В настоящее время активно формируется новая межгосударственная политико-экономическая структура – БРИК, в состав которой вошли Бразилия, Россия, Индия и Китай. Между тем переговоры о создании аналогичного блока велись еще в конце 1940 — первой половине 1950-х гг., то есть 50–60 лет тому назад. Имеются малоизвестные публикации и документы, проливающие свет на причины, побудившие практически те же государства формировать такой блок...
Недавно Бразилия и РФ договорились о взаимном безвизовом режиме и о развитии торговли друг с другом в национальных валютах. Продолжаются – в рамках всей БРИК – переговоры о межгосударственных «перекрёстных» льготах в торговле и капиталовложениях; о двух- и многосторонних экономических и гуманитарных проектах; о создании БРИКовского фонда финансирования капиталовложений и стимулирования экспорта, а также по согласованию внешней, в том числе внешнеэкономической политики. Некоторые зарубежные СМИ сообщают о возможном присоединении к БРИКу Аргентины, Венесуэлы, Белоруссии, Туркменистана, Малайзии, Ливии, Сирии, Мьянмы (Бирмы), Судана и даже Ирана.
И сегодня (как и в те времена) проблема не потеряла своей актуальности. Дело в том, что общемировая финансово-экономическая система, базирующаяся в основном на долларе США и, соответственно, американской экономической политике, чревата не только частыми кризисами, направленными, в том числе против «недолларизованных» стран, но и превращением всё большего числа государств в фактические колонии – экономические и политические - США и их союзников.
Поэтому сама ситуация требует создания блока «недолларизованных» государств — экономически развитых и политически влиятельных.
Публично такая идея была впервые высказана советским руководством ещё в апреле 1952 г. на проходящем тогда в Москве международном экономическом совещании при участии деловых кругов из 49 государств. В прозвучавшем на этом форуме докладе секретаря ЦК ВКП (б) и замминистра иностранных дел СССР доктора экономических наук Д.Т. Шепилова отмечалось, в частности, что «текущие и новые тенденции в мировой экономике и торговле показывают, что наступление американского доллара на всё большее число стран усилится. Соответственно, усилится и политические давление со стороны США. Поэтому, если государства заинтересованы в сохранении самостоятельности своего социально-экономического развития, нужно выработать согласованную, взаимовыгодную систему взаимной торговли и взаимных расчетов, основанную, прежде всего, на стабильности нацвалют. Такой подход позволит создавать единый рынок в составе таких государств. А первым шагом такого рода можно считать недавнее создание Совета экономической взаимопомощи...» (См.: «План Маршала» - колониализм в американской «упаковке», Будапешт, Информбюро коммунистических и рабочих партий, 1952; «Политическая экономия», М., «Наука», 1953; «Декларация о создании Совета экономической взаимопомощи», М., 1949).
Кроме того, необходимость именно интеграционного экономического взаимодействия «недолларизованных» стран на базе СЭВа отмечена и в последней книге И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (сентябрь 1952 г.)
Такая линия с конца 1940-х гг. стала одной из доминирующих во внешнеэкономической политике СССР.
Соответствующие переговоры с потенциальными участниками потенциального «антидолларового» блока – Бразилией, Аргентиной, Индией и Китаем — Советский Союз проводил, повторим, в конце 1940 — первой половине 1950-х гг.
Правда, эксперты полагают, что нынешняя Россия в рамках БРИК стремится ослабить сверхвысокую степень своей внутри- и внешнеэкономической «долларизации». А вот 50-60 лет назад Советский Союз был главным претворителем в жизнь такой экономики и внешней торговли, которые если и зависели от доллара США, то в минимальной степени.
Однако, это «несовпадение» сути проблемы не меняет, поскольку общемировая финансово-экономическая система, созданная после 1945 г. под эгидой США и связанных с ними транснациональных структур, на протяжении всего этого времени постоянно угрожала экономической самостоятельности многих государств.
Сегодня от той же системы исходит всё та же угроза. Но в настоящее время система начинает спонтанно разрушаться и попутно ввергает в кризисную бездну всё большее число государств. А БРИК – единственная реальная альтернатива этой, исчерпавшей себя системе, о чём впрямую заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на заседании Госдумы России 21 мая с.г. в рамках «Правительственного часа».
Так как же начиналась инициатива по созданию БРИК?
Еще в марте 1949 г. делегация СССР в рамках экономического и социального совета («ЭКОСОС») ООН предложила в связи с созданием СЭВа обсудить в рамках Генассамблеи ООН советско-восточноевропейский проект региональных (в том числе латиноамериканского) экономических союзов. Это предложение в «ЭКОСОСе» поддержали восточноевропейские страны-соавторы проекта, т.е. союзницы СССР и, что интересно, многие латиноамериканские и азиатские страны, а также Эфиопия (возглавляемая в 1932-1974 гг. императором Хайле Селассие). Но идея была "провалена" США и другими странами Запада.
