Известия, 28 октября 2009
УСТУПКА СТРАХОВЩИКОВ
С 1 ноября жизнь автолюбителей станет проще. Теперь все без исключения смогут обращаться за выплатами по ОСАГО в свою страховую компанию. Такие изменения в соглашение о прямом возмещении убытков утвердил Российский союз автостраховщиков (РСА).
Нужно отметить, что само соглашение заработало еще 1 марта 2009 года, но пока обратиться за возмещением напрямую могут только автолюбители, заключившие договор ОСАГО 1 марта и позднее. Против такой избирательности выступило Министерство финансов. Чиновники настаивали, что возможности должны быть равными для всех независимо от даты приобретения полиса. В итоге страховщики были вынуждены пойти на уступки.
Пока не все автолюбители представляют себе, что такое прямое возмещение убытков. На самом деле, все чрезвычайно просто: если в аварии участвовало две машины, у обоих водителей есть полис ОСАГО и вред был причинен только имуществу, то пострадавший за выплатами может обратиться не в компанию виновника, а в свою.
- У автолюбителей появляется выбор, - говорит юрист Союза защиты прав автовладельцев Мария Свиридова. - Они сами могут возмещать ущерб через компанию, которую сочли наиболее надежной. В результате недобросовестных компаний-страховщиков на рынке станет меньше. Так же, как и шансов оказаться в ситуации, когда у страховой компании виновника ДТП отозвали лицензию и в результате пострадавший остался у разбитого корыта.
Также юрист отмечает еще два несомненных достоинства новой системы. Во-первых, не нужно иметь нотариально заверенную копию полиса ОСАГО виновника ДТП. Многие водители об этом не знают, но в случае судебного разбирательства без этой бумажки трудно было бы получить возмещение.
Во-вторых, все споры и конфликты перекладываются с автовладельцев на страховщиков.
Все бы хорошо, да только до нынешнего момента воспользоваться такой возможностью могли лишь избранные - те, чей полис ОСАГО вступил в действие 1 марта и позднее.
- Мы руководствовались тем, что закон обратной силы не имеет, - пояснил «Известиям» член комитета по связям с общественностью РСА Игорь Иванов. - Возмещение убытков напрямую - одно из революционных преобразований на страховом рынке, поэтому требует изменения всех технологий ОСАГО. И было бы просто безответственно сразу же перейти на новую схему без наработки опыта и обкатки его на практике.
По словам Иванова, сейчас страховщики уже имеют достаточную практику, научились взаимодействовать между собой, поэтому логично расширить действие системы на всех автолюбителей.
Другой вопрос - в том, что такой передышкой страховщики значительно упростили себе жизнь. Правда, если бы не вмешался Минфин, тянули бы и дольше и в итоге дождались бы момента, когда не осталось бы вообще автолюбителей, заключивших договоры до 1 марта 2009 года. Но чиновники настояли. В Минфине посчитали, что несправедливо ограничивать доступ к системе на основании того, когда полис вступил в силу. Именно поэтому страховщики были вынуждены пойти на уступки.
- Если все спорные моменты в документе сняты, мы надеемся подписать документ до 1 ноября, - заявила «ИНТЕРФАКСу» замруководителя департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева.
Как полагают в РСА, с 1 ноября количество автолюбителей, которые предпочтут напрямую урегулировать убытки, вырастет в несколько раз. Пока, в том числе из-за ограничений, желающих нашлось не так уж много. По данным самих страховщиков, через систему прямого возмещения убытков урегулируется менее 1% страховых случаев. С 1 марта по 20 октября поступило 22 653 заявки, из которых принято было только 17 180 (см. «Почему у вас могут не принять заявку»).
Хотя отказ - не единственная проблема, с которой могут столкнуться автолюбители, которые воспользовались новой возможностью.
- У компании страховщика могут отозвать лицензию, такие случаи в кризисное время участились, - предупреждает Свиридова. - Совет в этом случае может быть только один - тщательно выбирать страховую компанию.
Почему у вас могут не принять заявку
1. в ДТП участвовало больше 2 машин
2. виновник предоставил фальшивые или сомнительные данные о своем
страховщике
3. виновник на момент аварии не имел действующего полиса ОСАГО
4. страховщик виновника лишен на тот момент лицензии
5. причинен вред жизни и здоровью
x