Цены на продукты в Петербурге в начале года «затихли»,
но потребительского бума в ближайшей перспективе не предвидится.
Покупателям же следует быть бдительнее — даже высокая цена не всегда является залогом качества,
нередко на прилавках обнаруживается брак.
За прошлый год оборот розничной торговли в Петербурге сократился на 12%,
при этом оборот продовольствия снизился примерно на 3%. На продуктах питания большинство петербуржцев экономят,
средний чек в магазинах стал меньше, хотя товары — дороже. Цена для большинства горожан стала определяющим фактором при покупке. Некоторые нерадивые производители, чтобы «сбить» цену, снижают себестоимость производимой продукции в ущерб качеству. Так, пожалуй, можно охарактеризовать ситуацию на потребительском рынке Петербурга по итогам прошлого года.
Баланс на грани
В этом году данные тенденции лишь закрепились, хотя эксперты предрекают, что дно на потребительском рынке будет пройдено совсем скоро — во втором квартале этого года. Но резкого всплеска спроса после этого не будет.
«Сейчас только нащупывается баланс между спросом и предложением», — говорит генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков. Падение хоть и замедлилось — если в конце 2015 г. оборот розничной торговли в натуральном выражении (в штуках, литрах, килограммах) снизился на 15%, то в начале 2016 г. — на 7-8%. Однако, это все равно серьезный показатель. По мнению Ивана Федякова, в отличие от кризиса 2008-2009 гг., когда уже в 2010 г. удалось выйти на докризисные показатели, сейчас рынок ждет длительная стагнация.
Ожидать, что все кинутся за покупками в ближайшее время, не приходится. Большая часть сбережений у многих уже потрачена, а цены и так высокие, хотя их рост тоже замедлился. Впрочем, как и потребительского бума, скачков цен тоже уже не будет, считают эксперты.
«Можно сказать, что рынок находится в противофазе. С одной стороны, растет себестоимость продукции, с другой — снижается покупательская способность. При этом не стоит забывать, что в Петербурге проживают около 1,5 млн пенсионеров, а пенсии индексируются не такими темпами, какими растет инфляция», — добавляет Иван Федяков. Ставить на ценник любую цену — «а все равно купят» — уже не получится ни у производителей, ни у сетей.
Кому достается скромный навар
Снимать хоть какие-то сливки с потребительского рынка сегодня могут, пожалуй, лишь крупные производители, которые в условиях санкций даже могут диктовать свои условия сетям, и сами сетевики. Остальные, в том числе средние и мелкие производители, вынуждены маневрировать между рентабельностью и спросом.
«Наши отпускные цены на мясо и молоко сейчас ниже марта 2014 г. Если по молоку у нас раньше была рентабельность 30%, то сейчас 2-3% максимум», — говорит Александр Лебедев, директор ЗАО «Гатчинское» (занимается разведением крупного рогатого скота и молочным животноводством). Цену закупки, например, на молоко, в свою очередь, устанавливает перерабатывающий завод, но и переработчики сейчас не в самой выигрышной ситуации — чтобы наращивать объемы переработки, необходимо сырье. Для этого нужны инвестиции в сельское хозяйство, новые производства.
«На мясо, например, цены сейчас действительно на дне, для нас как для переработчиков ситуация благоприятная, но говядины и телятины нам на рынке не хватает», — говорит директор мясоперерабатывающего завода «Иней» Виктор Крылов.
По мнению Ивана Федякова, больше всего возможностей маневрировать ценами сегодня все-таки у сетей, так как они ближе всего к потребителю, у них есть возможность выбирать поставщиков, гибко ориентироваться на рынке в зависимости от настроений покупателей.
Без потребительского террора
То, что определяющим критерием для большинства покупателей стала цена, повлияло на увеличение числа контрафактной продукции и фальсификата на прилавках. Качество продуктов в последнее время стало притчей во языцех. Проверки показывают, что жалобы петербуржцев на неудачные продовольственные покупки не беспочвенны — это не потребительский террор и бракованных товаров действительно много. И даже большая цена, бывает, не может обезопасить от невысокого качества. Например, достаточно высокие цены устанавливают производители так называемой «экопродукции». «Но в России стандарта „эко“ вообще нет, — говорит Максим Багаев, представитель эстонской фермы „Конью Мыза Талу“. — В Эстонии, например, для этого установлены конкретные требования — нельзя обрабатывать продукцию реагентами и т. д.». То есть по факту даже продукция, которая продается как суперэкологичная, на деле может оказаться совсем не такой.
«Приоритет покупателя сегодня — цена, поэтому некоторые производители, да и сети, этим пользуются. Появляется не только контрафакт, но и псевдоконтрафакт. Яркий пример — недавняя история с маслом, упаковка которого была очень похожа на упаковку масла „Валио“, — говорит Иван Федяков. — Это очень опасный прецедент. Потому что представьте, компания „Валио“ десятилетиями вкладывалась в технологии, имидж и т. д. И тут приходит новый игрок, и хорошо, если он решил сыграть только с точки зрения маркетинга, но зачастую под такими псевдобрендами можно наткнуться на продукт совершенно другого качества». Контрафакт и фальсификат, по мнению эксперта, сегодня необходимо «выжигать каленым железом», чтобы другим желающим подзаработать за счет честных производителей и главное, здоровья покупателей было неповадно
В городском Центре контроля качества, куда в том числе петербуржцы обращаются с жалобами на продукты, сообщили, что в начале этого года рейтинг по обращениям составили молочная, мясная и рыбная продукция. Из проверенных образцов с браком оказалась треть. По молочной продукции петербуржцы часто жалуются на сливочное масло, сыры и творог. Бич этих продуктов — подмена жиров молочного происхождения на немолочные жиры. В «зоне риска» мясные консервы и пельмени. Стоит отметить, что в управление Роспотребнадзора по СПб в 2015 г. поступило 8 тыс. жалоб на производителей и продавцов пищевых продуктов. Это почти треть всех жалоб.
Не кнут, а пряник
Однако сегодня не та ситуация в экономике, когда ставить нужно цель «найти и наказать» перед контролирующими органами. Гораздо эффективнее создать какие-то дополнительные стимулы для того, чтобы бизнес производил качественную продукцию. В конце концов штрафы за брак, скорее всего, опять «вернутся» самим покупателям, заложенные в себестоимость последующих партий товара.
В качестве такого стимула, по словам Елены Капустиной, начальника управления развития потребительского рынка Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка СПб, можно привести недавно стартовавшую в Северной столице программу «Петербургская марка качества» — добровольную сертификацию товаров. Суть этой программы в том, что товары, прошедшие сертификацию, на прилавке помечают специальной эмблемой с изображением грифона. По словам Елены Капустиной, программу «ПМК» с удовольствием поддержали сети. Это неудивительно, так как они также заинтересованы в том, чтобы получать максимально качественный товар от поставщиков. По оценкам INFOLine, сегодня процент возврата товаров на этапе приемки в сети может доходить до 20-25%. Это та продукция, которая не соответствует качеству, заявленному самим же производителем. Для сетей такой «продуктовый пинг-понг» — это дополнительные издержки.
Иван Федяков, генеральный директор агентства INFOLine: «Средний чек сократился в большинстве сетевых магазинов. После санкций и снижения курса рубля все они пересмотрели ассортимент, и сильнее всего средний чек упал у тех сетей, которые были ориентированы на средний класс и „средний плюс“, которые завозили большее количество европейских товаров и предлагали больший ассортимент».
x