Невыученные уроки
Николай Ушанов, директор автошколы по классу баяна, Москва
Россию населяют самые умные, самые знающие и самые опытные люди в мире. Мы - удивительные создания, мы знаем про жизнь все, независимо от полного отсутствия среднего образования. Похоже, вставляя младенцу сиську в рот, российская мать, сама того не осознавая, напитывает его генетическими знаниями, опытом, правдой и обостренным чувством собственной неполноценности. Поэтому в стремлении научить кого-нибудь чему-нибудь мы так неистовы. Равно как и неистовы в своем оглушающем, поразительном хамстве. Наш мир - мир противоречий, мир дурных привычек.
Например, когда я был помоложе, у меня таких привычек была целая куча. Причем в повседневной жизни они как бы дремали, зато проявляли себя во всей неприглядности, когда я садился за руль.
Например, я не мог видеть, как кто-то, остановившись на обочине, поленившись дойти два шага до кустов, прямо возле машины поливает травку, а мимо в автомобилях едут женщины и дети, которым вовсе необязательно видеть ваш инструмент и струю из него... Обычно я старался проехать как можно ближе к этому сущему чудовищу, и, поравнявшись, со всей мочи давил на сигнал. В зеркале заднего вида было хорошо видно, как люди шарахались от неожиданности. Однажды за мной потом даже гнались, и мне казалось, что я чувствую, как воняют их обоссаные джинсы.
Когда кто-то торопливый моргал мне на трассе в спину дальним, я от души нажимал на тормоз.
И еще, чуть не забыл... На светофоре. Знаете, есть любители посигналить, когда зеленый еще даже не успел зажечься. Так вот. Я включал аварийку, с удовольствием наблюдая в зеркало, как артикулирует, матерясь, этот торопливый, интенсивно вращая баранку, чтобы меня объехать. Ну, а когда зеленый начинал моргать, я срывался с места. Помню, однажды моего сына-шестиклассника позвал к себе на выходные одноклассник Вася. Когда ребенок вернулся домой, то рассказал о двух самых ярких событиях, случившихся в гостях. Васин папа поругался с Васиной мамой и, чтобы успокоиться, вышел из коттеджа с охотничьим ружьем и в брызги расстрелял пластиковую садовую мебель, стоявшую на лужайке перед домом. А потом посадил детей в машину и повез их в Москву. На железнодорожном переезде, не успел подняться шлагбаум, как кто-то начал ему бибикать. Васин папа вышел из машины и прямо через открытое окно четыре раза - дети сосчитали - пробил тому водителю в бубен. Настоящий мачо! На какое-то время Васин папа стал моим кумиром. Не из-за ружья, конечно. Потому что это была настоящая месть за оскорбленное чувство собственного достоинства. Справедливая вендетта!
Вот, кстати, мстить надо уметь. Я вот как делал. Подрежет меня какой-нибудь наглый тип или того хуже - баба. Да так подрежет, что хоть штаны стирай - я просто так дело не оставлял. Обязательно старался обогнать и вдарить по тормозам, чтобы тот или та тоже обязательно обделался. Однажды одна странная женщина дважды не поняла моей науки. И когда весь поток остановился в пробке, я взял красивый шведский топор из багажника, подошел к ее машине и обухом сломал ей водительское зеркало заднего вида. И мы были квиты - сначала я дважды обкакался из-за ее маневров, потом она - первый раз, когда увидела мужика, который идет к ней с топором, и второй раз, когда пришлось без зеркала дальше ехать.
Еще я очень переживал, потому что не знал, что делать с теми, кто, стоя на светофоре, открывает водительскую дверь и либо вываливает на асфальт свои мокроты, либо вытряхивает пепельницу, либо бутылку пустую ставит, которая потом мотыляется между колес сорвавшегося на зеленый потока... Не успело у меня по отношению к ним выработаться никакого условного рефлекса.
Тогда я думал, что мои скверные привычки как-то могут избавить других от привычек еще более скверных.
Сейчас я понял, что все происходило ровно наоборот: своими действиями я пробуждал в людях ненужную злобу, а переучить и уж тем более научить никого не смог. Как я жив-то после этого остался - только чудом!
И еще. Мировая педагогическая практика показывает, что телесные наказания имеют смысл только в том случае, если наказуемый понимает причинно-следственную связь событий. Если ученика бьют, то он должен знать, за что. Иначе все бесполезно.
мысль
Сейчас я понял, что все происходило ровно наоборот: своими действиями я пробуждал в людях ненужную злобу
x