Интересный факт
==
Индустриализация "тридцатых" -- это проектирование и строительство огромного числа тракторно/танковых и других заводов. Оказывается, и тут не обошлось без массового заимствования "передового зарубежного опыта":
http://www.historia.ru/2006/01/perelom.htm. Насколько массового?
Зарубежными проектными организациями, в период 1928 — 1929 гг. выполняется значительный объём проектных работ (самостоятельно и совместно с отечественными проектстройорганизациями). Он составляет 12,5 % от общего количества проектов, выполненных в этот период по стране в целом. Причём этот объём расширяется — из 45 проектов, выполняемых в 1928 — 1929 гг., 15 являлись завершаемыми, а 30 — вновь начинаемыми. Из них зарубежные фирмы проектируют все объекты (100%) по искусственному волокну, половину (50%) по химической промышленности, половину (50%) заводов (шесть из двенадцати) по чёрной металлургии, почти треть проектов (30%) по сахарной промышленности, 80% проектов по горнорудной промышленности, один — по машиностроению (но какой — Сталинградский тракторный завод!), 7% по текстильной промышленности; осуществляют 18% объёма проектных работ в каменноугольной промышленности и т.п.
В апреле 1929 г. фирма Albert Kahn, Inc., расположенная в Детройте, получила заказ от советского правительства на проектирование Сталинградского тракторного завода. Выбор объяснялся тем, что спроектировавший все заводы Форда А.Кан отработал технологию проектирования промышленных предприятий, позволявшую его фирме (штатом в 400 чел.), разрабатывать рабочие чертежи за неделю, а возводить корпуса промышленных предприятий за пять месяцев23. Кан практически доказал, что может делать подобное и в СССР — проект Сталинградского тракторного завода был выполнен в рекордно короткие сроки; конструкции для него были изготовлены в США, перевезены в СССР и смонтированы в течение шести месяцев. Как следствие, следующим заказом стал проект гигантского Челябинского тракторного завода. А в феврале 1930 г. был подписан договор, согласно которому фирма А.Кана становилась главным консультантом советского правительства по промышленному строительству. Кану был предложен пакет заказов на строительство промышленных предприятий общей стоимостью в 2 миллиарда долларов.24
Между 1929 и 1932 гг. фирма А.Кана спроектировала 521 (!) (по другим данным — 571) объект. Это в первую очередь тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове, Томске; самолётостроительные заводы в Краматорске и Томске; автомобильные заводы в Челябинске, Москве, Сталинграде, Нижнем Новгороде, Самаре; кузнечные цеха в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде; станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске, Верхней Сольде; прокатный стан в Москве; литейные заводы в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберецке, Магнитогорске, Сормово, Сталинграде; механические цеха в Челябинске, Люберецке, Подольске, Сталинграде, Свердловске; теплоэлектростанцию в Якутске; сталелитейные и прокатные станы в Каменском, Коломне, Кузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Верхнем Тагиле, Сормово; Ленинградский алюминиевый завод; Уральскую асбестовую фабрику и многие другие объекты.
Бюро Кана в Москве существовало до 1932 г. под названием «Госпроектстрой». В нём работали 25 американских инженеров и около 2,5 тыс. советских сотрудников26. В то время, это было самое большое архитектурное бюро мира. Через Госпроектстрой прошло в общей около 4 тыс. советских архитекторов, инженеров и техников27. Они овладели и уносли с собой живой практический опыт осуществления поточно-конвейерного способа проектирования. В 1932 г, после расторжения контракта и отъезда американских архитекторов, Госпроектстрой был реформирован в Металлостройпроект.
===