Даже те, кто признает некоторые успехи нынешней власти, в деле восстановления России, очень часто задают вопрос «А куда мы идем?». Ясно что цели, которые ставит нынешняя власть, такие как «модернизация», «инновации» не тянут на глобальность. Ну модернизируем мы, ну инновации потекут рекой, а дальше что? Кому они нужны, как все это будет работать, кто будет пользоваться плодами. Нет ответа.
А должен ли быть ответ? Как-то принято считать, что у власти нет глобальных планов, что мы плывем по течению, решая сиюминутные вопросы, но системного понимания того куда мы идем у власти нет. И этот вывод делается только на основании того, что власть эти цели не озвучивает. Но почему она должна их озвучить? И является ли четкая озвученная и всеми понимаемая цель необходимым условием её достижения? Так давайте вспомним прошлое. Горбачев четко объявил свою цель, она была понятна, она разделялась большинством. И что? Мало того что эта цель достигнута не была, есть все основания полагать, что была другая цель, не озвученная, и именно она и была достигнута. Гайдар и его команда тоже объявили цель. Мало того, если цели Горбачева были еще не совсем четкими, вроде как полумеры, и социализм оставим, и как на западе сделаем, то у Гайдара четче некуда, и примеры, и столетний опыт и теоретические основы, все есть. Демократия, рынок. Ну куда уж четче, все понимали чего хочет власть, а кто не понимал, мог поехать в Европу, и увидеть воочию чего мы хотим. И опять не получилось. Мало того, мы в результате чуть не потеряли страну, мало кто это понимает, но это так. Вон Гусинский с Березовским уже оседлали своих жеребцов (клички коней НТВ и ОРТ соответственно), а Ходорковский уже присосался у кусочку нефтяного пирога.
Вы еще хотите что бы вам озвучили цели? Тут уже суеверным начинаешь быть, лучше не надо, не говорите, что бы не сглазить. Ну вот они и не говорят. Ту же модернизацию озвучили уже по факту её наличия. Кто-то еще только осмеивает идею модернизации, а она уже давно идет.
Но все же, если посмотреть на действия власти, проанализировать их характер, то можно все таки увидеть достаточно четкую стратегию, и предположить наличие плана.
Отраслевые холдинги и естественные монополии.
Тенденцией последних лет стало создание отраслевых холдингов. Как грибы после дождя выросли ОАК, ОСК, «Силовые машины», «Группа ГАЗ», «Трансмашхолдинг» и прочие. Консолидация активов под общей «крышей» дает кучу преимуществ, но одно из них прольет бальзам на душу коммунистов. Они же все еще бредят плановой экономикой, считая её самой эффективной. Да, но она настолько же эффективна настолько же и неповоротлива. А при увеличения номенклатуры товаров до сотен тысяч наименований, справится с таким объемом данных просто невозможно.
Но что если заниматься планированием не на уровне одного ведомства, а разбросать план по отраслям, предоставив множеству отраслевых подразделений самим внутри себя решать вопросы планирования, а роль государства будет заключаться лишь в озвучивании госзаказа на конечную продукцию. Это куда гибче, и проще, получается этакая децентрализованная сеть, каждая ячейка которой знает что ей нужно, что бы получить в итоге продукцию, и выполнить заказ государства.
У государства тоже нет единого центра госзаказа, а есть отраслевые министерства, и… естественные монополии, которые определяют только ту часть заказа, которая им самим необходима. РЖД заказывает поезда, Совкомфлот гражданские суда, Газпром — оборудование, Транснефть формирует заказ на трубы, Росгидро — турбины и генераторы. Таким образом мы строим плановую экономику, но только план децентрализован, и задача по планированию лежит на непосредственном исполнителе, он лучше знает сколько болтов и гаек произвести, что бы получился заказанный государством парогенератор.
