Дело о возвратеЕвгений Кирик, работающий директором по логистике крупнейшего в России
производителя мороженого <Инмарко>, направил в Федеральную антимонопольную
службу (ФАС) заявление (есть у <Ведомостей>) с просьбой проверить
деятельность трех российских импортеров новых иномарок - ООО <Фольксваген
груп рус> (ФГР, импортер Volkswagen, Audi, Skoda), ООО <Хендэ мотор СНГ> и
ЗАО <Форд мотор компани> (ФМК). Кирик уверен, что причина массовых проблем
клиентов, которые не могут забрать у дилеров оплаченные авто, кроется в
нелегитимных правоотношениях импортеров и их дилеров.
В сентябре 2008 г. Кирик заплатил новосибирскому дилеру Audi <Престиж-авто>
2,168 млн руб. за Audi A6 Allroad Quattro. Машину он получил 29 января 2009
г., но ПТС ему не выдан до сих пор - оказалось, что за автомобиль Кирика
дилер не рассчитался с ФГР. В марте Кирик подал иск в Октябрьский районный
суд Новосибирска к <Престиж-авто> и ФГР с требованием признать его право
собственности на автомобиль, выдать ПТС и взыскать 999 999 руб. неустойки. А
в июне ФГР предъявила к Кирику встречный иск (оба иска есть у <Ведомостей>)
о признании права собственности на машину Кирика, в котором пишет, что
<Престиж-авто> не имел права передавать не оплаченный импортеру автомобиль
клиенту, а Кирика нельзя считать добросовестным приобретателем, поскольку он
<должен был проявить должную степень осмотрительности и запросить у дилера
документы, подтверждающие его право собственности на автомобиль>. Очередное
рассмотрение дела назначено на 5 октября.
У Кирика есть повод беспокоиться за судьбу своего автомобиля: тот же
Октябрьский суд Новосибирска по аналогичным искам от клиентов 16 июня и 5
августа уже вынес два решения в пользу ФГР. Суд признал, что оплаченные
Наилем Шахмиевым Audi A6 и Q7 общей стоимостью 6,78 млн руб. и оплаченная
Вячеславом Штаухом Audi A6 ценой 950 000 руб. (машина была тестовой)
принадлежат ФГР и <Фольксваген групп финанц> (лизингодатель тестовой А6).
Шахмиев подал кассационную жалобу в Новосибирский областной суд, она, по его
словам, будет рассмотрена 20 августа. Разыскать Штауха вчера не удалось.
Дилерство у <Престиж-авто> (была дилером Audi с конца 2003 г.) было отозвано
11 января 2009 г. В уведомлении о расторжении договора (копия есть у
<Ведомостей>) говорится, что по состоянию на январь дилер не оплатил
импортеру 49 машин общей стоимостью 85,08 млн руб. и 479 273 евро. В апреле,
по данным арбитража Москвы, ФГР подал иск о взыскании 123,93 млн руб. долга.
У Кирика есть копия дилерского соглашения ФГР и <Престиж-авто>, договоры ФМК
и <Хендэ> он не видел, а выводы о том, что они устроены схожим образом,
сделал из решений судов разных городов, в которых слушаются иски тоже
оставшихся без машин клиентов других дилеров. Главную причину появления
машин со спорным правом собственности Кирик видит в том, что импортеры
отгружают дилерам неоплаченные машины, оставаясь собственником автомобилей
до момента их оплаты дилером, но, поскольку у клиентов нет доступа к
дилерским соглашениям, покупатели не знают, что приобретают автомобили с
обременением.
Рустам Курмаев, адвокат ФГР и руководитель группы по разрешению споров
компании Goltsblat BLP, говорит, что договор ФГР с <Престиж-авто> типовой,
ФГР практикует 180-дневную отсрочку платежей для дилеров: <Это позволяет
дилеру иметь машины на складе, а не ждать, пока они придут из Германии или
Москвы>. Заявления о сокрытии сведений о сохранении права собственности за
импортером до оплаты дилером Курмаев называет надуманными: <Да, в дилерском
договоре ФГР есть пункт о конфиденциальности и штрафе в размере 5000 евро за
раскрытие текста договора, но в реальности по требованию клиента дилеры
зачастую показывают часть договора, касающуюся перехода права
собственности>.
Замглавы ФАС Андрей Кашеваров сообщил, что ведомство получило жалобу. <Но
эта ситуация вне нашей компетенции, и мы передали материалы в
Роспотребнадзор>, - сказал он <Ведомостям>. Получить комментарии от
представителей Роспотребнадзора вчера не удалось.
Представитель ФМК Екатерина Кулиненко отказалась от комментариев.
Представитель <Хендэ мотор СНГ> Юлия Тихонравова не стала комментировать
отношения с дилерами.
До кризиса многие импортеры отгружали только оплаченные автомобили, а теперь
позволяют отсрочки на срок до трех месяцев, говорит Дмитрий Гулин, президент
Российской ассоциации автодилеров (РОАД). Если регулятор заставит ужесточить
условия дилерских договоров, это может привести к еще большему снижению
продаж автомобилей, опасается Гулин.
По оценке Дмитрия Янина, председателя правления Конфедерации обществ
потребителей (КонфОП), в России несколько сотен людей, оплативших
автомобили, но не могущих получить машину или ПТС. <Разбирательство по этому
делу может изменить практику продажи автомобилей в России>, - считает Янин.