Это же предложение встретило поддержку латиноамериканских и других развивающихся стран, а также Австрии, Ирландии, Исландии и Швеции на уже упоминаемом международном экономическом совещании в Москве в апреле 1952 г. Причем в данном контексте речь шла и о возможном расширении СЭВ. Но эти проекты, что называется, ушли в архивы после марта 1953-го…
Что же касается Бразилии, то с ней СССР установил дипотношения, причем по её инициативе, в апреле 1945 г. А тогдашнее руководство этой страны в том же году предложило нам развивать беспошлинную и бартерную торговлю, включающую, например, поставки в СССР тропического и субтропического сырья – сельскохозяйственного, лесного и текстильного — по низким ценам. Москва в ответ предложила увеличить экспорт в Бразилию разнообразного советского оборудования и приступить к созданию совместных предприятий.
Стороны в конце 1945 г. начали соответствующие переговоры, а на май 1948 г. планировался визит правительственной делегации Бразилии в СССР с участием представителей крупного бразильского бизнеса.
В ходе этого визита уже намечалось подписать и соответствующие советско-бразильские соглашения. Причем аналогичные проекты Бразилия также обсуждала с Польшей, Венгрией, Чехословакией, Румынией, Финляндией. Но под давлением США и Великобритании, которые в 1947 г. в «поддержку» своих усилий значительно повысили пошлины на бразильские товары, — комплексное долгосрочное сотрудничество СССР (и упомянутых стран) с Бразилией не состоялось.
Более того: американцы, инспирировав внутриполитические беспорядки в Бразилии в 1946-1947 гг., смогли убедить бразильские власти — с помощью как упомянутых, так и других экономических рычагов давления, да и не брезгуя политическими фальшивками, — что те беспорядки якобы организовали местные коммунисты и советские агенты. В результате Бразилия разорвала дипотношения с СССР в октябре 1947 г. А восстановлены они были только в ноябре1961-го…
Что же касается Аргентины, то с начала 1950-х гг. мы использовали любые возможности для всестороннего развития взаимного сотрудничества. Причем не только пресса, но и некоторые советские дипломаты и чиновники того времени подчеркивали, что Аргентина под руководством «признанного национального лидера – Х.Д. Перона – может не только ликвидировать свою неоколониальную зависимость от империализма, но и организовать подлинную, равноправную интеграцию Южной Америки» (см., напр., А.И. Сизоненко, «Россия, СССР, Аргентина: 100 лет отношений», М., Ин-т Латинской Америки-Дипломатическая академия МИДа СССР, 1985; «Экономическая газета», М., 1952, N 20).
Такие мнения и публикации фактически были приурочены к одному из последних внешнеполитических мероприятий И.В. Сталина – его беседе с послом Аргентины в СССР Леопольдом Браво, состоявшейся
7 февраля 1953 г.. Некоторые её фрагменты нелишне воспроизвести:
"...Браво говорит, что во всех странах Латинской Америки развивается движение за экономическую независимость.
Сталин говорит, что для того, чтобы стать самостоятельными, надо иметь свою индустрию.
Браво полностью соглашается с этим. Говорит, что поэтому они борются в Аргентине за экономическую независимость, и имеют в этом деле некоторые успехи. И сообщает, что в текущем году аргентинские заводы впервые дали сельскому хозяйству страны качественные тракторы и грузовики собственного производства.
Сталин отвечает, что этот факт отражает линию Аргентины на достижение технологической и общеэкономической самостоятельности.
...Браво сообщает, что долгое время Англия ела аргентинское мясо бесплатно, так как мясохладобойни, железные дороги и флот принадлежали Англии, и что Аргентине даже приходилось часто доплачивать за экспортируемое в Англию мясо, чтобы там оно было дешевым.
Сталин спрашивает: "Будет ли так продолжаться в дальнейшем?"
Браво отвечает, что впредь этого не будет и... отмечает, что Аргентина испытывает нехватку вагонов и железнодорожного оборудования.
Сталин говорит, что "у нас найдутся и вагоны, и машины для Аргентины". И просит передать наилучшие пожелания национальному лидеру - Хуану Доминго Перону.
Браво горячо благодарит, сообщает об аналогичных пожеланиях г-на Перона генералиссимусу и премьер-министру И.В. Сталину и в его лице – Советскому Союзу.
...Сталин говорит, что латиноамериканским странам надо бы объединиться. Замечает, что, "может быть, латиноамериканским странам следовало бы образовать что-нибудь вроде Соединенных Штатов Южной Америки?"
