12. Как уберечься от мошенников ("казачков") на дорогах Украины
12.1. В Харьковской, Днепропетровской, Запорожской, Киевской, Черниговской и некоторых других областях Украины встречаются мошенники, маскирующиеся под милиционеров и вымогающие деньги за разные надуманные нарушения. Обычно они разъезжают на машинах с гражданскими номерами и останавливают туристов взмахом жезла из салона авто. Уже одно это выдает их с головой. Не останавливайтесь и езжайте дальше, ничего они вам не сделают.
12.1.1. На форуме есть постоянно обновляемая тема с фотографиями "казачков" и их автомобилей. В другой теме мы обсуждаем само это позорное явление и меры борьбы с ним.
12.2. Если все же дошло до остановки, ни в коем случае не передавайте свои документы! С августа 2011 г. водитель даже милиционеру документы должен лишь предъявлять, а не передавать их в руки. Поэтому, прежде всего, попросите у предполагаемого милиционера показать служебное удостоверение. Это должна быть пластиковая карта с напечатанной (не вклеенной!) прямо на пластике фотографией. Остальные реквизиты "корочки" таковы
12.2.1. Лицевая сторона желто-голубая (цвет флага Украины) и имеет надпись "МIЛIЦIЯ";
12.2.2. Оборотная сторона содержит:
а) фото владельца (напечатано прямо на карте);
б) указание на его звание (например, капитан, лейтенант милиции);
в) ф.и.о.;
г) должность (например, инспектор ДПС);
д) указание на право носить и хранить оружие (красным шрифтом);
е) должность и подпись лица, выдавшего удостоверение (например, заместитель начальника УМВД такой-то области);
ж) дату выдачи и дату окончания действия удостоверения.
12.3. Если удостоверения недостаточно, присмотритесь к внешнему виду предполагаемого милиционера. На левом рукаве его рубашки (куртки) обязательно должен быть шеврон МВД Украины. На шевроне вверху надпись "УКРАЇНА", в середине восьмиконечная звезда со щитом в который вписан герб Украины (трезубец) плюс два перекрещенных меча, внизу надпись "МВС".
12.4. Нагрудный знак обязателен только для сотрудников дорожно-патрульной службы (ДПС). Действующий знак представляет собой восьмиконечную звезду, в которую вписан круг с надписью черными буквами: "МВС УКРАЇНИ". В круг вписана еще одна восьмиконечная звезда с гербом Украины. Внизу - крылатый щит с третьей по счету восьмиконечной звездой, который прикрывает скрещенные мечи (видны только их рукоятки). Под щитом серия и номер нагрудного знака.
12.5. Последним признаком того, что милиционер настоящий является его патрульный автомобиль в "раскраске" (желто-голубая полоса по бортам, "мигалка", надписи: "ДПС", "МIЛIЦIЯ") или без "раскраски", но с синими номерами.
12.5.1. Украинские инспекторы ДПС НИКОГДА не преследуют машины на автомобилях с гражданскими номерами и без "люстры". Если на ходу вас пытается остановить некто с жезлом на обычном автомобиле, то 99%, что это "казачок".
12.6. Если остановивший вас человек не прошел проверку на причастность к МВД Украины, документы ему не отдавайте и спокойно уезжайте. Мошенники трусливы, нападать на вас или преследовать машину не станут.
13. Особенности ПДД Украины
13.1. Во время движения водитель обязан иметь при себе и предъявлять по требованию сотрудника милиции:
а) свидетельство о регистрации транспортного средства. Если вы - не собственник машины, то вы не должны показывать инспектору ДПС нотариальную доверенность на автомобиль;
б) водительское удостоверение нужной категории;
в) украинский полис страхования гражданской ответственности или грин-карту.
13.1.1. Требование предъявлять документы означает, что вы не обязаны отдавать их в руки милиционеру, а вправе лишь показать их, даже когда бумаги нужны для оформления протокола. Однако, если вы совершили нарушение, одной из мер наказания за которое является лишение права управления, водительское удостоверение придется отдать (подробности ниже, в подразделе об ответственности).
13.1.2. Предъявлять российский талон ТО не надо - это не предусмотрено ПДД Украины. К тому же с августа 2011 года техосмотр частных автомобилей в стране отменен. Совсем и без всяких условий.
