Большой брат откроет глаза летом28.01.2008 | Труд
В России устанавливается единая система видеонаблюдения за машинами и людьми
С 1 июля гаишники смогут штрафовать нарушителей правил дорожного движения (а в перспективе разыскивать более серьезных преступников) на основании фотоснимков. Пока эта система функционирует в тестовом режиме, однако "Труд" узнал, как это будет работать в реальной жизни.
Как устроена система
Комплексы видеофиксации уже расставляют по Москве (см. карту) и крупным российским городам Это видеокамеры-измерители скорости, развешенные над каждой полосой дороги. Камеры уже висят на всех въездах и выездах из города, помимо этого в 2008 году их планируют разместить во всех туннелях и на крупных автомагистралях (например, на Кутузовском шоссе). Комплексы видеофиксации, помимо основной линии связи, имеют возможность по беспроводной связи передавать данные непосредственно на компьютер, стоящий в машине ДПС, что позволит ловить нарушителей в режиме реального времени. Программное обеспечение комплексов позволяет считать номер проезжающего автомобиля и сверить его с базой данных угнанных авто. Сам стационарный фотоавтомат состоит из камер и сервера, расположенного в местном УВД, на который стекается вся информация. Далее, по замыслам проектировщиков, отдельное подразделение занимается установлением адресов нарушителей и рассылкой им "писем счастья" - предложений оплатить штраф на основании фотографии, запечатлевшей нарушение.
Плюсы и минусы
Распределение комплексов видеофиксации по регионам России В реальности этот трудоемкий процесс, скорее всего, начнет давать сбои уже в первые дни, поскольку единой всероссийской базы данных зарегистрированных автомобилей нет ни в одном подразделении ГИБДД. Сотрудники этой организации столкутся с проблемой установления личности владельца "неместной машины". Получить имя и адрес хозяина, они смогут только по телефону (кстати, при постановке на учет иномарок прибывших из других областей, телефонная проверка занимает больше всего времени, а другого способа проверить подлинность паспортных данных автомобиля у "дорожных" милиционеров нет), поэтому большинство иногороднего транспорта скорее всего сможет спокойно нарушать правила и дальше. Как сказал высокопоставленный гаишник одного из московских УВД: "У нас просто не хватит личного состава для "пробива" всех иногородних. Скорее всего, их будем штрафовать только за особо тяжкие нарушения, например превышение скорости, свыше 60 км/ч или выезд на "встречку". Многие из рядовых сотрудников ГИБДД, опрошенных "Трудом", сомневаются в возможности штрафовать даже московских водителей, попавшихся в объектив. По их мнению, скорее всего, рассылать штрафы будут, далеко не всем, а начнут с тех же тяжких нарушений (по мере уменьшения их количества, планка тяжести будет снижаться). Например, вначале будут штрафовать превысивших скорость на 40 км/ч и более, потом дойдут и до остальных. Однако, часть нарушителей все же будут задерживать в режиме он-лайн.
На особое уменьшение количества угонов рассчитывать тоже не стоит. Преступники, профессионально занимающиеся кражей машин, давно знают о техническом новшестве и поэтому не ездят с "палеными" номерами. Для перегона похищенной машины они используют номера двойники, которые не числятся в розыске (зачастую это номера оперативных служб, с которыми милиционеры предпочитают и вовсе не связываться). Поэтому в сети инспекторов будут попадаться либо совершенно непрофессиональные угонщики, либо дети, взявшие машину покататься, однако и это уже очень большой плюс, поскольку снизит нагрузку на рядовых оперативников, что возможно, позволит им заняться настоящими специалистами в области автоугонов..
Кроме вышеперечисленных слабых мест, есть сомнения и в вандалоустойчивости системы, а бить ненавистные вещи в нашей стране, скорее правило, чем исключение. Тем не менее, она в некоторой степени дистанцирует автолюбителя от инспекторов ГАИ, это не уменьшит размер коррупции среди инспекторов, но увеличит количество водителей, которым не придется с ними "договариваться". Что возможно, подчеркиваем - только возможно, начнет закладывать в головы автолюбителей образ мышления, в котором не фигурирует слово взятка. Кроме того, система видеоконтроля сможет создать немаловажную, для соблюдения любых правил, опцию - неотвратимость наказания за их нарушения. И возможно через время у нас будут наказывать не за то, что попался, а за то, что сделал.
Побочный эффект
Системы видеофиксации нарушений ПДД, помимо основной функции имеет и вторичные возможности, которые могут оказаться едва ли не более важными, чем основные. Это побочный продукт разработчиков, стремясь доказать что в момент нарушения ПДД за рулем машины находился тот или иной человек, они настолько усовершенствовали аппаратуру, что стало возможным производить опознание пассажиров. С одной стороны, такая точность вызовет массу курьезов, чем усилит контрольные функции аппаратуры. Например, не слишком верный муж, едучи с любовницей, может попасть в пикантную ситуацию. Нарушив правила дорожного движения, он будет сфотографирован. Это фото отправится по домашнему адресу, вместе с квитанцией о штрафе. Нерадивому супругу сильно повезет, если из почтового ящика уведомление и снимок достанет он собственноручно. Однако если его извлечет кто-то из домочадцев, то худшего компромата (если только вы не лицо похожее на Генпрокурора) вряд ли придумаешь. Фотография, на которой четко изображены вы, любовница, а также проставлено место и время - готовая документация для бракоразводного процесса. В особенности, если для жены вы были на совещании или в командировке. Поэтому, совершая что-либо аморальное или противозаконное, стоит помнить о соблюдении ПДД.
Однако фиксация любовников, скорее случайность, нежели закономерность. Другое дело если вы преступник, разыскиваемый по особо тяжкому преступлению, тут может проявиться как раз закономерность. К фотоавтоматам может быть (а по некоторым данным будет) подключена система опознания преступников, которая зафиксирует не только лицо, но и номер машины. Даже если вас не задержат на ближайшем посту ДПС, водителя машины найдут, а соответственно и вся прочая информация окажется в руках правоохранительных органов. Правда есть несколько "НО". Во-первых, быстродействие системы будет все-таки ограничено возможностями аппаратуры (во всяком случае, пока), соответственно злостные неплательщики алиментов могут спать спокойно (чего, правда, мы им не желаем). Их фотографии в систему поиска, скорее всего не попадут. И второе, основным пользователем этой системы станут ФСБ и ФСО, поскольку к подобному программному обеспечению, до последнего времени были допущены только они. А эти организации отличаются большой скромностью, в части разглашения полученных сведений. Однако как долго продлиться эта монополия неизвестно, и вполне возможно, что в скором времени розыск преступников станет автоматизированным, а сведения об их местонахождении будут доступны любому участковому в режиме on-line. Учитывая, что система видеофиксации, помимо всего прочего будет еще и самоокупаемой за счет собираемых штрафов, стоит задуматься о дальнейших перспективах преступной деятельности и беготни от следователей. Выходов два, либо нанять личного шофера (эта опция доступна не всем преступникам), поскольку пассажира сидящего сзади камера не опознает. Либо скрываться вдали от цивилизации, например в тайге. Однако чем это будет отличаться от бессрочного заключения под стражу?
Агарков Максим , Салахитдинова Малика
п.с. взято
здесь