назначения и отличного старта команды (три победы в трех матчах) до унизительного поражения в дерби с "Динамо" (1:5) прошло менее полугода. За эти месяцы Эмери успел сначала подарить надежду болельщикам, начав прививать красно-белым их любимый комбинационный стиль, а затем сам ее и отнял, совершенно потеряв контакт с собственными футболистами, в результате чего "Спартак" стал напоминать что угодно, но только не единую команду. Ярлык "тренеришка", наклеенный на испанца в сердцах Дзюбой, говорит о многом. Отставка была логичным и неизбежным исходом.
Все шесть месяцев Эмери провел в поисках. Пробовал разных футболистов на разных позициях, разочаровывался в одних, очаровывался другими, вновь и вновь менял стартовые сочетания. Если в первом при испанце матче с "Аланией" в центре поля с первых минут вышли Кариока, де Зеув, Макгиди, Билялетдинов и Дзюба, то в последнем, с "Динамо", совпала лишь одна фамилия - как ни странно, опального ныне голландца. Четырех других заменили Чельстрем, Горбатенко, Хурадо и Ананидзе. Такие же метаморфозы происходили во всех других линиях, в том числе и во вратарской.
По стилевому мировоззрению испанец подходил "Спартаку" на сто процентов. Красно-белые при нем не вжимали испуганно голову в плечи, как это часто происходит сейчас при Мурате Якине, стремились играть от себя, из обороны в атаку старались выходить через полузащитников, подолгу владели инициативой и разыгрывали быстрые кружевные комбинации. Когда мяч оказывался на флангах, оттуда зачастую следовал не стандартный навес, а нацеленный прострел низом.
"Не волнуюсь, когда "Спартак" пропускает, - сказал как-то Эмери. - Переживаю, когда он не может забить. Счет 4:3 мне нравится гораздо больше, нежели 1:0".
Стоит ли удивляться, что лишь один матч красно-белых из 26 закончился нулевой ничьей (кубковый с "Ростовом") - во всех остальных голов было как минимум два. Средняя результативность составила 3,2 мяча за игру.
Один из примеров, когда атакующий пазл красно-белых, казалось, начал складываться, - октябрьский домашний матч Лиги чемпионов с "Бенфикой". В первом тайме "Спартак" был прекрасен - доминировал, забил два гола, еще дважды попал в перекладину. А после перерыва все это вдруг куда-то потерялось. Отсутствие стабильности характеризовало команду Эмери на протяжении всей его работы. Как в отдельно взятых матчах, так и по турнирной дистанции в целом - за яркими победами могла последовать серия блеклых поражений. Еще красно-белым была свойственна откровенно невнятная игра с сильными командами - 0:5 от "Зенита", 0:2 от ЦСКА, 1:2 от "Анжи" и "Локомотива"…
23 октября 2012 года. "Спартак" - "Бенфика" - 2:1 (2:1)
Впрочем, говорить, что Эмери - безнадежный романтик, готовый пойти с вилкой на медведя, тоже не совсем верно. Когда нужно было действовать от обороны, баск это делал. На "Ноу Камп" против "Барселоны" (несмотря на поражение, в памяти тот матч остался одним из лучших) испанец выставил трех опорников, одного выдвинутого форварда и счастья искал исключительно в контратаках. Все как и положено.
19 сентября 2012 года. "Барселона" - "Спартак" - 3:2 (1:1)
Ближе к ноябрю, потерпев серию поражений в важных матчах, команда на глазах начала разваливаться. "У нас не было единения, потому что один чего-то не делал, второй не тренировался, третий слишком много разговаривал с журналистами, вместо того чтобы работать, четвертый плел интриги. И все разбилось. А я не смог починить, - вспоминал позже Эмери. - Выход был только один: большие кадровые изменения. Нужно было поменять много игроков".Но поменять в "Спартаке" решили не половину состава, а тренера. Так он и ушел - после кошмарного поражения 1:5 и под насмешки футболиста собственной команды.
x