13.1.3. Нелишним будет иметь при себе паспорт и вторую половину иммиграционной карточки (если паспорт "внутренний"), которую вам вернули на границе, со штампом даты въезда. Спрашивают их сотрудники ГАИ часто и имеют на это право.
13.2. Большинство причин для остановки машины сотрудником милиции стандартные:
а) нарушение ПДД;
б) резкие смены направления движения и скорости автомобиля;
в) нахождение автомобиля в розыске.
13.2.1. Если вам приказывают остановиться в темное время суток, проследите чтобы инспектор ДПС (далее - ИДПС) выполнил два условия:
а) местом остановки должен быть освещенный участок дороги. Если этого нет, у патрульного автомобиля должны гореть габариты и работать "люстра" (обычно включается вместе с взмахом жезла);
б) ИДПС должен быть одет в светоотражающий жилет.
13.2.2. Законодательство Украины не обязывает вас выходить из машины после ее остановки по требованию сотрудника милиции и не обязывает находиться в салоне патрульной машины в то время, как ИДПС оформляет протокол и другие бумаги.
13.3. При встрече машин с работающими проблесковыми маячками (мигалками) помните следующие особенности украинских ПДД.
13.3.1. Если у обочины стоит автомобиль с работающим синим или синим и красным маячками, то около него нужно снизить скорость до 40 км/ч и быть готовым остановиться по требованию милиционера.
13.3.2. Если машина с работающим красным или синим и красным маяками двигается:
а) по дороге без разделительной полосы - вам нужно остановиться у обочины независимо от направления движения машины с "мигалкой";
б) по дороге с разделительной полосой - остановка обязательна при условии, что машина движется в попутном направлении.
13.4. Основные требования к скоростному режиму, установленные ПДД Украины не отличаются от требований ПДД РФ. То есть на "обычных" дорогах - не более 90 км/ч, в "белом" населенном пункте - не более 60 км/ч. Особенности таковы:
а) на дороге с разделительной полосой (даже если такая полоса - это металлический отбойник) и на дороге для автомобилей (въезд на нее предваряет специальный знак) можно разогнаться до 110 км/ч;
б) предел скорости на автомагистрали - 130 км/ч;
в) предел скорости для автомобилей с прицепом на всех дорогах вне населенных пунктов - 80 км/ч;
г) предел скорости для машин, управляемых водителем со стажем менее двух лет - 70 км/ч. Но тщательно за этим не следят.
13.4.1. Знаки ограничения скорости в / на Украине применяются только вместе со знаком "Дорожные работы". Без него ограничение незаконно и ничем не карается, хотя многие ИДПС-ы уверены в обратном. Также ограничение должно быть отменено не более чем через 2 км. после установки знака, ограничивающего скорость, в компании со знаком "Дорожные работы".
13.5. Обгоном в Украине, как и в России, считается опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное только с выездом на полосу встречного движения. Помимо стандартных запретов, общих с ПДД РФ, обгон в Украине запрещен в следующих случаях.
13.5.1. На всех перекрестках (кроме обгона мотоциклов без коляски).
13.5.2. Когда до пешеходного перехода остается (независимо от присутствия на нем пешеходов):
а) в населенном пункте - 50 м;
б) вне населенного пункта - 100 м.
13.5.3. Если вы находитесь на участке дороги, на котором не действуют общие запреты на обгон и перед вами движется транспортное средство со скоростью не более 30 км/ч (независимо от того, какова его конструктивная максимальная скорость), вы вправе обогнать его:
а) с пересечением одинарной "сплошной";
б) в зоне действия знака "Обгон запрещен".
13.6. Основные требования к остановке и стоянке, установленные ПДД Украины почти не отличаются от требований ПДД РФ. Но есть и различия. Остановка в / на Украине, в частности, запрещена:
а) ближе 10 метров с обеих сторон пешеходного перехода;
б) ближе 30 метров от остановок общественного транспорта;
13.7. Украинские правила проезда перекрестков и светофоров почти ничем не отличаются от российских правил. Особенности таковы:
а) если вы оказались на полосе движения, с которой поворот выполняется под "стрелку", то при включенной "стрелке", при наличии позади вас машин, стоящих на поворот, вы обязаны повернуть, даже если вам не нужен этот маневр;
б) если на уровне красного сигнала светофора размещена белая табличка с зеленой стрелкой, то при включенном запрещающем сигнале светофора вы можете (но НЕ обязаны) повернуть в направлении, указанном стрелкой при условии, что этот маневр не помешает машинам, едущим на "свой" зеленый сигнал.
