сильного из остававшихся в этом году соперников, “Спартак” выиграл. Причем абсолютно по делу, наиграв по моментам не на три забитых гола, а на шесть-семь. Сравняй вдруг “быки” счет в концовке, в этом не было бы ни капли игровой обоснованности. После перерыва на матчи сборных, который, как теперь ясно, пошел Аленичеву и его команде на пользу, а его сопернику, так блестяще сыгравшему с ЦСКА, - во вред, мы увидели тот “Спартак”, какой потеряли еще в конце августа. Ну, мелькнул он еще во встрече с “Зенитом”.
После поражения в Грозном многие похоронили очередной сезон для красно-белых, а теперь, когда “Локомотив” проиграл “Анжи”, вдруг выяснилось, что они - в четырех очках от Лиги чемпионов. Нет, это абсолютно не означает, что в следующем туре в Казани красно-белые опять вдруг не изменятся до неузнаваемости, но то, как быстро, акцентированно и агрессивно они сыграли с “быками”, внушает уважение. Между прочим, это первая победа на “Открытие Арене” над российским соперником топ-уровня.
И исчерпывающий ответ команды на известную ей информацию о поставленном главному тренеру на совете директоров ультиматуме. Который, замечу, не заставил Аленичева переосторожничать - команда, напротив, сыграла с несвойственной ей прежде в этом сезоне агрессией. Может, как раз оттого, что главный тренер ощутил: терять ему нечего? И плюнул на излишнюю осторожность?
Кризис пройден? Или против более скромных, играющих осмотрительнее клубов спартаковские проблемы вновь всплывут?
Вопрос и в том, почему совет директоров и руководство клуба, поначалу выражавшие Аленичеву полное и долгосрочное доверие, посадили тренерский штаб на пылающую сковородку. Хотя - разве вы этому удивлены? Разве в “Спартаке” нынешних времен вообще бывает что-то по-настоящему стабильное и долгосрочное?
Ни для кого из людей, сведущих в спартаковских делах, не является большим секретом, что председатель совета директоров клуба Федун еще со времен знаменитого интервью Аленичева “Старков - тупик для “Спартака”, после которого изгнал тогдашнего капитана красно-белых из команды, не был его большим поклонником. Более того, есть данные, что принципиальное решение о приходе Аленичева в “Спартак” инициировал не он, а глава “ЛУКОЙЛа” Вагит Алекперов и произошло это после разгрома 0:4 в майском дерби с ЦСКА.
На том матче Алекперов находился в одной из лож “Открытие Арены” вместе с министром иностранных дел России, одним из самых известных болельщиков “Спартака” Сергеем Лавровым и членом попечительского совета красно-белых Георгием Ярцевым, никогда не скрывавшим, что он - за своего воспитанника Аленичева. После матча Ярцев ушел, а Алекперов вызвал к себе Федуна. Свидетели рассказывали, что на председателе совета директоров “Спартака”, выходившего после этого разноса, не было лица.
Очень скоро Федун публично заявил об уходе от непосредственного управления клубом, а Аленичев стал его главным тренером. Вот только потом выяснилось, что никуда председатель совета директоров не ушел...
Федун, конечно, порадовался бы успехам и при Аленичеве, но и в силу своего всем известного беспокойного характера и в связи с личной историей взаимоотношений с тренером к стоическому долготерпению готов не был. Да и придраться, прямо скажем, было к чему. Поэтому абсолютно не удивлен информации об ультиматуме, последовавшем на совете директоров.
По-прежнему считаю, что если уж молодому тренеру Аленичеву дали шанс, то сезон он точно должен доработать безо всяких ультиматумов и сковородок, набить шишек, набраться опыта, в том числе и неудачного. Этот опыт, эти ошибки (а их нынче, что греха таить, хватает) тоже делают тренера - тренером. И когда Никита Симонян в первом своем сезоне во главе “Спартака” занял шестое место, основателю клуба Николаю Старостину почему-то не пришло в голову его увольнять. В следующем году красно-белые стали третьими, через год - первыми.
