Каждый из нас падал на сиденье автомобиля с шашечками на крыше. Что это такое, такси?
Два с половиной года назад я и усиленно искал подработку. В голове был сформирован ряд требований, которые были обязательны к исполнению. Это, прежде всего, свободный график и никаких трудовых обязательств. Неплохо было отсутствие рутинности, и возможность неплохого заработка.. Требования взаимоисключающие Логично, что таких сладких вариантов подработки физически в природе не существует. Одним из приближенных к требованию вариантов было «таксование». На что и пал выбор.
http://s61.radikal.ru/i171/1102/96/afe59e4216c5.jpg
Мир «такси» был для меня абсолютно нов. Ни знакомых, ни друзей в нем задействовано не было.
Представлю вкратце структуру мира такси:
По методу работы всю армию таксистов можно разделить на следующие категории:
1) «Местные». Это изживающий себя вид работяг. Тянут свой след из 90-х, когда таксопарки были расформированы и многие товарищи, не желающие уходить из бизнеса организовали самодеятельные независимые сообщества наподобие «Независимое предприятие таксист» («НПТ»). Они сразу же заняли самые лучшие стоянки города и договорились с братками об оказании физической защиты «если чё». Лучшим стоянками оказались, конечно же, ж/д и автовокзалы, центральная площадь города, торговые центры и прочие людные места. До сих пор их там можно наблюдать. Место на стоянке передается как родовой бриллиант. Никому чужому, только «семье». Поэтому зачастую работают семенными подрядами..
Опознать их можно по отсутствию на шашках-колпаках признаков какой-либо фирмы, отсутствию счетчиков и лицензии индивидуального предпринимателя-(ИП).Хотя в последнее время счетчики стали устанавливать добровольно, т.к.в пробках стоять выгодно. Поведение зачатую наглое, т.к. шофера давно «в теме». А концепция этой «темы» выражается одной фразой «Таксист всегда прав». Тарифообразование странное... Существует тарифная сетка, но она гнется от вида клиента, настроения шафера ,погоды, жадности. Другими словами «местному» общепринятые тарифы города не указ. Автомобили разношерстные. Молодежь пересаживается на иномарки, ветераны юзуют волги. В Пскове местных можно увидеть на Пл. Ленина, ж/д и автовокзал, «Маяк», Октябрьская гостиница, «Ягуар»..да везде они
Платят ли они «браткам»- не знаю, мне это неинтересно. Многие «местные» так вросли в свою стоянку, что чувствуется, они там полноценные хозяева..
В последние 5 лет «местных» начали помаленьку поддавливать со стороны частных общепринятых «таксофирм». В очереди на стоянке «местных» появляются вкрапления из машин частников работающих на «фирму». Каким образом достигают этого соглашения владельцы «фирм» с местными не знаю, думаю не дипломатией.
Понятие «Очередь». Друзья- это святое. Как бы не хотелось Вам уехать на добротной иномарке, очередь надо соблюсти, и поедете Вы на 10 летней «Жиге». Если изволите, конечно..
Смысл в чем. Вышеописанные «местные» уступают место на своей стоянке частникам, но при условии , не более двух/трех машин на точке и жесткого соблюдения очереди. Уезжает с клиентом всегда первая машина.. если пассажиры отказываются ехать на «шарабане» вся очередь должна сказать «фи» таким придирчивым гражданам и вообще отказаться их везти, или заломить цену вместо 100 рублей просить 1000.. Если будешь играть не по правилам, то гвоздем могут поцарапать машину, поистирить и прочее. Или пожаловаться в твою фирму, а это штраф(300 руб.) за нарушение очереди
Бред, но да..
Сталкивался с этим. Решение. Лично подходил к гражданам и говорил, мол, вы сделайте вид, что звоните по телефону и садитесь ко мне. Смысл сего действия?- Итак, второй тип «Таксистов»
2) Частники. Это вид товарищей имеющих собственный авто и желание зарабатывать/подрабатывать на нем. Самая разношерстная компания. От машин до водителей. Для Пскова характерно, что примерно 50% всех частников - это действующие военные, милиционеры, пожарные, ЧОПовцы. Ребята, которые имеют сменный график работы, автомобиль, небольшую зарплату, неумеющие ничего больше делать, как водить и не ленивые.
Этот вид «таксистов» никаким бандитам за стоянки , «крышу», физзащиту не платят, так как весь это спектр услуг входит в пакет, получаемый ими во время регистрации в «таксофирме». Это: предоставление диспетчерских услуг (заказы), право стоять на указанных фирмой стоянках и сама возможность легально ездить с шашками на крыше.
Это самый популярный принцип работы таксомоторов в России.