13.8. В отличие от России, в / на Украине при движении по дороге с двумя и более полосами в одну сторону, вы всегда (даже в городах) должны занимать крайнюю правую полосу (если только вам не нужно повернуть налево).
13.9. В / на Украине, как и в России, ребенка ростом до 145 см. или в возрасте до 12 лет можно перевозить в машине, оборудованной ремнями безопасности, только с устройством, позволяющим пристегнуть ребенка. Например, подойдет автокресло (бустер) или адаптер ремня безопасности. Тем не менее, тщательно за этим украинские ИДПС-ы не следят.
13.10. В украинских ПДД нет требования включать ближний свет фар в светлое время суток вне населенных пунктов.
13.11. Украинские инспекторы ДПС не имеют права проводить инструментальную проверку технического состояния частных автомобилей. Это касается, в частности, измерений светопропускной способности стекол (тонировки), содержания вредных веществ в выхлопе, оценки штатности ксенона и т.п. В компетенции "дорожных" милиционеров только явные неисправности, при которых дальнейшее движение запрещено, например:
а) в темное время суток или в условиях недостаточной видимости не горят фары или задние фонари;
б) в дождь или снегопад не работает стеклоочиститель на стороне водителя.
13.12. Большинство дорожных знаков, предусмотренных ПДД Украины и условия их соблюдения, почти не отличаются от российских знаков и условий. Но некоторые особенности есть.
13.12.1. Одинокий знак "STOP" обязывает лишь остановиться перед стоп-линией или самим знаком. Уступить дорогу машинам, двигающимся по пересекаемой проезжей части, придется только если знаку "STOP" предшествует знак "Уступи дорогу" с табличкой, на которой указано расстояние до знака "STOP". Но это в теории, в жизни же все уверены, что знака "STOP" достаточно для того, чтобы уступать дорогу.
13.12.2. Внешний вид некоторых украинских дорожных знаков несколько отличается от аналогичных по смыслу российских, например, чуть по другому выглядят знаки:
а) предупреждающие о приближении к опасному повороту;
б) предупреждающие о примыкании к главной дороге второстепенной дороги (дорог).
14. Ответственность за нарушения ПДД Украины
14.1. Штрафы за самые "популярные" нарушения ПДД Украины таковы:
а) превышение скорости более чем на 20, но менее чем на 50 км/ч грозит штрафом в размере от 255 до 340 грн. Превышение скорости более чем на 50 км/ч = штраф в сумме от 510 до 680 грн. или общественные работы на срок от 30 до 40 часов (пока случаи привлечения россиян к работам не известны);
б) нарушение требований разметки или знака (в т.ч. выезд на встречную полосу там, где это запрещено), не связанное с нарушением правил обгона, обойдется в 255 - 340 грн., а сопряженное с нарушением правил обгона - в 425 - 510 грн.;
в) проезд на запрещающий сигнал светофора "стоит" 425 - 510 грн.;
г) нарушение правил остановки и стоянки - 255 - 340 грн.
14.2. Вынести постановление по большинству "дорожных" нарушений (попросту - назначить сумму штрафа) вправе самый обычный ИДПС. Суд рассматривает только дела, связанные с возможным лишением права управления. Если прямо сейчас вам постановление не нужно, вы вправе потребовать от ИДПС-а присутствия защитника и переводчика, отказать в этом милиционер не сможет и вынужден будет перенести рассмотрение дела.
14.3. Если водитель не согласен с нарушением, ИДПС обязан составить протокол и только потом вынести постановление. Перед подписанием протокола нужно проследить, чтобы в нем не осталось не заполненных граф. Не забудьте потребовать также копию документа, выдать её - обязанность ИДПС-а.
