11 февраля 2002 в Солт-Лейк-Сити (США) на зимних Олимпийских играх состоялись соревнования пар в произвольной программе. Борьбу за победу вели Елена Бережная — Антон Сихарулидзе (Россия, лидировали после исполнения короткой программы) и Жами Сале — Давид Пеллетье (Канада).
Бережная — Сихарулидзе, обладающие высочайшим уровнем качества исполнения всех элементов, выступили первыми и допустили единственную незначительную ошибку: на приземлении с двойного акселя партнер вместо выезда сделал шаг (оступился, step-out), канадская пара выполнила все элементы без грубых ошибок. Уровень мастерства и художественное представление программ обеих пар, принадлежащих к очень отличающимся друг от друга российской (советской) и канадской школам, можно оценивать по-разному. Судьи были поставлены в сложное положение, и как часто бывало в истории фигурного катания, их мнения разошлись:
Бережная — Сихарулидзе RUS CHN США FRA POL CAN UKR GER JPN
Техника 5.8 5.8 5.7 5.8 5.7 5.7 5.8 5.8 5.7
Представление 5.9 5.9 5.9 5.9 5.9 5.8 5.9 5.8 5.9
Места судей 1 1 2 1 1 2 1 2 2
Сале — Пеллетье RUS CHN США FRA POL CAN UKR GER JPN
Техника 5.8 5.9 5.8 5.8 5.8 5 .9 5.8 5.9 5.8
Представление 5.8 5.8 5.9 5.8 5.8 5.9 5.8 5.9 5.9
Места судей 2 2 1 2 2 1 2 1 1
В результате большинство в пять из девяти первых мест получила российская пара, которой и были вручены золотые медали. Канадцы получили серебряные медали.
Действия СМИ, судей и ИСУ
После этого в СМИ Канады и США началась настоящая истерика, газеты вышли с заголовками «Ледяной шторм», «Скандал на льду», «Скейтгейт», а Нью-Йорк таймс даже заключила «вернулись дни холодной войны».
В тот же день после окончания соревнований французская судья Мари-Рейн Ле Гунь, вернувшись в гостиницу, встретила буквально напавшую на неё англичанку (имеющую также и канадское гражданство[1]) С.Степлфорд (председатель техкома Международного союза конькобежцев (ИСУ), отличавшуюся в прошлом крайне тенденциозным судейством против фигуристов из социалистических стран, например, ставившую самые низкие оценки (или места) по сравнению с другими судьями Я.Хоффману из ГДР на Олимпиаде-80, К.Витт из ГДР, советским фигуристам А.Кондрашовой, Е.Гордеевой — С.Гринькову, Е.Валовой — О.Васильеву и Л.Селезневой — О.Макарову на Олимпиаде-88). Степлфорд в грубой форме, с бранными словами [1], потребовала от Ле Гунь объясниться за «необъективное», по её личному мнению, судейство, после чего с Ле Гунь случился «нервный срыв», во время которого она якобы призналась, что на неё оказал давление Д. Галагье (возглавлявший французскую федерацию фигурного катания) для того, чтобы она поставила российскую пару первой, якобы «в обмен» на первое место, которое должна была дать российская судья французской паре в спортивных танцах (на деле российский судья в этом виде А.Шеховцова поступила наоборот, российской паре дала 1-е, а французской 2-е место). Адвокат Ле Гунь, Макс Миллер сообщил, что она подверглась словесным оскорблениям и угрозам в физической расправе со стороны тех, кто не разделял ее оценки [2].
На следующий день, на судейском заседании после соревнований (post-event judges' meeting) Ле Гунь якобы повторила эти слова. Однако в письменном заявлении отказалась от этих утверждений, объяснив их давлением С.Степлфорд[1], и более того, подтвердила, что считает победу российской пары заслуженной [2]. Российский арбитр Марина Саная заявила, что рефери судейской бригады, обслуживавшей соревнования пар, американец Р.Пфеннинг, оказывал давление на судей, в частности сказав им, вопреки всем правилам, что Бережной — Сихарулидзе они не должны ставить оценки больше, чем 5,8.[3]. Президент Федерации фигурного катания России Валентин Писеев сообщил, что за эти грубые ошибки Р.Пфеннинг получил взыскание от ИСУ.[3].
13 февраля, состоялась пресс-конференция президента ИСУ О. Чинкванты, где истерика канадских и американских СМИ продолжилась, журналисты задавали обвинительные вопросы и вели себя крайне враждебно. После чего Чинкванта (сам являющийся конькобежцем и не разбирающимся в тонкостях фигурного катания) сообщил, что Р.Пфеннинг подал жалобу на оценки судей, этот вопрос будет рассмотрен на заседании комитета ИСУ. Ген.директор МОК Ж.Каррар призвал ИСУ рассмотреть вопрос как можно скорее.
Уже 15 февраля на совместной пресс-конференции президента ИСУ О. Чинкванты и президента МОК Ж.Рогге было объявлено о беспрецедентном решении впервые за всю историю фигурного катания: канадцам будут вручены золотые медали, российской паре также были сохранены золотые медали, поскольку её вины ИСУ и МОК не усмотрели. Судейский голос Ле Гунь был аннулирован. Итоговые очки также были аннулированы. Решение о перетасовке судейских оценок и очков, подорвало интерес зрителей и стало одной из причин кризиса в фигурном катании. Впервые в истории состоялась и беспрецедентная повторная церемония награждения, на которой канадцам заменили серебряные медали на золотые. Бережная — Сихзарулидзе согласились присутствовать на церемонии, пара из КНР Шэнь Сюэ — Чжао Хунбо, занявшие третье место, отказалась, посчитав это действо фарсом.
Последствия скандала
30 апреля 2002 года Ле Гунь и Галагье были отстранены от ИСУ на 3 года и также отстранены от зимних Олимпийских игр 2006 года за их роли в скандале. ИСУ никогда не проводило серьезного расследования предполагаемого российского участия в инциденте.
31 июля 2002 года предприниматель А. Т. Тохтахунов был арестован итальянскими властями в Венеции по обвинению США в том, что он был одним из огранизаторов скандала. Попытки его экстрадиции в США в 2002—2003 годах потерпели неудачу, и он в конечном итоге вернулся в Россию, после того как он был освобожден итальянской полицией без предъявления обвинения[4]. По состоянию на февраль 2006 года, дело так и не завершено.
Скандал привел к тому, что ИСУ решило применить метод «тайного голосования», когда вначале судьи представляли не страну, а ИСУ (однако всем была известна национальная принадлежность судей), а затем оценки выдавались по мере возрастания, так что было непонятно каким арбитром они были вставлены. Этот же метод перешел и в новую систему. Критики «тайного голосования» вполне обоснованно считают, что теперь, когда не видна национальная принадлежность судьей, им стало ещё проще блокироваться, а общественность и СМИ потеряли возможность хоть как то это контролировать.
В марте 2003 года группа должностных лиц, которые были недовольны руководством ИСУ и образовавшимся кризисом в фигурном катании, объявила о формировании Всемирной конькобежной федерации (World Skating Federation)[5], в попытке взять под контроль фигурное катание вне ИСУ[6]. Эта попытка потерпела неудачу, и некоторые из лиц, участвующих в ее формировании, были впоследствии отстранены от ИСУ и/или их национальных федераций. В их числе оказались Р. Пфеннинг, С. Степлфорд, Д. Джексон и другие свидетели «нервного срыва» Ле Гунь.
x