Продолжение интервью с главным тренером хоккейного клуба «Трактор».
Молодежь — не грибы, сразу все не вырастут
— В Челябинске всегда гордились собственной хоккейной школой, традициями, большим количеством молодых талантов. И сейчас, говорят, в тех же «Белых медведях» их достаточно... Вы на матчах молодежной команды бываете?
— Когда они играют здесь ― конечно. Но давайте всерьез ― сколько среди этой молодежи уже готовых для основы игроков? Хорошо, сейчас вот возьму, и выпущу сразу всех молодых пацанов на лед. Им тут же шайб десять и «привезут», а мне скажут: «Ты что делаешь?»
Если каждый год из молодежного состава будет приходить один-два готовых игрока ― это уже хорошо. Вот у нас уже есть Кузнецов, есть его партнеры по тройке. Есть Бурдасов, Шалунов ― вот и еще один состав набирается. Это уже неплохо. В следующем сезоне кто-то еще подрастет…
Талантов хватает. Вот, смотрел недавно команду школы «Трактор» 97 года рождения. Играли с «Автомобилистом». Так один парень там две таки-и-их шайбы забросил ― словно готовый мастер! У меня в основном составе так не каждый сможет ― не бросить сразу, а паузу выдержать...
Другое дело, что этих мальчишек надо сохранить, и не выжать из них все соки раньше времени. В Магнитогорске, когда там только-только создавали школу, я Геннадию Величкину (тогдашний гендиректор «Металлурга» ― прим. Д. М.) говорил: «Не гонитесь в первые годы за результатом, все придет со временем». Все равно с ходу новая школа не обыграет такую, как «Трактор», где все давно налажено. А когда увидел, что тренера начали порой в один-два состава играть, гонясь за победами любой ценой, даже с Рашниковым говорил ― так же ребят угробить можно. В итоге ― посмотрите, сколько игроков для основной команды оттуда вышло! И в МХЛ их команда лидирует.
Конечно, можно вспомнить «Трактор» начала 90-х, когда в команду пришло много ребят 69-70 годов рождения. Но, во-первых, им уже было по 20-21 году ― уже взрослые, в общем мужчины, кто-то и вовсе после армии. И то ведь ― сколько талантов, и каких ― а заиграли не сразу, два года прошло. Начинали ведь совсем непросто ― с переходного турнира. Так что все должно быть постепенно…
— Вы не боитесь, что Кузнецова, да и всю тройку Попова, если они, как и в конце нынешнего сезона, будут в каждом матче организовывать по два-три гола, просто начнут «ломать»?
— Ломать? Кто?
— Да хотя бы тот же «Витязь», какой-нибудь Веро.
— Думаю, такого не случится. Вы знаете, я очень сильно ругался, когда в Омске опять случилось побоище. Руководство лиги должно защищать «звезд», тех игроков, на которых ходит болельщик, кто играет за сборную страны. И такое понимание, думаю, есть ― дисквалификации хоккеистам «Витязя» были выписаны очень приличные. А может быть, стоит таких «игроков» вообще выгонять насовсем.
На словцо ужасные, добрые внутри
— Ваш коллега Владимир Юрзинов в одном из интервью говорил, что Челябинск ― город для тренера очень сложный ― любая домохозяйка в хоккее разбирается почище иного специалиста…
— Болельщики у нас хорошие. Знаете, они часто в сердцах могут наругать, причем крепко, потребовать выгнать к чертям того или этого игрока, или тренера. Но при этом они все равно добрые, очень любят команду, приходят и поддерживают нас изо всех сил.
— Вы гостевую книгу на сайте «Трактора» смотрите?
— Смотрю.
— А игрокам показываете места «из избранного»?
— Нет. Они и сами могут посмотреть. Я скорее читаю то, что про тренера пишут… (и, судя по выражению лица Валерия Константиновича в этот момент, его это иногда задевает, хоть виду старается не подавать)
Помню, еще когда сам играл, нас время от времени отправляли по цехам ЧТЗ на встречи с трудовым коллективом. И не всей командой, а по одному или вдвоем на цех, так что за спиной партнеров не спрятаться, не отсидеться. Так рабочие, все в саже, в масле, только от станков, конвейера или из литейного цеха, на своем, простом рабочем языке, нам все высказывали ― когда, кто, где и как плохо сыграл, и куда нам следует идти. Помню, выходили мы с этих встреч ― лица красные…
— Сейчас бы такой способ «воспитания» не помешал?
— А мы ведь теперь к ЧТЗ не относимся… В Магнитогорске, кстати, команду обязательно на комбинат водили. Но мы хорошо играли, и нас в основном хвалили (улыбается).
Или — был в «Тракторе» такой начальник команды, полковник в отставке. Разбирали мы как-то на базе проигранный матч с ЦСКА. А армейцы в те годы ― такая «банда» была… Приехали в Челябинск — и шестнадцать шайб нам забросили. Сидим, разбираем тринадцатый гол в наши ворота, а оказывается это только десятый… (улыбается) Так вот, полковник этот при разборе игры вдруг слова попросил: «Вот смотрю я, вам шайбы все с одного и того же места забивают. Так вы там человека своего поставьте!» И ведь прав был, хоть и не хоккейный специалист. Так что болельщики у нас хорошие…
«Зона «П»» и будущий сезон
— Вы о будущем сезоне часто думаете?