14.4. Вы имеете полное право вести аудио- и видеосъемку происходящего. Если ИДПС говорит обратное, он врет.
14.5. Наложенные штрафы уплачиваются только через банк в течение 15 дней со дня вынесения постановления. Никаких исключений для иностранцев нет. Поэтому, что бы вам не говорил ИДПС, для "стимулирования" к уплате штрафа нельзя:
а) забрать водительское удостоверение;
б) задержать иностранца без оформления административного задержания;
в) эвакуировать автомобиль на спецстоянку;
г) написать что-либо в иммиграционной карточке иностранца, въехавшего в / на Украину по "внутреннему" паспорту;
д) не выпустить иностранца из Украины.
14.6. Формально, до 2012 года за нарушение ПДД Украины, подтвержденное постановлением об административном правонарушении, вам могли сократить срок пребывания в / на Украине, о чем в загранпаспорт ставился специальный штамп. С 2012 года это правило ОТМЕНЕНО.
14.7. У украинских судебных приставов есть право отсылать в Госпогранслужбу запросы о запрете въезда в страну иностранцам, не уплатившим административный штраф.
14.7.1. Если в отношении вас вынесено постановление об административном нарушении и в будущем вы планируете вернуться в / на Украину, уплатить штраф в ваших же интересах. Реквизиты для перечисления денег, в зависимости от области, в которой вас оштрафовали, можно взять на сайте Госказначейства Украины. Платежные документы берите с собой в каждую поездку.
14.7.2. Если в отношени вас составлен только протокол, узнать, вынесено ли по нему постановление вы можете, обратившись в подразделение ГАИ, к которому "приписан" инспектор ДПС, оформивший протокол.
14.8. Водительское удостоверение в / на Украине у вас могут задержать ТОЛЬКО если совершено нарушение, одна из мер ответственности за которое - лишение права управления. Среди "лишенческих" нарушений чаще всего встречаются такие.
14.8.1. Нарушения правил проезда перекрестков, обгона, встречного разъезда, проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение скорости и т.п. при условии, что нарушение повлекло создание аварийной обстановки. В случае, когда нарушение было (например, превышена скорость), а аварийной обстановки не было, задержание ВУ незаконно. Если же вам вменяют создание такой обстановки, нужно помнить следующее:
а) создание аварийной обстановки - это вынуждение других участников дорожного движения резко изменить скорость, направление движения либо предпринять другие действия для обеспечения своей безопасности или безопасности других людей;
б) создание аварийной обстановки обязательно должно быть подтверждено пояснениями водителя, потерпевшего, показаниями технических приспособлений, а также устройств фото- и видеонаблюдения;
в) исходя из определения аварийной обстановки, потерпевшим может быть любой участник дорожного движения, включая пешехода на пешеходном переходе.
14.8.2. Управление в состоянии алкогольного опьянения. Освидетельствование проводится так:
а) в обязательном присутствии двух свидетелей (милиционеры ими быть не могут) ИДПС предлагает водителю подышать в алкотестер (использование трубок "Контроль трезвости" НЕ предусмотрено, а тот, кто говорит обратное лжёт). Водитель может отказаться и тогда его ОБЯЗАНЫ доставить в медучреждение совершенно бесплатно независимо от времени суток. Туда же придется поехать, если водитель согласился на освидетельствование на дороге и результат оказался положительным;
б) в медучреждении после всех тестов составляется заключение в трех экземплярах. Но жизнь показывает, что при малейшем знании трезвым водителем своих прав, ИДПС-ы его в больницу не возят. И даже больше: на дороге в алкотестер дышать не просят.
14.8.3. Неостановка по требованию сотрудника милиции. Поэтому предельно внимательно следите за жестами людей, которые хотя бы отдаленно напоминают милиционеров и останавливайтесь при первом же движении, похожем на приказ об этом. Ещё лучше - при проезде снимать патруль на камеру, тогда уж точно никто не сможет сказать, что приказ был, а остановки не было.
14.8.4. ДТП с повреждением автомобиля, груза или причинением вреда здоровью. ВУ задержат до суда даже если пострадала только ваша автомашина, так уж сформулирована норма КоАП Украины.
14.9. Последствия задержания ВУ в / на Украине.