Не факт, что Старостин оперировал многоумными терминами вроде “стратегическое планирование”, но то, что таковое у него всегда было, - без сомнений. А в управлении “Спартаком” нынешним есть голые эмоции, хаотическая смена кадров на всех уровнях, тогда как путь от эйфории до разочарования составляет пару-тройку месяцев, не более.
Первый из трех ответов Аленичева на критическую ситуацию оказался достойным и убедительным. И если он выберется из этой переделки, то, нет сомнений, станет сильнее.
Победа над “Краснодаром”, к счастью для “Спартака”, увела на второй план главную тему последних дней - до такой степени главную, что Аленичев, отвечая на вопрос о причинах невыхода на поле Романа Широкова, был крайне лаконичен: “Вы же знаете. Неделю об этом все писали”. Не став, заметим, опровергать неопровержимое.
Увела-то увела - но тема оттого менее важной и актуальной не стала. В конце концов, речь о капитане сборной России, который перед Euro-2016 имеет все шансы на полгода остаться без игровой практики. Леониду Слуцкому такое не могло присниться даже в кошмарном сне. Олег Кононов, кстати, после матча заверил журналистов, что всегда хотел видеть Широкова в своей команде, и будет рад, если это произойдет в третий раз за три сезона.
Вообще, по умению вляпываться в некрасивые истории - будь то контрактные, трансферные, медийные и какие угодно еще - “Спартаку” в сегодняшнем российском футболе мало равных: разве что “Динамо” может составить конкуренцию. Самый популярный клуб страны в этом смысле даже начинает приближаться к самому себе времен Андрея Червиченко - рекорду а-ля Боб Бимон, побить который, казалось, не сможет уже никто и никогда.
Свежая тема с продлением контракта Широкова, которого, как все и предполагали, не оказалось в стартовом составе в важнейшем матче против “Краснодара”, - новые дровишки в этот красно-белый костер.
По имеющейся у “СЭ” информации из надежного источника, в четверг у Широкова состоялась встреча с руководством “Спартака” в лице гендиректора клуба Сергея Родионова. На ней игрок услышал прямым текстом: мол, если он не подпишет бумагу, в которой откажется от существующего в контракте пункта об одностороннем продлении на год после 50 процентов проведенных матчей за сезон, то играть за “Спартак” больше не будет. Разумеется, на эти условия капитан сборной России не пошел - как не согласился бы на его месте никто другой. В мире.
Тут следует разъяснить нюансы. В субботу от одного из источников у меня появилась информация, будто пункт об автоматическом продлении контракта Широкова активируется после того, как он проведет не менее 45 минут не в половине матчей сезона, а в 50% плюс одном. И, более того, в этом случае Леонид Федун вынужден будет заплатить футболисту не только годовую сумму контракта (по разным данным, он составляет от 2,5 до 2,9 миллиона евро), но и подписной бонус в размере миллиона евро. Чего с учетом возраста - летом Широкову исполнится 35 лет - председатель совета директоров клуба не горит желанием делать.
После этой информации я решительно перестал понимать, почему шум-гам поднялся именно перед матчем с “Краснодаром” - если не брать в расчет его турнирной важности. Ведь, если верить этим данным, то выходило, что “моментом икс” становится даже не следующий, в Казани, а последний матч “Спартака” в году - дома с “Крыльями Советов”. Ведь игр у красно-белых в этом сезоне уже четкое число - 32: тридцать в чемпионате и две в Кубке России, откуда команда уже вылетела. Половина - это 16, 50%+1 - соответственно 17. На вчерашний день Широков провел 14. То есть даже в случае, если порог - ровно половина, а не 50%+1, уж с “Краснодаром”-то Дмитрий Аленичев мог выпускать его спокойно!
