомобили за внешнюю красоту больше, чем за внутреннюю, а с появлением 200-сильной модификации, Kuga будет лакомым кусочком.Тест окончен. Автомобили начали разъезжаться, а я подхожу к тому самому автомобилю, о котором сказал в начале. Это настоящий пожиратель километров, и следующие 500 км мне предстоит проехать на нем – Lexus RX. Пока еще всем участникам нашего сегодняшнего теста далеко до Lexus. Но ближе всех Volkswagen Tiguan.
Цены и комплектации
Volkswagen Tiguan
В Россию Tiguan поставляется в двух фиксированных комплектациях. Разница между ними лишь в нюансах. Track&Field получает скошенный передний бампер, другие передние сиденья, а комплектация Sport&Style будет выделяться тонировкой, кожаной отделкой руля и рукоятки КПП.
Комплектация богата и включает в себя раздельный климат-контроль, аудиосистему с MP3 и 8 динамиками, и парктроник (задний). Цена на автомобиль с двигателем 1,4 л (150 л.с.) (турбонаддув и механический нагнетатель) и 6-ступенчатой механикой составляет 904 000. А версия с турбодвигателем 2,0 литра (170 л.с.) стоит 1 053 550 рублей. Из опций можно заказать кожаный салон (67 717-76 040 руб), пакет включающий, датчик дождя, складывающиеся электрозеркала (8246 руб), докатку и домкрат (5168), биксеноновые фары (43 331 руб).
Subaru Forester
Самый дешевый Forester можно купить за 923 600 руб с двигателем 2,0 л. (150 л.с.) с 5-ступенчатой механической коробкой передач (а также с понижающей передачей в раздатке). Из удобств там есть круиз-контроль, подогрев щеток стеклоочистителей, климат-контроль.
Наш же автомобиль был с CD-чейнджером на 6 дисков, автоматической коробкой передач, легкосплавными дисками и стоил уже 979 000 рублей. Автомобиль с двигателем 2,5 и теми же опциями (+ диски на 17' и ксенон) стоит 1 089 200. При такой же комплектации, но уже с турбодвигателем 2,5 (230 л.с.) нужно доплатить всего 120 200 руб.
Максимальный Forester с кожаным салоном и турбодвигателм стоит 1 303 600 руб.
Ford Kuga
Ford Kuga в 2008 году представлен только с дизельным двигателем 2,0 л (136 л.с.) и механикой. Цены стартуют от 881 000. Однако в базовой комплектации всего 4 подушки безопасности, кондиционер, аудиосистема с CD и 6 динамиками, стальные диски и кожаная отделка рулевого колеса. Комплектация Titanium включает себя уже легкосплавные диски, раздельный климат-контроль, датчик света, датчик дождя и затемняющееся зеркало заднего вида – ее стоимость уже от 961 000 руб. Наш же автомобиль стоил 1 066 700, и имел такие опции как аудиосистему Sony с Mp3- и CD-чейнджером, докатку, электрообогрев лобового стекла, биксеноновые фары и электропривод сиденья водителя.
Движущая сила
Схема привода
Active AWDАтмосферный Subaru Forester с автоматической коробкой имеет подключаемый задний привод, отбор мощности на задние колеса происходит через гидромеханическую муфту с электронным управлением (Active AWD). Преимуществом привода Subaru от других подключаемых приводов является то, что задние колеса подключены постоянно, а не только в случае пробуксовки (как например у Honda CR-V). Степень распределения момента (от ~90:10 до ~55:45) между передней и задней осью постоянно варьируется в зависимости от нажатия на педаль газа и угла поворота колес, а также данных с датчиков о пробуксовке, работы ABS. Противобуксовочная система (VDC) имитирует межколесные блокировки колес.
Схема привода Haldex
Муфта Haldex четвертого поколенияFord Kuga и Volkswagen Tiguan имеют подключаемый задний привод с помощью муфты Haldex IV.
Муфта Haldex в четвертом поколении работает быстрее, она лишилась механического гидравлического насоса, который отвечал за степень сжатия дисков муфты (посредством увеличения давления масла), теперь эту роль выполняет электрический насос высокого давления, а регулирование степенью подачи давления на поршень (и, следовательно, степенью сжатия) ведает новый электронный блок управления. При старте муфта превентивно блокируется для уверенного старта, а при прямолинейном, равномерном движении рапсределение крутящего момента между осями 90:10, но при изменении дорожных условий распределение будет меняться.