Связь «таксист-контора» происходит с помощью:
а) Радиостанция (СВ-тип). Длинный «хлыст» на крыше машины - явный признак, что перед вами герой этого племени (исключение составляют любители общения на «трассах» в радиоэфире, но их мало). Станция, антенна-это необходимый минимум для работы. Но учитываем тонкости: от вида крепления антенны, до степени «прокачки» радиостанции. Поясню. К примеру: по городу одновременно шастают 50 свободных машин, диспетчер произносит заказ.. и кто же из этих 50 возьмет заказ? Тот, кого услышит диспетчер.. а представляете сразу 50 голосов в эфире? Сплошной шум.. Решается просто. Устанавливаем усилитель сигнала.. Нажимаю тангенту и мой мощный сигнал «душит» всех. Диспетчер слышит только меня.. Остальные не в силах пробить его. Радиостанция выдает порядка 20 Вт, а усилитель дает прибавку мощности от 100 Вт до 500 Вт.
Понятно, что не я один такой умный, начинается гонка вооружений. У кого сигнал мощнее, у кого чище. Идет игра нюансов.
Стоимость оборудования (нового):
Хорошая радиостанция стоит 5-6 килорублей
Антенна 2-3 килорубля
Усилитель от 3 круб до 20 и выше.
Плюсом идут провода сечением не менее 0,5 см (надо порядка 15 метров) И настройка всего этого ( калибровкой называется) .
Из смешного: играет роль даже то, где стоит антенна. У меня на середине крыши, т.к. крыша служит экраном, и так лучше отражается сигнал..
=)
Все эти траты необходимы, так как без хорошего оборудования не сможешь взять заказ.. нет заказа - нет денег.
Такой подход работает, как правило, в маленьких городках. Где до заказа можно доехать максимум за 10 минут.
б) Телефон (интернет, icq) В Пскове такой подход к связи не используется, видел в Ростове-на-Дону. Принцип. Водитель указывает диспетчеру по телефону свое местонахождение:- сидит, ждет заказ.. и она его скидывает, когда адрес близок к нему.
Водители такси, по законодательству, должны быть индивидуальными предпринимателями(ИП). Так оно и есть, единственно, что многие оформляют ИП на своих жен, детей, котов и попугаев (т.к. служивые, а нам ИПшниками быть запрещено... или присасываются к одному из ИП и становятся якобы наемными водителями.
ИПшник легально может использовать таксометр с чеком. Но опять-таки чеки в 90% не несут никакого налогового смысла. Чеки-пустышки. Никто кассовые аппараты в налоговой не регистрирует, очень сложен процесс. Тем более гаишники такими нюансами не интресесуется, а про облавы налоговиков таксисты узнают за пару дней ( город маленький. Родня, знакомые и прочие доброжелатели предупреждают) Узнав про облаву таксист добропорядочно сообщает инфу в радиоэфир. Где стоят и чего хотят.. естественно все объезжают это злачное место..
Ограничений по времени работы никаких нет. Работай, покуда не заработаешь всех денег мира или неиздохнешь за баранкой..
Общие расходы таксиста второго вида следующие:
-Абонентская плата «конторе» за пользование стоянками и «подкид» заказов. Раз в месяц от 1000 руб. и выше
- 10/15 руб. с заказа. Непосредственно диспетчерскому штабу.
- Налоговое бремя- 12 тыров в год.
- Плюсом идёт обслуживание авто, покупка более лучшего, мощного оборудования и непредвиденные расходы.
В Пскове данную методику работы практикуют фирмы: 000,081,087,085,050,060.
3) Наёмные. С ними все понятно. Контора имеет свой автопарк, клиентскую базу, диспетчеров.
Нанимают водителей, дают им машины и собирают с них ежесуточную арендную плату. Плата зависит от автомобиля и жадности хозяина. Примерно от 500 до 1200 руб. в сутки. Неважно заработал ты их или нет. Должен отдавать.. Бывает, что ребята доплачивают и своего кармана. Бензин, ТО автомобиля -за свой счет.
Да, кстати, аренда бывает двух видов
- Тупо работаешь и платишь арендную плату. Машина конторы и баста. Сумма аренды терпима.
- Работаешь под выкуп конкретного авто. Долговременный лизинг. Для конторы более выгодный вариант, так водитель машину бережет. Себе же достанется =) Арендная плата много дороже. К примеру, б/у ГАЗ 31105 стоит в сутки 700-800 рублей. Арендный договор заключается на год.
Принцип работы такой же, как и втором виде таксистов. Или радиосвязь или телефон/интернет. В целом стоянок мало. Стоят, ждут заказа- кто куда приткнется.
... многие кто начинает входить мир «такси» начинает с арендных машин. Быстро понимают, что это жуткая кабала и заработав чуть деньжат покупают свое авто.. и уходят в категорию (2).