Суть холдинга — как управляющей компании десятков и сотен более мелких производителей, это как раз это самое планирование, и обеспечение взаимодействия между ними, а так же обеспечение внешних связей. Раньше, в СССР все связи так или иначе проходили через единую точку — государство, сейчас точек много, и все они связаны между собой. Мало того что государство разгружается от регулирующих функций, упрощается сам процесс регуляции, вместо тысяч производителей, есть лишь несколько холдингов, и всегда понятно кому давать по башке, а они там уже внутри сами разберутся.
И кстати совсем не важно кому принадлежат акции в этих холдингах. Государство имеет куда лучший рычаг — госзаказ. Поэтому, уверен, что со временем доля государства в холдингах будет снижаться, их будут постепенно выводить в свободное плаванье. Правда далеко заплывать все равно не дадут, держа на привязи госзаказа.
Иностранное участие
Давайте опять вернемся немного в прошлое. Вспомним две вещи.
Первое, вспомните что произошло в мире, когда развалился СССР.
И второе, вспомните какой был самый важный аргумент в 2008 году, когда Европа обсуждала возможность блокады России.
Итак, что же произошло в мире после крушения Союза? Ответ — ничего. Тишь да гладь. Рухнула огромная страна, вторая экономика мира, империя! И не разразилось ни одного мало мальски значимого кризиса. Запад даже не пошатнуло. То есть можно было вот так просто и безнаказанно, ничем не рискуя разрушить огромную страну.
Ну а теперь ответ на второй вопрос, что же спасло Россию от блокады? Вспомнили? Европа не пошла на блокаду потому что это грозило большими потерями её экономике. То есть СССР можно было разрушить, и ничего, а Россию даже блокировать нельзя, сразу же проблемы в экономках других стран.
Теперь понимаете почему мы месторождения разрабатываем совместно, газопроводы строим совместно, новые двигатели для локомотивов разрабатываем совместно, самолеты, и куда не посмотри, всюду привлекаем иностранных участников во все глобальные проекты России. Многие недовольны, мол что мы сами не можем. Можем. Но зачем сами, если можно сделать совместно?
Для меня очевидна еще одна стратегия власти. Она старается как можно сильнее завязать Европу на Россию экономическими веревочками. И скоро проснувшись с утра, Европа вдруг обнаружит что она зависит от России куда больше чем от США. И тогда она скажет себе «И какого ж ляда я танцую под дудку янки?». Если этого не спросят политики, то у них спросит их бизнес. Уже раз Европа не смогла пойти против него, дальше будет больше.
И главное, наступит момент, когда разрушение России будет для Европы и даже мира настолько болезненным в плане экономики, что уже это одно станет гарантией нашей безопасности.
Новая система
Пока еще не четко, но контуры новой системы видны уже сейчас. А за ними проглядываются, и контуры новой мировой экономики. Что делает Россия? Она создает у себя крупных игроков, в пику западным ТНК. Новые холдинги могут на равных разговаривать с любой корпорацией, и вести проекты так, что бы не быть на вторых ролях. За холдингом стоит множество более мелких компаний, надежно защищенных от поглощения, и освобожденных от необходимости заботится о международных связях, за все отвечает холдинг, предприятия же просто производят продукцию.
Далее мы привлекаем иностранный бизнес к нам, создаем совместные проекты, завязываем на них зарубежный бизнес. И в итоге, мы создаем новую экономику как у себя внутри, так и в мировом масштабе, этакий большой клубок, центром которого становится Россия. Тесные международные связи, максимальная международная интеграция на уровне бизнеса, и при этом максимальный суверенитет на уровне государств — вот новая парадигма нового мира. Мир не просто многополярный, это мир в котором каждый полюс зависит от каждого, мир, в котором войны не возможны по причине колоссального ущерба для любой из воюющих сторон, мир, в котором проблемы каждой страны в отдельности не выгодны всем остальным и все остальные стремятся этих проблем не допустить.
Ясно что власть не может об этом открыто говорить, еще не время. Да и не надо ничего говорить, надо делать.
x