Вчера, когда удалось раздобыть более точные сведения, ситуация прояснилась. Во-первых, выяснилось, что все-таки ровно 50%, а не плюс один. А главное, оказалось, что по условиям контракта матчи, когда Широков дисквалифицирован (тут одна оговорка - не за неспортивное поведение), также включаются в число проведенных.
И вот тут все встало на свои места. Матч предыдущего тура с “Тереком” хавбек пропустил как раз из-за дисквалификации - причем абсолютно игровой, полученной за подножку во втором тайме встречи с “Уралом”. Прибавляем игру в Грозном к уже проведенным четырнадцати - и получаем, что автоматическое продление контракта наступало после 45 минут, проведенных именно против “Краснодара”!
* * *
В теории, однако, казалось, что если главный тренер жаждет продолжения профессиональных отношений с опытным, авторитетным игроком, при этом абсолютно соответствующим его пониманию футбола, - контрактная ситуация повлиять на это не должна.
Ведь по последним матчам сборной России мы видели, в какой форме нынче Широков. По играм и с Португалией, где он забил победный гол и, пусть не реализовал еще пару моментов, вел игру всей команды, и даже с Хорватией, где, выдержав идеальную паузу, отдал шедевральный предголевой пас Ионову.
И сам Аленичев не стал всего этого отрицать, сказав на предматчевой пресс-конференции в Тарасовке: “Конечно, я заинтересован в Широкове. Он хорошо отыграл: забил Португалии и в целом выглядел прилично. И у него отличные шансы сыграть с “Краснодаром”.
Теория, будто Ивелин Попов играет лучше без Широкова, возникшая было во время кубкового матча в Нижнем Новгороде и укрепившаяся во втором тайме с “Зенитом”, не подтвердилась ни в игре на Кубок с “Кубанью”, ни в Грозном. Ко всему прочему, едва ли не в каждом матче между “Спартаком” и “Краснодаром” забивали люди, прежде игравшие в клубе-сопернике. Причем и в те, и в другие ворота: от Ари до Мовсисяна (бразилец, кстати, забил и на сей раз).
Словом, безотносительно итоговой победы “Спартака” следует признать: до игры не было объективных оснований, чтобы Широков не вышел на “Краснодар”.
Но он не вышел. И это, не скрою, стало для меня большим личным разочарованием.
Когда-то Гус Хиддинк учил в сборной России своего ассистента Александра Бородюка: “Тренер становится тренером, когда способен сказать руководству “нет”. Потому, наверное, Бородюк и ушел из “Торпедо”, выведя команду в премьер-лигу, но не увидев при общении с боссами клуба какой-либо дальнейшей перспективы, - и жизнь подтвердила его правоту.
Аленичев же отдал нефутбольному начальству свою и только свою территорию. От него, судя по всему, прямым текстом потребовали Широкова не ставить - и он не поставил. Показав всем и в том числе команде, что влияния на стратегические клубные решения, в том числе связанные с кадрами, на сегодня он не имеет.
Не готов в такой ситуации давать человеку какие-либо советы. Легче всего говорить, как надо было бы поступить, когда ни за что не отвечаешь. А тут - решение, которое, возможно, предопределило бы всю дальнейшую судьбу молодого тренера.
Но ведь решился же он когда-то пойти против всех и дать знаменитое интервью “СЭ” “Старков - тупик для “Спартака”. Потому что ему больно было за “Спартак” и он считал, что именно от такой шоковой терапии родному клубу станет лучше. И о деньгах, которых он тогда потерял очень много, он думал меньше всего.
Уверен, что ему и сейчас больно. Однако - не решился. Прогнулся под изменчивый мир. Повторяю, я не вправе его за это осуждать.
И все же, по-моему, это было не по-аленичевски. На что после выигранного матча можно было бы закрыть глаза. Но я - не могу. Не имею права.
