Бродскому 70 лет.

13 years

-1



Через неделю, 24 мая 2010 года исполняется 70 лет со дня рождения великого русского поэта Иосифа Бродского.

Гениальный поэт, независимый человек, нобелевский лауреат, автор огромного количества стихотворений, поэм, эссе, лекций.
Человек, даже не закончивший среднюю школу, но преподававший в крупнейших университетах мира.

Любивший родной Ленинград и похороненный в Венеции.

Я знаю и люблю множество его стихов, но здесь хотел бы разместить Нобелевскую лекцию Иосифа Бродского.

Если тема получит развитие, появятся любители его творчества, я выложу несколько его стихотворений, характеризующих его с самых разных сторон.

Память о Бродском сохранится навеки, а кто помнит фамилии его гонителей?

"...не может быть законов, защищающих нас от самих себя, ни один
уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступления против
литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не цензурные
ограничения и т. п., не предание книг костру. Существует преступление более
тяжкое -- пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек
расплачивается всей своей жизнью: если же преступление это совершает нация
-- она платит за это своей историей. Живя в той стране, в которой я живу, я
первый готов был бы поверить, что существует некая пропорция между
материальным благополучием человека и его литературным невежеством;
удерживает от этого меня, однако, история страны, в которой я родился и
вырос. Ибо сведенная к причинно-следственному минимуму, к грубой формуле,
русская трагедия -- это именно трагедия общества, литература в котором
оказалась прерогативой меньшинства: знаменитой русской интеллигенции.
Мне не хочется распространяться на эту тему, не хочется омрачать этот
вечер мыслями о десятках миллионов человеческих жизней, загубленных
миллионами же, -- ибо то, что происходило в России в первой половине XX
века, происходило до внедрения автоматического стрелкового оружия -- во имя
торжества политической доктрины, несостоятельность которой уже в том и
состоит, что она требует человеческих жертв для своего осуществления. Скажу
только, что -- не по опыту, увы, а только теоретически -- я полагаю, что для
человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой
бы то ни было идеи затруднительнее, чем для человека, Диккенса не читавшего.
И я говорю именно о чтении Диккенса, Стендаля, Достоевского, Флобера,
Бальзака, Мелвилла и т.д., т.е. литературы, а не о грамотности, не об
образовании. Грамотный-то, образованный-то человек вполне может, тот или
иной политический трактат прочтя, убить себе подобного и даже испытать при
этом восторг убеждения. Ленин был грамотен, Сталин был грамотен, Гитлер
тоже; Мао Цзедун, так тот даже стихи писал; список их жертв, тем не менее,
далеко превышает список ими прочитанного."

Полностью лекция :
Скрытый текст
поэзия, нобелевская премия, талант, христианин

Евгений из Питера
18 May 2010

Бродскому 70 лет.
6,5K
views
6
members
18
posts

avatar
ROSSIGNOL
18 May 2010


Евгений из Питера
темный чайник я в его творчестве.
Буду ждать любой инфы и комментариев.
avatar
idler
19 May 2010

2

Мой любимый поэт

Настоящий конец войны -
Это на тонкой спинке венского стула
Платье одной блондинки,
Да крылатый полет серебристой жужжащей пули,
Уносящей жизни на юг в июле
Евгений из Питера
19 May 2010

-1

Бродский был глубоко верующим человеком.
У него замечательный цикл рождественских стихов. Но вершиной христианской поэзии я считаю его стихотворение "Сретенье".

Оно посвящено христианскому празднику, с вязаному с известным из Евангелия событием .

На сороковой день после рождества Христова Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа. По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения.

Симеон долго ждал исполнения обещания Божия — он жил, по преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал:
« Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
(Лк.2:29-32)


И совсем еще молодой Иосиф Бродский написал это чудесное стихотворение, посвятив его Анне Ахматовой. Прочтите его, лучше вслух, чтобы поразиться мелодичности и глубине :

СРЕТЕНЬЕ

Анне Ахматовой

Когда она в церковь впервые внесла
дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал младенцу; но он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: "Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: он - твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в нем".- Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. "Слова-то какие..."
И старец сказал, повернувшись к Марии:

"В лежащем сейчас на раменах твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть его будет, твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око".