Браво говорит, что в латиноамериканских странах происходит объединение движения против иностранного империализма, и что Аргентина показывает пример в деле завоевания экономической независимости.
Сталин говорит, что надо создать какой-нибудь союз латиноамериканских стран для позитивных целей, т.е. для экономического строительства, а не только для организации сопротивления США. Спрашивает, захотят ли латиноамериканские страны образовать именно такой союз?
Браво говорит, что у латиноамериканских стран существует такое желание, но, как только какая-либо страна начинает бороться за экономическую независимость, США поднимают против неё враждебную кампанию, обвиняя её в приверженности к коммунизму и в зависимости от СССР.
Сталин говорит, что "это лишь выдаёт бедность ума руководителей США…»
Но под давлением Вашингтона и Лондона многие латиноамериканские страны были в то время вынуждены либо прервать дипоотношения с СССР, либо надолго отзывать "для консультаций" своих послов из Москвы.
Дело у них доходило и до "прозападных" переворотов. Так, националистическое руководство Аргентины во главе с Х.Д. Пероном было в 1955г. свергнуто аргентинскими военными с помощью ЦРУ (и почти на 20 лет Перон стал эмигрантом во «франкистской» Испании...). А США и позже мешали развитию аргентино-советских отношений, как и созданию южноамериканского экономического союза (подробнее см. книгу аргентинского историка и публициста Г.К. Мардоньеса "ЦРУ без маски", М., "Прогресс", 1980 г.).
Идею «антидолларового» межгосударственного блока СССР обсуждал в тот период и с Индией. Здесь, прежде всего, следует отметить переговоры И.В. Сталина с послами Индии в СССР - 5 марта 1952 г. с С. Радхакришнаном и 17 февраля 1953 г. – с К. Меноном: это было последнее внешнеполитическое мероприятие И.В. Сталина…
На этих переговорах речь шла и «о возможном объединении экономических, в том числе внешнеторговых усилий Китая и Индии для создания в Азии дееспособного блока «недолларизованных» государств». Кстати, азиатский вариант такого блока выдвигало с 1951 г. руководство КНР, которое, естественно, поддерживало и упомянутую советскую инициативу (см., например, «Новый международный экономический порядок в Азии», Пекин-Москва, 1953).
Но, повторим, после марта 1953 г. такие планы и здесь потерпели фиаско. А инспирированный в основном извне китайско-индийский военный конфликт 1961-1962 гг., казалось бы, «похоронил» идею политико-экономического союза Китая и Индии. К тому же СССР в том конфликте вследствие нараставших политико-идеологических противоречий с КНР поддержал, как и западные государства, Индию (вопреки советско-китайскому договору 1950 г. о взаимопомощи в течение 30 лет). И хотя Китай выиграл ту войну в Гималаях, её последствия до сих пор сказываются в китайско-индийских отношениях. Так, Индия оспаривает сложившуюся с 1963 г. границу с Китаем на 40% её протяженности…
В послесталинском СССР почти не упоминалось о таких проектах, в том числе о международном экономическом совещании в Москве в апреле 1952 г.
Потому что, повторим, кардинально изменилась политика советского руководства, которая не предусматривала создания мощного политико-экономического блока социалистических стран, «непрозападных» развивающихся стран и «непроамериканских» государств Западной Европы (Австрия, Ирландия Финляндия, Швеция,).
Но в книге «История Москвы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период» (М., «Наука», 1967) вкратце сказано о таких проектах – можно сказать, предтечах современного БРИК. Дословно это выглядит так: «…К голосу движения сторонников мира стали прислушиваться все более широкие круги мировой общественности. Даже среди капиталистов появились люди, которые начали осознавать бесперспективность «холодной войны» и связанного с ней нарушения нормальных экономических связей между странами. Свидетельством роста подобных настроений было международное экономическое совещание в Москве, которое проходило с 3 по 12 апреля 1952 г. в Доме Союзов. В нем участвовали представители деловых кругов из 49 стран. Задача совещания состояла в том, чтобы изыскать возможности для улучшения жизни людей путем мирного сотрудничества и развития экономических связей между всеми странами. В обращении к Генеральной Ассамблее ООН участники совещания подчеркивали большую роль международной торговли в укреплении мира. Сурово осудив искусственные преграды, воздвигаемые империалистами Запада торговле с социалистическими и некоторыми другими странами, совещание приняло решение создать Комитет содействия развитию международной торговли….».
Но дальше в той книге – ни слова о том, что же произошло с этими инициативами, и почему они не были реализованы
http://perevodika.ru/articles/14053.htmlx