14.9.1. Взамен задержанного ВУ вам выдадут временное разрешение на право управления. Действует оно до суда, но не более трех месяцев. Изъять временное разрешение НЕЛЬЗЯ, даже если вы повторно совершили "лишенческое" нарушение.
14.9.2. В России украинское временное разрешение НЕ действует и, формально, российский ИДПС может составить протокол об управлении машиной без ВУ. А если в машине нет другого водителя с ВУ, то и эвакуировать авто на спецстоянку.
14.9.3. Если Вы уехали из Украины до суда, в Россию ВУ перешлют не раньше, чем закончится присужденный срок лишения права управления. Причем подразделение ГАИ сначала отправит ВУ Киевский Департамент ГАИ Украины, оттуда документ уйдёт в украинский МИД и лишь потом в Россию. Обычно путешественники не дожидаются прихода ВУ и, приехав домой, заявляют об утере документа.
14.9.4. Даже если материалы о лишении права управления в / на Украине придут в российское подразделение ГИБДД по месту вашего жительства, вам не имеют права отказать в выдаче ВУ, поскольку соглашение о взаимном признании административных наказаний РФ и Украина не подписывали и поэтому решение украинского суда на территории России не действует.
14.10. За ряд нарушений ПДД Украины, в качестве обеспечительной меры предусмотрено задержание авто и его эвакуация на спецстоянку. Здесь важно понимать вот что.
14.10.1. В перечень наиболее частых нарушений, за которые временно можно остаться без машины, входит ДТП с пострадавшими, а также управление авто:
а) с явными неисправностями тормозной системы, рулевого управления, внешних световых приборов (в темное время суток) и другими неисправностями, выявляемыми без инструментального контроля, при которых эксплуатация машины запрещена;
б) без государственного регистрационного знака либо с идентификационными номерами, которые не отвечают записям в регистрационных документах;
в) без ВУ либо свидетельства о регистрации автомобиляв;
г) в состоянии опьянения либо с отказом от освидетельствования на состояние опьянения;
14.10.2. Дополнительно знайте, что даже когда нарушение было, машина подлежит эвакуации, ТОЛЬКО если:
а) после остановки мешает движению других автомобилей. Понятно, что в 99% случаев этого нет и в помине. Поэтому, если вдруг ИДПС начинает вести речь о задержании авто, немедленно при свидетелях фотографируйте местоположение машины, это поможет подтвердить незаконность действий ИДПС-а;
б) невозможно устранить нарушение на месте. Например, всем по силам заменить неработающую лампочку или просить знакомых подвезти ВУ и другие документы на машину;
в) нет другого трезвого водителя с ВУ нужной категории (если у первого водителя заподозрили состояние опьянения).
14.10.3. Если все же дошло до задержания, порядок эвакуации и вызволения авто должен быть таким.
а) ИДПС вызывает эвакуатор. Ничего другого законодательство не предусматривает, так, ИДПС не вправе садиться за руль вашего авто и ехать на нем на спецстоянку;
б) к приезду эвакуатора ИДПС должен найти двух свидетелей, в присутствии которых обязан внести в протокол об административном нарушении информацию о задержании машины (время и место задержания; тип , марка и госномер авто; перечень видимых повреждений; название, местоположение, номер телефона организации либо учреждения, доставляющей авто на спецстоянку, адрес стоянки, ф.и.о. водителя эвакуатора);
в) помимо вас протокол подписывают: ИДПС, водитель эвакуатора, два свидетеля;
г) стоимость услуг эвакуатора (10 грн. за километр) и хранения авто на спецстоянке (18 грн. за первые сутки, 10 за последующие) установлена государством. Что бы ни говорил ИДПС и водитель эвакуатора, цены выше этих взяты с потолка;
д) машина хранится на спецстоянке до рассмотрения дела об административном правонарушении, но НЕ дольше трех суток (соответственно, оплачиваются тоже только трое суток). После этого авто подлежит возврату при условии оплаты эвакуации и хранения. Других условий возврата НЕТ (хотя вас наверняка будут убеждать, что это не так);
е) для возврата вы должны предъявить свидетельство о регистрации авто, документы об оплате эвакуации и хранения, протокол об административном правонарушении.
x