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шагал по застывшему храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
avatar
Belov
19 May 2010


Хорошая песня в исполнении Севары на стихи Бродского

avatar
idler
19 May 2010

2

Что интересно - стихи Бродского, как правило, раскрываются читающему их не сразу. Сперва они производят весьма странное впечатление - неоконченные фразы, переходящие из одного четверостишия в другое, необычный рваный ритм, масса слов, заставляющих даже образованного и эрудированного читателя залезать в словарь. И только потом, после нескольких прочтений, а чаще после декламирования вслух (что, кстати, Евгений и предлагал сделать) внезапно понимаешь, что эта поэзия - не что иное как джаз, только в стихах. По крайней мере, меня такое ощущение не покидает уже многие годы. Эти стихи невозможно читать хором, чеканя шаг по плацу; их никогда не дадут пионеру, который должен приветствовать очередной съезд Единой России. Они, если можно так сказать, для внутреннего употребления. И этим прекрасны.
Евгений из Питера
19 May 2010

-1

Спасибо, Вы очень правильно сказали.

Вот из раннего Бродского:

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РОМАНС

Евгению Рейну, с любовью

Плывет в тоске необьяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый
из Александровского сада,
ночной фонарик нелюдимый,
на розу желтую похожий,
над головой своих любимых,
у ног прохожих.

Плывет в тоске необьяснимой
пчелиный ход сомнамбул, пьяниц.
В ночной столице фотоснимок
печально сделал иностранец,
и выезжает на Ордынку
такси с больными седоками,
и мертвецы стоят в обнимку
с особняками.

Плывет в тоске необьяснимой
певец печальный по столице,
стоит у лавки керосинной
печальный дворник круглолицый,
спешит по улице невзрачной
любовник старый и красивый.
Полночный поезд новобрачный
плывет в тоске необьяснимой.

Плывет во мгле замоскворецкой,
плывет в несчастие случайный,
блуждает выговор еврейский
на желтой лестнице печальной,
и от любви до невеселья
под Новый год, под воскресенье,
плывет красотка записная,
своей тоски не обьясняя.

Плывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони,
и льется мед огней вечерних
и пахнет сладкою халвою,
ночной пирог несет сочельник
над головою.

Твой Новый год по темно-синей
волне средь моря городского
плывет в тоске необьяснимой,
как будто жизнь начнется снова,
как будто будет свет и слава,
удачный день и вдоволь хлеба,
как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево.

28 декабря 1961

Не понимаю, как в 21 год можно писать такие глубокие стихи...
avatar
idler
19 May 2010


Е
Евгений из Питера:

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РОМАНС

Вспоминается мне одна история. Когда я учился классе в 9-м, наша учительница по литературе дала задание выучить к следующему уроку любое стихотворение наизусть.
Тогда как раз в журналах вроде "Юности" начали публиковать произведения наших эмигрантов - Войновича, Аксенова и многих других. Напечатали и "Рождественский романс" Бродского.
Когда я прочитал его в классе, установившуюся тишину секунд через десять нарушила учительница: "Прочитайте еще раз, пожалуйста". А через несколько минут сказала: "Спасибо, садитесь". И задумчиво нарисовала "пятерку" в журнале.
avatar
ярви
20 May 2010


