hathaNordikНынешний мировой финансовый кризис внёс окончательное отрезвление в головы тех, кто прежде яростно защищал ценности современного американского капитализма. Средства массовой информации пестрят выразительными заголовками. "Величие Америки рухнуло и раскололось на куски" - так озаглавлена статья Джона Грея в "Обсервер" (Великобритания), опубликованная 1 октября 2008 г. Американская "Ньюс Уик" напечатала 6 октября 2008 г. статью Френсиса Фукуямы "Падение корпорации "Америка":
рухнули не только крупнейшие компании Уолл-стрита, рухнул определенный набор представлений о капитализме" . По мнению Джорджа Сороса, «
мировой экономике нужен "новый двигатель" .
Эра рыночного фундаментализма подошла к концу». В интервью компании некоммерческого телевидения "Пи-Би-Эс" Джордж Сорос сказал, что «
финансовая система стоит на краю катастрофы».
Крайне негативно отозвался о нынешней мировой финансовой системе французский президент
Николя Саркози. Он
откровенно недоволен нынешним капитализмом как общественным строем. В своих выступлениях Николя Саркози высказался
за переход к "регулируемому капитализму". Он считает неправильным такое положение, когда целые области финансовой деятельности отданы на откуп биржевым игрокам. Саркози призвал "полностью пересмотреть всю финансовую систему мира".
Он назвал "безумием" ультралиберальный тезис о том, что "рынок всегда прав". Саркози считает, что "необходимо ужесточить государственный контроль за банками и усилить их ответственность за спекулятивные операции с использованием сомнительных финансовых инструментов"
Читайте, если желаете, конечно:
Скрытый текстКнига Дж.Сороса. «Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм». Пер. с англ. – М., 2001.В ней Джордж Сорос пишет: «Я считаю, что пропаганда рыночных принципов зашла слишком далеко и стала слишком односторонней. Рыночные фундаменталисты верят в то, что лучшим средством достижения общего блага является ничем не ограниченное стремление к благу личному. Это ложная вера, и, тем не менее, она приобрела очень много последователей. Именно она является помехой на пути к нашей цели – глобальному открытому обществу» [ стр. 171].
Книга Збигнева Бжезинского "Вне контроля. Мировой беспорядок на пороге двадцать первого века" (Zbignew Brzezinski. Out of Control. Global Turmoil on the Eve of the Twenty First Century. - New York, Charles Scribner's sons, 1993). В ней Бжезинский пишет: : «Мощнейшие общественные взрывы, очевидно, произойдут в тех странах, которые вслед за свержением тоталитаризма с наивным энтузиазмом лелеяли демократический идеал, а затем поняли, что обманулись» [стр. 217]. Автор считает лишь вопросом времени отрицательную общественную реакцию на «демократическую практику» и на «экономические результаты свободного рынка», если они не приведут к «наглядному улучшению социальных условий». Збигнев Бжезинский считает, что в «посткоммунистических» странах либерализм «оказался не слишком привлекательным». По его мнению, «нужны новые идеи».
Книга Генри Киссинджера (H.A.Kissinger. Does America Need a Foreign Policy? Toward a Diplomacy for the 21st Century. - New York and London, "Simon and Schuster", 2001).
В ней он пишет: "За десять лет, последовавших за крахом коммунизма, Россия, несмотря на уговоры Запада и многомиллиардную финансовую поддержку, продвинулась к нормальной рыночной экономике не больше, чем к демократии"
Книга Джозефа Стиглица (бывший руководитель группы экономических советников американского президента Билла Клинтона, вице-президент Всемирного банка, лауреат Нобелевской премии по экономике за 2000 год) Дж.Стиглиц. Глобализация: тревожные тенденции. Пер. с англ. - М., "Мысль", 2003.
В ней он указывает на необходимость "коллективных действий общемирового масштаба" (стр. 224). Он подчёркивает негативные последствия глобализации и настоятельную потребность направить этот процесс в управляемое русло: "Если глобализация будет и дальше развиваться таким же образом, каким она протекала раньше, если мы и впредь будем отказываться делать выводы из собственных ошибок, то она не только не сможет способствовать развитию, но будет и дальше порождать бедность и нестабильность" (стр. 248). Реформы в России в 90-е годы Джозеф Стиглиц подвергает резкой критике за отсутствие постепенности и оптимальной последовательности проводимых преобразований.
x
Что касается россиян, то, убеждён, они уже поняли сущность капитализма, и не по Марксу, а что называется на собственной шкуре. Они увидели, что
капитализм - это когда нечестность становится образом нашей жизни. Это когда
ты не человек, если у тебя мало денег или имущества. Это когда любой богатенький негодяй может с наглой ухмылкой бросить в лицо порядочному человеку пресловутое
"что же ты такой бедный, если такой умный?!" Это
когда честным трудом трудно стать богатым, гораздо легче украсть.
Такой капитализм очень понравился нашим новоявленным нуворишам. Этим людям и в голову не приходит простая мысль,
что умный человек может быть ещё и честным, что ему может быть стыдно воровать и жульничать. В понимании наших нуворишей
капитализм - это когда каждому позволено обманывать, отталкивать и унижать ближнего, чтобы урвать лишний кусок от общественного пирога. Такой капитализм - это общество не людей, а волков! Но россияне в подавляющем большинстве люди, а не волки. И поэтому они обязательно отвергнут звериный капитализм.