Четвертое поколение муфты Haldex одновременно дебютировало на Volkswagen Tiguan и Saab 9-3 Aero XWD, Skoda Superb, Ford Kuga и др. Также, в скором времени, на полноприводные Skoda Octavia Combi 4x4 и Skoda Octavia Scout вместо Haldex II будут ставить 4 поколение.
Мнение экспертаЭксперт Zavedi.ru Домнин Дмитрий
1. Volkswagen Tiguan:
Tiguan - это совершенно новый автомобиль концерна Volkswagen, так сказать «младший брат Туарега». Внешний вид автомобиля и его интерьер оставляют в памяти приятные воспоминания, повсюду чувствуется комфорт и стиль настоящего немецкого автомобиля. 170-сильный турбированный мотор издает приятный рокот при каждом нажатии на педаль акселератора. Это постоянно провоцирует на динамичную езду, автомобиль просто срывается с места, скорость при этом совершенно не чувствуется, да и шумоизоляция отлично справляется со своей задачей. Тестируемый автомобиль имел комплектацию Sport&Style, сиденья здесь по-спортивному жесткие, чувствуется сбитость и упругость подвески. В городских условиях нареканий к автомобилю никаких нет, но езда по неровной проселочной дороге слегка раздражает, дают о себе знать, спортивные настройки подвески.
Внедорожные испытания автомобиль прошел достойно, единственное замечание получила подвеска с невысоким клиренсом в 195 мм, да и для езды по бездорожью больше бы подошла комплектация Track&Field с передним бампером в стиле Offroad. Автомобиль хорошо себя показал как на городских улицах, так и в условиях бездорожья. Несомненно, Tiguan - это типичный современный кроссовер, сочетающий в себе стиль, комфорт, мощь и отличную динамику. Немцы явно хорошо потрудились, создавая этот автомобиль.
2. Subaru Forester:
Новый Forester порадовал увеличившимися габаритами, автомобиль стал крупнее, салон просторнее, багажник больше. Дизайн кузова и салона автомобиля выглядит более современно.
Передвигаться на таком автомобиле одно удовольствие, независимо от дорожных и погодных условий. Новый Forester оборудован отличной подвеской, мелкие неровности и кочки вообще не заметны. И водитель, и пассажиры могут полностью расслабиться, подвеска «проглатывает» все. И при этом автомобиль прекрасно держит дорогу, крены в поворотах минимальны. Отдельного внимания заслуживает аудиосистема с системой объемного звука SRS Circle Surround Automotive. Звук действительно очень качественный.Так как наш тестовый автомобиль имел двигатель 2.0 л 150 л.с. с автоматической трансмиссией, иногда на трассе при полном салоне не хватало разгонной динамики. Что касается интерьера салона, то, на мой взгляд, он больше соответствует интерьеру легкового автомобиля, детали отделки выполнены очень качественно, но остается впечатление некоторой дешевизны.
Внедорожные качества Forester показал в полной красе. Благодаря постоянному полному приводу и клиренсу в 215 мм, за время теста автомобиль ни разу не задел днищем грунта. Передние и задние свесы бамперов позволяют преодолевать самые крутые подъемы и спуски. Кузов нового «Форестера» жесткий, даже при вывешивании 2-х колес на кочке Сперанского в автомобиле можно спокойно открыть все двери и багажник. Иногда на самых крутых подъемах система стабилизации мешала автомобилю вскарабкаться на вершину, но стоило в таких случаях ее отключить, как Forester просто пулей взлетал на вершину холма.Subaru - это действительно машина для тех, кто понимает…3. Ford Kuga:
Кузов автомобиля смотрится очень эффектно, что так нравится прекрасному полу! Слегка агрессивные черты придают автомобилю свою изюминку. Качество салона на высоте, да и органы управления расположены удачно. В тестируемом автомобиле в качестве опций присутствовал электропривод передних сидений, и это нельзя не отметить.
На российский рынок Ford Kuga поставляется пока только с дизельным двигателем объемом 2 литра и мощностью 136 л.с. Двигатель отличается своей экономичностью (расход дизельного топлива в условиях города не превышает 10 литров). Но,
если вы любите, что называется «вжарить», то машина не для вас, динамика слабовата, да и автоматической трансмиссией для российского рынка «Куга» пока не оборудуется.Хороший клиренс в 188 мм и интеллектуальная система полного привода Haldex позволяют автомобилю неплохо справляться с бездорожьем, она анализирует условия вождения и автоматически принимает решение о том, какой крутящий момент необходимо передать на каждую ось, чтобы преодолеть тот или иной участок дороги.
Но всему есть свой предел…Автомобиль достаточно интересен, но хотелось бы видеть более мощные двигатели, кожаный салон и автоматическую трансмиссию.