В юности он жил в Ленинграде, дружил с поэтами, которые познакомили его с Анной Ахматовой.
-Вылитый Ося!- воскликнула поэтесса, увидев его. - Так похож на Мандельштама!
А потом, в разгар кампании против Бродского, она скажет:
- Какую биографию делают нашему рыжему!
"Окололитературным трутнем" назвали его в газете "Вечерний Ленинград". 13 февраля 1964 года Иосифа Бродского арестовали по обвинению в тунеядстве. На следующий день в камере у него случился сердечный приступ. С этого времени поэт страдал стенокардией.
Его приговорили к пяти годам принудительных работ. Но в деревне Норенская Архангельской области, где Иосифу было назначено отбывать наказание, он пробыл лишь полтора года. Писатели, поэты писали письма в его защиту. Большую роль сыграло заступничество знаменитого французского литератора и философа Жана-Поля Сартра. Иосифу Бродскому разрешили вернуться в Ленинград. В 1972 году власти вынудили его эмигрировать. Поэт поселился в США, где преподавал русскую литературу в различных университетах. В 1987 году он стал лауреатом Нобелевской премии. Иосиф Бродский скончался от инфаркта 28 января 1996 года в возрасте пятидесяти пяти лет. Сказалась та самая стенокардия...
Незадолго до отъезда в эмиграцию он обратился с открытым письмом к генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу:"Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что имею за душой, я обязан ей... Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге".
Бродский вернулся - в своих книгах. В девяностые годы практически все его произведения были изданы в России.
avatar
Наиль
25 May 2010


Е
Евгений из Питера:

я выложу несколько его стихотворений, характеризующих его с самых разных сторон.

К стыду, не к стыду - я про Бродского ничего не знаю. Не пересекался я, видимо, с его областью деятельности.
А почему у власти были к нему претензии?

И вообще, я вообще в толк взять не могу, какое дело власти до поэтов, чему они мешают?
Евгений из Питера
25 May 2010

-1

avatar
Наиль:

Е
Евгений из Питера:

я выложу несколько его стихотворений, характеризующих его с самых разных сторон.

К стыду, не к стыду - я про Бродского ничего не знаю. Не пересекался я, видимо, с его областью деятельности.
А почему у власти были к нему претензии?

И вообще, я вообще в толк взять не могу, какое дело власти до поэтов, чему они мешают?

Наиль, посмотри в пятницу по первому каналу фильм "Полторы комнаты" в закрытом показе Гордона. В 23-30, если не ошибаюсь.
это фильм о жизни и творчестве Бродского. В обсуждении будут принимать участие как друзья, так и враги Бродского.
Евгений из Питера
25 May 2010

-1

Вот стихотворение Бродского на свое сорокалетие:

Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал черт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гумна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.
avatar
idler
26 May 2010


avatar
Наиль:

И вообще, я вообще в толк взять не могу, какое дело власти до поэтов, чему они мешают?

Наиль
В Советском Союзе очень много читали. Кроме того, в 60-е годы молодежь повально ходила на поэтические вечера, и власти было важно, чтобы юные растущие организмы употребляли здоровую духовную пищу. А вот такие, к примеру, стихи очень далеко выходили за рамки "критики отдельных недостатков":

"Гражданин второсортной эпохи, гордо
признаю я товаром второго сорта
свои лучшие мысли и дням грядущим
я дарю их как опыт борьбы с удушьем.
Я сижу в темноте. И она не хуже
в комнате, чем темнота снаружи."

И что? Разрешить ему выступать с этим перед сотнями слушателей, впитывающими все, как губка?
avatar
Наиль
26 May 2010


avatar
idler:

Наиль
В Советском Союзе очень много читали. Кроме того, в 60-е годы молодежь повально ходила на поэтические вечера, и власти было важно, чтобы юные растущие организмы употребляли здоровую духовную пищу.

idler
Евгений из Питера

Странно, да? С одной стороны, боролись против бездумности потребления и попсы запада, с другой стороны, это приводило к тому, что молодежь ходила на поэтические вечера к диссидентам.
Не представляю, что нужно сделать, что бы современую молодежь загнать на какие-то там вечера...
Евгений из Питера
26 May 2010

-1

Бродский. как это не странно, был державником, болезненно переживал распад СССР.

Характерно для этого периода его стихотворение на независимость Украины, написаное в 1994 году, Бродскому рассказали о подготовке референдума, о листовках,где было написано о том, как москали украинцев грабят.