— Конечно.
— Уже определились с тем, кто точно покинет команду?
— Да.
— Как давно?
— Почти сразу, как пришел в команду.
Иногда, когда кто-то упускает момент, спрашиваешь: «А ты почему не отдал партнеру шайбу?» ― «А я не видел его» ― «Как не видел?» Голову-то поднимать надо... Или говоришь другому «Ты зачем в угол поехал? Что тебе там делать, когда твой партнер уже там? Шайба рано или поздно все равно придет в «Зону П», встань там, и жди».
— Что такое «зона П»? Пятачок?
— Нет, другое слово на ту же букву, но оно непечатное (улыбается)
Поймите, у каждого игрока есть своя «планка». Вот взять Ежова ― его «планка» понятна. Как и, например, уровень Сазонова. Их уже не переделать, не переучить.
В сегодняшнем составе много тех, кто уже достиг своего предела. Они все прекрасные ребята, хорошие игроки, у меня нет ни к кому ни одной претензии по поводу старания, самоотдачи, желания. Но... «планка» их возможностей ясна. Можно, конечно, их оставить в команде, но и результат в этом случае будет такой же, что и в этом сезоне.
Команда должна уметь играть по-разному, при необходимости ― менять модель игры по ходу матча, иногда ― переключаться с одной на другую тактику по несколько раз за игру. Или же вовсе подстроиться под соперника. Для этого нужны игроки другого уровня, уже умеющие многое, и в то же время, как те же Кузнецов, Попов, Глинкин, Бурдасов, впитывающие все новое, как губка.
— С четырьмя защитниками (Дерон Куинт, Раймон Жиру, Александр Шинин, Геннадий Разин) клуб уже подписал новые, двухлетние контракты. На оставшиеся места в заявке на будущий сезон вроде бы также претендентов хватает ― Коровкин, Катичев, Конев, молодые Костромитин, Плаксин, Нестеров. Вы будете делать ставку на тех игроков, что имеются в наличии, или же необходимо докупить кого-то?
— Думаю, что троих защитников нужно приобрести. И прежде всего ― праворукого, с хорошим броском, в том числе ― под розыгрыш большинства. У нас ведь из игроков обороны с правым хватом только Коровкин.
— А что насчет нападающих?
— Всего на сезон необходимо иметь пять полноценных пятерок. Должно быть два своих молодых состава и еще два ― из опытных игроков.
Во всех моих командах были ударные сочетания игроков. В «Тракторе» начал 90-х ― тройка Гомоляко. В Магнитке ― Гусманов — Разин — Гольц, братья Корешковы. В «Авангарде» ― Прокопьев ― Сушинский ― Затонский, Потом, снова в «Металлурге» ― Кудрна, Марек и Ролинек.
Очень хорошо, что сложилось звено Кузнецов ― Попов ― Глинкин. На подходе второе ― с Бурдасовым и Шалуновым. Но нужны и опытные игроки, которые также будут давать результат. На следующий сезон нужно приглашать две тройки нападения, а может, даже больше. Из них ― два легионера очень серьезного уровня.
Впрочем, найти ― это только сказать просто. Все хорошие игроки уже, как правило, пристроены в клубах-лидерах, и у них все хорошо.
— А как насчет тех опытных форвардов, что сегодня есть в составе?
— Возможно, один-два и останутся. Но прежде всего остального надо «закрывать», и надежно, вратарскую проблему.
— Скажите, вы уже дали задание селекционерам? Или они вам что-то предлагают?
— (резко) Игроков я буду подбирать под себя, под тот хоккей, который вижу! Да, конечно, селекционеры могут предложить тот или иной вариант, но последнее слово в любом случае — за мной.
— Челябинск всегда был городом, где всегда уповали на «своих», доморощенных игроков и тренеров, а к «чужим» относились очень настороженно… Не стало ли это некой косностью, и не помешает ли делу такая система опознавания «свой-чужой»?
— Губернатор области Михаил Юревич ― человек амбициозный, и ставит серьезную цель вернуть «Трактор» в число лидеров нашего хоккея. Я работал в Магнитогорске с Виктором Рашниковым, в Омске ― с губернатором области Леонидом Полежаевым. И там и там мы начинали с того, что приглашали игроков «со стороны», причем лучших. В этом нет ничего плохого, ведь молодежь, повторюсь, сразу не вырастет.
Если будет кому оставить дело...
— Скажите, сколько игроков сегодняшнего «Трактора» смогли бы пробиться в основной состав команды времен «бронзовых» сезонов 93—94?
— Пожалуй, только тройка Попова.
— А Куинт, Жиру?
— (после некоторых раздумий) Ну, разве что четвертой парой. У меня ведь тогда такие ребята в защите играли ― Шварев, Тертышный, Сапожников, Давыдов…
— Среди ваших помощников много тех, кто играл под вашим руководством…
— И так не только в «Тракторе». Евгений Корешков ― тренер магнитогорских «Стальных лис», Прокопьев в Омске, Тертышный, Гусманов, Сапожников ― в Челябинске. Все работают, и хорошо работают.
— Кто-то из них способен дорасти до уровня главного тренера команды КХЛ?
— Знаете, им надо еще «повариться» в этой кухне. Но если дорастут ― я был бы рад передать кому-то из них свое дело…
x