Учитель Аленичева Жозе Моуринью, полагаю, изменил себе в другом. Когда-то главной вещью для него была поддержка игроков. Своим словесным эпатажем на публике он отводил их от удара, принимая весь огонь на себя. Так было в “Порту”, где Аленичев забил за Моуринью голы в победных финалах Кубка УЕФА и Лиги чемпионов, в первом заходе в “Челси”, в “Интере”.
А потом он перешел в “Реал” - и понеслось: конфликты с Роналду, Пепе, Касильясом. Сейчас в “Челси” - то же самое, и большей катастрофы в карьере Особенный еще не переживал. Дотянувшись до Мадрида, Жозе решил: он велик уже настолько, что может обойтись и без главного прежнего козыря. Но так не бывает.
Аленичев никогда не боялся идти наперекор общепринятым правилам - от интервью о Старкове до поездки на матч ЦСКА - “Арсенал” резервным составом. К этому очень по-разному относились, но всегда уважали его за несгибаемость. Считали даже, что он не от мира сего.
Но тут - согнулся...
* * *
У многих клубов и со многими игроками, включая очень известных, случаются контрактные войны. Но подавляющее большинство из них остаются под ковром и не выходят на публику. Стороны находят возможность договориться полюбовно.
Но это не про “Спартак”. Прошлогодняя свара с Артемом Дзюбой именно по инициативе клуба стала достоянием общественности: кто, если не господин Федун, в смешанной зоне рассказал всем, что “Дзюба просит как Халк, но не играет как Халк?” В итоге теперь Дзюба играет вместе с Халком. И как играет! Можно сколько угодно подбивать болельщиков на хоровые матерные песнопения в адрес форварда, но сути дела это не меняет: за “Зенит” и сборную он за полсезона забил уже 20 голов. Установив личный сезонный рекорд и доказав все не словом, а делом.
Вы удивитесь, если Широков третью весну подряд проведет в “Краснодаре” и начнет, как и год, и два назад, штамповать голевые передачи? Я - ничуть.
Вот, кстати, еще некоторые детали по нынешней ситуации капитана сборной.
По данным от одного заслуживающего доверия источника, после возвращения из “Краснодара” летом нынешнего года “Спартак” уже потребовал от Широкова одностороннего снижения условий контракта, пусть и не очень существенного, - и тогда футболист на это пошел. Более того, согласно этой информации, за три дня до первого тура чемпионата-2015/16 Аленичев попросил Широкова подписать соответствующий документ, в противном случае не смог бы поставить его на матчи.
Теперь же высшее руководство клуба, по сути, напрямую вмешалось в формирование стартового состава - при том что в 2014 году именно совет директоров во главе с Федуном, а вовсе не Аленичев (в ту пору выведший “Арсенал” из ФНЛ в РФПЛ), согласился на те самые условия контракта по схеме “2+1”, которые сейчас загнали клуб в тупик.
Также теперь совершенно очевидно, что именно по инициативе руководителей, а не Аленичева Широков не участвовал в кубковом матче 1/8 финала против “Кубани”, - а значит, Федун, Родионов и весь совет директоров обязаны разделить с главным тренером ответственность за ранний вылет команды из кубкового турнира. С “Краснодаром” Аленичеву вновь выкрутили руки - разница в том, что теперь команда выиграла.
При этом доподлинно известно, что личные отношения между Аленичевым и Широковым (в отличие от отношений полузащитника с Муратом Якином) как были, так и остаются очень хорошими, и даже сложившаяся ситуация на них никак не повлияла. По нашим данным, футболист понимает сложную ситуацию, в которой оказался главный тренер, и никаких человеческих претензий к нему не имеет.
Ясно одно: если мы еще увидим Широкова в форме “Спартака”, то лишь во вторых таймах и ненадолго. Игровую форму до чемпионата Европы 34-летний мастер таким образом сохранить никак не сможет. Поэтому в интересах всех, чтобы зимой он сменил клуб.
А спартаковские приключения - продолжаются..
x