Я с тоном этого стихотворения не согласен.
Но Геннадию, Сталкеру, Хатхе - бальзам на душу. Читайте:

На независимость Украины (1994)

Дорогой Карл XII, сражение под Полтавой,
слава Богу, проиграно. Как говорил картавый,
"время покажет Кузькину мать", руины,
кости посмертной радости с привкусом Украины.
То не зелено-квитный, траченный изотопом,--
жовто-блакытный реет над Конотопом,
скроенный из холста, знать, припасла Канада.
Даром что без креста, но хохлам не надо.
Гой ты, рушник, карбованец, семечки в полной жмене!
Не нам, кацапам, их обвинять в измене.
Сами под образами семьдесят лет в Рязани
с залитыми глазами жили, как при Тарзане.
Скажем им, звонкой матерью паузы медля строго:
скатертью вам, хохлы, и рушником дорога!
Ступайте от нас в жупане, не говоря -- в мундире,
по адресу на три буквы, на все четыре
стороны. Пусть теперь в мазанке хором гансы
с ляхами ставят вас на четыре кости, поганцы.
Как в петлю лезть -- так сообща, путь выбирая в чаще,
а курицу из борща грызть в одиночку слаще.
Прощевайте, хохлы, пожили вместе -- хватит!
Плюнуть, что ли, в Днипро, может, он вспять покатит,
брезгуя гордо нами, как скорый, битком набитый
кожаными углами и вековой обидой.
Не поминайте лихом. Вашего хлеба, неба,
нам, подавись мы жмыхом и колобом, не треба.
Нечего портить кровь, рвать на груди одежду.
Кончилась, знать, любовь, коль и была промежду.
Что ковыряться зря в рваных корнях глаголом?
Вас родила земля, грунт, чернозем с подзолом.
Полно качать права, шить нам одно, другое.
Это земля не дает вам, кавунам, покоя.
Ой да Левада-степь, краля, баштан, вареник!
Больше, поди, теряли -- больше людей, чем денег.
Как-нибудь перебьемся. А что до слезы из глаза --
нет на нее указа, ждать до другого раза.
С Богом, орлы, казаки, гетманы, вертухаи!
Только когда придет и вам помирать, бугаи,
будете вы хрипеть, царапая край матраса,
строчки из Александра, а не брехню Тараса.




Реклама на сайте
avatar
Наиль
26 May 2010


Е
Евгений из Питера:

Характерно для этого периода его стихотворение на независимость Украины,

Гм... обиделся на что-то...
avatar
idler
26 May 2010


avatar
Наиль:

боролись против бездумности потребления и попсы запада

и тем не менее, в стране, являющейся признанным лидером общества потребления, на сегодняшний день есть полторы тысячи симфонических оркестров, выступающих в переполненных залах, а в "самой духовно богатой" стране мира - чуть больше семидесяти, многие из которых влачат жалкое существование. тоже странно, не правда ли?

что же касается затронутой темы - сейчас вместо поэтических вечеров концерты "Ранеток". нуачо? тоже стихи, да еще и с музЫчкой, нормально. все довольны
Евгений из Питера
26 May 2010


avatar
idler:

avatar
Наиль:

боролись против бездумности потребления и попсы запада

и тем не менее, в стране, являющейся признанным лидером общества потребления, на сегодняшний день есть полторы тысячи симфонических оркестров, выступающих в переполненных залах, а в "самой духовно богатой" стране мира - чуть больше семидесяти, многие из которых влачат жалкое существование. тоже странно, не правда ли?

что же касается затронутой темы - сейчас вместо поэтических вечеров концерты "Ранеток". нуачо? тоже стихи, да еще и с музЫчкой, нормально. все довольны

Только в Хельсинки симфонических оркестров больше, чем во всем Северо-Западном регионе РФ.

О жизни музыкантов симфонических оркестров:

Орден метлы и валторны

Наталья Зайцева
Петрозаводск — единственный город на cеверо-западе России, в котором есть свой симфонический оркестр. Большой, настоящий, с тубами, литаврами, гобоями, десятками скрипок и даже английским рожком. С оркестром Карельской государственной филармонии выступали многие великие солисты и дирижеры. У оркестра есть своя публика, которая не хлопает в паузах и выключает мобильники перед концертом. Есть даже свой дирижер, окончивший Лондонскую королевскую академию музыки. Нет только денег. Поэтому оркестранты уже много лет днем играют в оркестре, а вечером моют полы и метут улицы

— Записывайте: первый фагот — дворник с 18−летним стажем и Дед Мороз на детских утренниках, второй фагот — массажист, — альтистка Диана Теплякова выдает секреты «второй жизни» коллег. — Одна скрипачка моет полы в офисах. Другая скрипачка года четыре назад работала в киоске, кларнетист и трубач — инструкторы по вождению. Концертмейстер группы альтов — дворник в Сбербанке. Очень хорошее, кстати, место: однажды первая скрипка нашел там во дворе купюру в тысячу рублей и сказал альтисту: «Плохо, Вадик, метешь».

