Не надо поддаваться панике!
Вот вам информация к размышлению:
"Любовь к тонировке автомобилей началась в России в лихие 90-е гг. По оккупированным бандитскими группировками дорогам рассекали наглухо затонированные “Жигули”. С тех пор многое изменилось, машин стало гораздо больше, дороги стали спокойнее, но тонировка никуда не делась.
ГАИ не случайно обеспокоена проблемой – закон действительно нарушается. Затонированное лобовое либо заднее стекло автомобиля может создать осложнения для участников дорожного движения. В Москве, где практически все ездят на новых иномарках, каждый второй автомобиль затонирован. Между тем, согласно ГОСТ 5727-88, лобовое стекло должно пропускать 75% света, а боковые (водительское и пассажирское) – 70%. Это означает, что затемнение лобового стекла может быть не больше 25%, боковых – 30%. При этом тонировка не должна быть зеркальной. Прозрачность стекла автомобиля можно проверять только на стационарных постах при помощи специального прибора. Если стекла не соответствуют требованиям, водитель имеет право на месте снять тонировочную пленку или получить квитанцию на оплату штрафа в размере 50 рублей.
ГИБДД регулярно проводит подобные акции, чем вызывает переполох на автомобильных сайтах и форумах. В столице облава на водителей последний раз устраивалась в августе 2006 года. С 1 по 10 августа в ходе специального рейда было выявлено более 5,5 тыс. машин с тонированными стеклами, не соответствующими ГОСТу. В целом народ к акции относится осторожно, но ГАИ не боится. Причина все та же – низкие штрафы. Санкция стоимостью 50 рублей никого не пугает, поэтому тонируются очень многие, как в столице, так и в регионах.
“У нас в России принято, чтобы потемнее”, – отмечает директор по продажам компании “Соларекс” Мансур Тиулин. В Москве сегодня огромное количество разного рода фирм, которые предлагают затонировать машину, не говоря уже о крупных автосалонах, где услуга включена в прейскурант. Тонируют как иномарки, так и отечественные автомобили в пропорции примерно 50:50. Стоимость услуги в столице в среднем равна 100-150 долларам.
Специалисты столичных центров, где осуществляется тонировка, сами не приветствуют тонирование наглухо, но и не считают, то водители должны от тонировки отказаться вообще, полагая, что для начала ГАИ должна навести порядок на дорогах. “Клиенты в первую очередь стремятся обеспечить себе комфорт и безопасность в дорожном потоке, где правила движения еще далеки от цивилизованных”, – справедливо полагает М. Тиулин. Кроме того, в мегаполисах очень распространены кражи личных вещей с задних сидений и хищения аудиоаппаратуры, да и защитить детей от чужих глаз подчас необходимо. А при ярком солнце только тонировка спасает детей от попадания света в глаза.
Таким образом, в столице сегодня почти все машины так или иначе затонированы: это иномарки, автомобили спецслужб и многочисленных руководящих работников. Но если в Москве глухим тонированием и тонированием лобовых стекол давно никто не занимается, то в регионах это можно встретить сплошь и рядом. Наиболее актуальна проблема для южных регионов, где тонировка становится просто необходимостью: слишком жарко. Тонировочная пленка значительно облегчает работу кондиционера, что сказывается на экономии топлива.
В ходу сейчас в основном достаточно качественные американские пленки. Европейские слишком дороги (около $70 за метр), поэтому в Россию практически не завозятся. Продавцы предостерегают клиентов от использования дешевых корейских, индийских и прочих пленок азиатского происхождения. “Такие пленки темные как снаружи, так и изнутри, а это действительно влияет на безопасность водителя”, – подчеркивает М. Тиулин.
Парадокс заключается в том, что помимо сомнительности влияния тонировки на безопасность дорожного движения, акцию ГИБДД едва ли можно считать законной. Ведь по закону, если водитель имеет на руках талон ТО, это значит, что с его автомобилем все в порядке.
“Акция ГАИ незаконна!” – констатирует депутат Госдумы и председатель Всероссийского общества автомобилистов Виктор Похмелкин. Согласно примечанию ст. 12.1 КоАП РФ ГАИ не имеет права проводить вторичный техосмотр, так же как преступника не могут судить два раза за одно и тоже преступление. “Получается, что они за взятку делают техосмотр, а потом начинают за это штрафовать, – возмущается депутат. – Если автомобиль прошел ТО, никаких претензий к нему предъявлено быть не может”.
Кроме того, как заверил правозащитник, специальные приборы, которыми гаишники проверяют прозрачность стекла, не имеют сертификации. Поэтому, если инспектор ГАИ считает, что степень тонировки на вашем автомобиле превышена, водитель имеет полное право потребовать сертификат прибора, с помощью которого сотрудник ГАИ измерил светопропускную способность стекла, записать дату выдачи сертификата, его номер и т.д. “Гаишнику нечего будет предъявить, так как на самом деле сертификата не существует”, – говорит В. Похмелкин.
Если водитель намерен отстаивать свои права, ему необходимо составить протокол о несоответствии ТС требованиям законодательства, с ним идти в суд и оспаривать законность действий ГАИ. Конечно, мало кто предпочтет влезть в судебные дрязги, проще отдать 50 рублей. Но заметим, что аналогичная ситуация наблюдается и каждую весну, когда ГАИ выходит на дороги с акцией “Чистый автомобиль”: штрафуются водители автомобилей, чьи машины гаишники сочтут “грязными”, хотя это понятие ни в одном кодексе не прописано.
Наличие столь противоречивых тенденций еще раз свидетельствует, что с законностью в государстве явно не все в порядке. А подобные действия ГАИ по борьбе с ветряными мельницами на фоне существующих реальных проблем на дорогах, которые гаишники игнорируют, только вызывают у автовладельцев досаду и раздражение…"