Валерий Карпин правильно сделал, что позвал в «Спартак» Олега Ивановича Романцева. Только так можно было снять проклятие с должности главного тренера команды. И нет здесь никакой мистики – лишь законы психологии и голы факты.
Жизнь коллектива подчинена законам. Младшие по должности обязаны выполнять распоряжения старших. Все сотрудники должны четко представлять себе конечную цель и понимать, что нужно делать для ее достижения. И так далее. Эти правила знают почти все. Однако есть и другие, почти неизвестные, так называемые системные законы. Один из них таков.
Если человек уходит из компании, необходимо воздать ему должное, признать его заслуги, вклад в общее дело. Иначе над его должностью повисает некий негатив, которые наследуют приемники. Это происходит не всегда и может случиться, если уволенный испытывает плохие чувства, полагая, что с ним обошлись несправедливо, в то время как он действительно много сделал для компании. В любом случае руководителю выгодно расстаться с сотрудником по-хорошему. Подобные рекомендации дают лучшие российские психологи, их эффективность много раз проверена на практике.
А теперь давайте вспомним,
Как Романцев уходил из «Спартака». В июле 2003 года красно-белые занимали в турнирной таблице десятое место, и в прессе активно обсуждали слухи об отставке Олега Ивановича Романцева. Тренер тогда не находил согласия с президентом клуба Андреем Червиченко, с которым практически не общался. Обстановка в клубе сложилась напряженная, назревал скандал, и первым, у кого сдали нервы оказался Романцев.
На базе в Тарасовке он собрал телевизионщиков и сделал заявление.
Вот его ключевые фразы: «На фоне последних выступлений «Спартака» в СМИ все чаще появляются слухи о моем возможном уходе. В данный момент это было бы самым легким для меня решением. Но я чувствую ответственность за судьбу «Спартака», и прилагаю все силы, чтобы вывести команду из сложной ситуации. Выиграв девять чемпионатов России и несколько раз завоевав Кубок России, Спартак всегда останавливался в полушаге от чего-то серьезного. Мы были в полуфинале всех европейских турниров, но болельщики справедливо хотели от команды большего. Для того чтобы выигрывать, что-то серьезное в Европе, «Спартаку» не хватало самой малости, а может быть и самого главного – хорошего и правильного финансирования. К сожалению, надежды, что с приходом нового руководителя (Червиченко) можно будет создать команду европейского уровня, не оправдались. «Спартак» потерял почти все свои позиции как в футбольном плане, так и в организационном. Выход я вижу только один: надо вернуться к недавним добрым временам, когда в клубе каждый занимался своим делом и именно за это дело отвечал».
Романцев выступил с таким обращением за день до финала Кубка России, в котором красно-белым предстояло встретится с «Ростовом». Москвичи победили, единственный гол забил Егор Титов. Забегая вперед, заметим: впоследствии «Спартак» не выиграл ни одного значимого турнира. Однако тогда Червиченко не то чтобы не поздравил Романцева – он стал поносить имя наставника. В газетах, рядом с отчетом о победе в Кубке появилось следующее интервью президента:
«С трудом понимаю, что происходит. Причины тому могут быть две. Одна из них – неуверенность заявляющего в собственных силах и желание подстраховаться на случай собственной неудачи. А может, просто утро не задалось. Знаете, бывают различные синдромы по утрам. Всякое случается… Главный тренер – маленькое олицетворение Бога на земле. Ему нельзя ничего возразить, его нельзя ничем тронуть, он – святой. У Олега Ивановича со мной создалась проблема. Я не тот человек, на которого можно возложить вину, выставить дурачком, а самому ходить нарядным. Здесь у него ничего не пройдет».
Вызов был принят. Спустя пару дней Червиченко огласил программу действий, и вот один из ее главных пунктов: «У владельцев «Спартака» имеется на руках готовый проект бюджета трансферно-финансовой деятельности клуба. Перед началом второго круга они готовы вложить в покупку новичков от семи до десяти миллионов долларов. Но вот в том случае, если Романцев уйдет. А если нет, на приобретения не будет потрачено ни копейки».
Еще через два дня объявили об отставки ОИРа. Его пост занял Андрей Чернышев.
Что, собственно произошло? Как раз то самое о чем предупреждают психологи. Романцев ушел с очень плохими чувствами, искренне считая, что с ним обошлись несправедливо. Как следствие, над его должностью возник мощный негатив, сильная отрицательная энергия. Разумеется, уходя, тренер никого не проклинал и не совершал колдовские обряды. Сработал один из законов существования коллектива, коим футбольный клуб и является.
С той поры тренеры в «Спартаке» менялись, как девушки у ветряного парня. Чернышев отработал четыре месяца. Итальянец Невио Скала – девять. Александру Старкову принадлежит рекорд – чуть более полутора лет. Владимир Федотов был главным (без приставки и.о.) один год. Станислав Черчесов – год и два месяца. Микаэль Лаундруп – семь месяцев. Конечно, чехарду нельзя объяснить исключительно «проклятием Романцева», но свою роль оно сыграло
Досада в душе жила долго. В интервью нашему журналу осенью 2006 года Романцев сказал: «Червиченко много сделал для вымывания из команды истинных спартаковцев. Я понял бесполезность борьбы с таким руководителем и покинул дорогой мне «Спартак», которому отдал почти 30 лет». Обратите внимание, более трех лет прошло с момента отставки Олега Ивановича, но он не простил президента, в его словах явно слышится обида.
И вот в апреле 2009 года Романцев вернулся. Позвал его генеральный директор клуба Валерий Георгиевич Карпин, который после отставки Луандрупа фактически стал главным тренером. Пригласил, признавшись, что ему самому не хватает опыта. Романцев с радостью согласился, поведав в интервью «СЭ»: «Раздумывал недолго. Не мог отказать ни Карпину, ни Ледяхову, ни Родионову, ведь они мои дети. Вижу, как горят у них глаза, как они хотят вернуть «Спартаку» ту игру, которая приносила клубу победы».
Справедливость восторжествовала, Олег Иванович вновь в клубе, и он счастлив. Значит, долг прощен, а системный сбой, допущенный шесть лет назад, устранен. О таких последствиях своего решения Карпин, скорее всего не знал, Романцев ему понадобился для другого. Как бы то не было, теперь работать главным тренером «Спартака» станет чуть легче. Уменьшилась психологическая нагрузка. А это дорогого стоит.
«Total Football»
x