Сама Диана за 18 лет службы в оркестре успела поработать продавщицей секонд-хенда и обуви на рынке, разносчицей бесплатных журналов, уборщицей и воспитательницей общежития в кооперативном техникуме. Это не считая музыкальных «халтур» — выступлений на корпоративных мероприятиях (в составе струнного квартета), игры в заграничных подземных переходах и на концертах петрозаводских фолк-групп.

— У нас скрипач с аккордеонистом летом играют в Хельсинки, в переходах.

В перерыве между репетициями Диана подводит меня к своему коллеге — лауреату международного конкурса альтисту Денису Дорофееву. Пять минут назад он нес на второй этаж какой-то ящик. Он подрабатывает в родной филармонии монтировщиком: на концертах и репетициях расставляет стулья, разбирает пульты, носит литавры, вытаскивает на сцену рояль. На вопрос, каково сразу после этого брать в руки смычок, отвечает: «Привычка выработалась. Мы же все-таки мужики!»
Работа монтировщиком добавляет к зарплате альтиста 2500 рублей. Кроме того, Денис работает «иллюстратором» в консерватории и дворником в «Карелэнерго». Этот дворницкий участок у музыкантов вообще, похоже, передается по наследству. Именно во дворе карельских энергетиков 18 лет махал метлой тот самый первый фагот, который теперь Дед Мороз. Говорят, зарплата дворника в «Карелэнерго» все эти годы была выше, чем зарплаты в оркестре.

Дворник вообще самая популярная профессия у мужчин-оркестрантов. Один из новичков, студент-контрабасист, недавно устроился дворником в филармонию. Теперь приходит на работу за час до начала репетиции и метет двор. Двор очень чистый.
Музыканты и заграница

Мы с Дианой выходим из филармонии и направляемся в общежитие. По дороге задаюсь вопросом: почему же, если все так плохо, оркестранты до сих пор не разбежались и не разъехались по границам?

Конечно, кто-то уезжает. Ч
За последние десять лет из петрозаводского симфонического оркестра за границу утекли десять человек — уехали в Финляндию, Францию, Германию, Италию. Еще шестеро переехали в другие российские города, но не в Москву — там своих полно.

Снять жилье Надежда не может: комната в Петрозаводске стоит пять тысяч в месяц, а у виолончелистки зарплата восемь. В прошлом году она работала на четырех работах, но поняла, что надорвется, если будет продолжать в том же духе. Периодически у Надежды возникает желание «собрать вещи и уехать отсюда» — к маме, в Архангельск. Но в Архангельске нет симфонического оркестра, есть только камерный.
— Это безысходность какая-то, — говорит Диана. — Перспективы никакой. Вот она три года у нас отбарабанила, а я 18 лет. И в принципе мы имеем одно и то же, только у меня комната другая и зарплата на две тысячи больше.

Давно известно, что учителя, врачи и музыканты — своего рода миссионеры». Ирина Панова подрабатывает в двух местах уборщицей, а летом два месяца работала санитаркой. Насмотревшись на больничную жизнь, даже застыдилась, что в оркестре рабочий день длится всего три часа.

У всех оркестрантов сходная манера держаться — смесь чувства собственного достоинства и ощущения своей неуязвимости, как будто ничего плохого к ним не прилипнет. Это особые люди: для них музыкальная школа никогда не была каторгой, а училище и консерваторию многие окончили с красным дипломом.

Полностью здесь:http://www.forumklassika.ru/archive/index.php/t-40966.html
avatar
Наиль
26 May 2010


Евгений из Питера
Страшно-то как...

    1 person online

      1 person online

      Log in to leave a message or Sign up


      up