На обратном пути с югов, не доезжая примерно 40км до Пугачева (Саратовская обл.), после очередной кочки где-то сзади слева загрохотало. Этот участок дороги, около 100км от Пугачева до Балаково, самый поганый за всю поездку. Асфальтовые бугры и колеи до 30см высоты. Скорость моя в тот момент была около 50кмч, там больше просто опасно.
Остановившись на обочине, снял заднее левое колесо, поглядел на него и на подвеску. В подвеске абсолютно ничего не увидел, а на внутренней боковине обнаружил порез в форме буквы Y. Но колесо не спускало. Предположил, что воткнулась железяка и бренчала по арке, а затем вылетела. Даже нашел подходящую по форме метрах в 5 сзади. Поставил запаску и поехал. Звук остался. В это время подъехал мой товарищ, с которым мы вместе ехали, но он подотстал на полчаса. Надо признаться, что ворочать колеса и вещи из багажника на солнцепеке, когда в тени +40, это жесть. Такую температуру я засек только в Волгоградской и Саратовской областях, в Анапе больше 36 не было. Советую всегда возить с собой 2-3 5литровки питьевой воды на подобный форс-мажор.
Короче, стало понятно, что дело не в колесе, а подвеске. Подшипник не люфтит, пружина и рычаги целые, сайленты не рваные, аморт с виду в порядке. Но поддомкраченное колесо руками приподнимается см на 2-3, после чего раздается стук. Такой же стук, если наехать колесом например на брусочек. Тормоза работают как обычно. Решили ехать до сервиса в Пугачеве.
Поползли. Сзади раздавался такой страшный лязг, что даже на относительно ровных участках ехал не больше 50кмч. Доковыляли до Пугачева, нашли сервис, где как раз чинили какой-то фокус. Там нас обрадовали, что все запчасти только на заказ, поэтому лучше всего ехать дальше в Самару 190км. Мастер предполжил, что развалилась верхняя опора пружины либо аморт.
Поехали в Самару. Глянув на часы и поняв, что можно не успеть до закрытия, увеличил скорость, благо дорога улучшилась. Опасения оправдались. Когда нашли более менее приличный сервис в Самаре, было 18:05, как раз все расходились по домам и предложили заехать завтра
Обрадовали также, что все магазины запчастей в Самаре тоже до 18. Хм, Самара просела в моем рейтинге
Тогда нашли какой-то гараж-сервис и сделали там диагностику. Мастер сказал, что 100% сдох амортизатор, и либо ждите до завтра, либо потихоньку езжайте домой, если не напрягает грохот. Я предложил снять дохлый аморт, чтобы он не стучал и не разбивал места крепления и кузов, на что получил ответ, что лучше ехать с таким, чем вообще без него. До сих пор думаю, что зря не настоял.
Прикинув весь гемор с ночевкой в чужом городе и ремонтом там, а также остаток денег, приняли решение аккуратно ехать домой. На идеально ровных участках вообще ничего не чувствовалось, ехал как обычно около 100, на трясучих местах не больше 60кмч с лязгом, который снаружи почти не было слышно, почти весь звук шел внутрь
Оказывается, задние аморты для универсалов - вообще большая редкость. Но в сервисе на Бажова нашлись. Штатные стоят около 4тыр, поэтому решил поставить каябу по 2.5, разумеется пару, плюс работа 800, итого вышло 5800р. При диагностике и снятии выяснилось, что родной фордовский аморт скорее всего был с заводским браком. Шток оторвался от верхнего стакана в месте сварки и долбил по этому месту всю дорогу. Если приварить назад - будет вполне рабочий аморт
Я как раз за месяц до поездки делал в планете диагностику на вибростенде, эффективность задних была 70% у обоих, то есть состояние, близкое к новому. У новых обычно около 80%. И вот тебе на! Произошло бы такое на 10-ке в прошлом году - починился бы прямо в Пугачеве тыщи за 2. Хорошо хоть эвакуатор не понадобился, а то было бы полное попадалово. Похоже на юга надо ездить на расейских машинках, а на фордах только по областным центрам...