Ограничения работы: посменно (12 ч/12 ч), по суткам…сутки через сутки или как договоришься.
Псков: это 058 «Савицкого-НПН» (постепенно переходит на систему (2)) и 057 «Чайка» (бомж такси, ... )
Большая часть пассажиропотока проходит как раз через эти две фирмы. У людей сильно мнение, что раз фирма со своими машинами и наемными водителями - значит все серьезно, не обманут. Ошибочно. И обманут и машины разный.. Всё как у других участников рынка.
Безопасность. Эта профессии не более опасна, чем, к примеру, рабочий завода или дворник. Если есть голова, то ты никогда не попадешь в историю (возьмешь дурного клиента). Всегда можно отказаться. Конечно, может случиться случай «ля фаталь» Но, друзья, судьба штука загадочная…
Ничего пошлого и странного в мире такси не происходит. Если человек заинтересован только в зарабатывании денег- он будет это делать. Если хочет приключений- найдет их
К сожалению, многие граждане приравнивают таксиста к существу низшей мужской рабочей расы. Сам слышал, неоднократно =) Которые кроме как шоферить и обманывать людей ничего не могу. Сущая ложь! Не раз задавался вопросом: отчего у людей так плотно сидит в подкорках неприязнь к водителям такси? Вывод один, столкнувшись один раз с ...ю, трафаретом кладем их на других. В любом рабочей среде есть твари.. Но глупо считать, что среди шаферов их больше. Вы платите деньги, получаете услуги. То, что клиент недоволен полученной услугой -виноват он сам. Попытайтесь соблюсти нижеприведенные рекомендации, и будет Вам щастье!
-Пристреляйтесь к одной фирме. Которая в целом удовлетворяет вас в тарифном плане, уровню автомобилей, времени подачи «кареты» Тем и пользуйтесь.
-Знайте тарифы. Приблизительно. +/- 20 рублей это погрешность. Не давитесь никогда за 10 рублей.. Брали 80 руб., взяли 90 руб. Ах какая трагедия.. Вы испортите настроение себе и водителю. Хотя ему, поверьте, до вас глубоко пофиг!
-Садясь в такси с улицы (стоянки) уточните приблизительную ))) стоимость поездки. Не устраивает- вызывайте по телефону на точку такси «с фирмы». Это будет +10 руб.. но без нервов.
-Пользуясь такси «с фирмы» Вы гарантированно доедете туда куда надо. И заплатите при этом реальную сумму. Если Вы считаете, что таксист завысил цену, попросите его назвать свои позывные ( существуют у любого трудяги. Цифровые(274,131,300) или слово (Агат, моряк, пират, омега»)) и смело звоните в фирму. Попросите девушку диспетчера рассчитать и назвать сумму. Если шофер продолжает возмущается, платите сколько просит.. и отпустите, пусть едет. Берегите нервы =) Позвоните еще раз в фирму и сообщите номера машины и сумму, которую Вы заплатили. Его накажут. Поверьте. Штраф минимум 1000 руб.
-Заказывая машину уточните, что хотите видеть иномарку, с чистым салоном. За это лишние деньги не возьмут. А Вам и чистоплотному таксисту будет приятно.
- Садитесь всегда в заднюю правую дверь автомобиля. Знаете, как надоедает сидящий десятый раз подряд клиент мужского пола и расспрашивающий про авто, дороги, гаишников и возглашающий «че, ..., музыка четкая.. сделай громче». А девушкам вообще пошло садиться на переднее сиденье!!! Вы клиент, и Вас везут.. расслабьтесь.. Не участвуйте в процессе руления!
- Помните, что за скорость, комфорт, кондиционер, приятную беседу, благородную музыку, конфетку Вы доплачивать не должны!!! Рынок лопается от предложений. И за каждого клиента надо биться. Все эти «приятности для клиента» есть - нарабатывание таксистом личной клиентской базы. Если Вас все удовлетворило, спросите визитку. Пригодиться. К примеру, я на клиентскую базу работал 1,5 года. В итоге все меньше и меньше кружил по городу. В СПб хотите? - пожалуйста, в Ригу/Таллинн - не вопрос, по области? Ок! Дальняк -это самое ценное, что есть у таксиста. Лучшее соотношение денег за единицу времени. И люди то все, какие порядочные =)))
- И никогда не злитесь на таксиста. «Он играет, как может». Если Вам что-то не понравилось сидите и глядите в окно. Делайте выводы о фирме, стоянке.. о себе =) Поверьте, за рулем может находиться, как и деревенский мужик, так и отставной военный с хрустальным понятиями о чести и совести…
Есть вопросы - задавайте. С превеликим удовольствие отвечу как, в целом, о мире такси, так и частные моменты (тарифы, фирмы, заработки и пр.)
С уважением =)
x