Маленькое пособие для борьбы с помехами и ложными срабатываниями ПЕРЕДНИХ ультразвуковых парктроников. Судя по отзывам в инете у людей куча проблем с передними парками! Не все смогли заставить их работать без помех. Но, если идти до конца, понимая, куда идешь, то парки заработают как надо.
Эта проблема в основном относится только к передним парктроникам, а не к задним, поскольку обычно сзади отсутствуют основные источники помех - от силовых проводов или от рамки госномера.
Сначало кратко, что в конечном итоге помогло мне - полная экранировка основного блока парктроников. Также помогло в меньшей степени - экранировка кабелей, идущих от основного блока к 4-ем УЗ датчикам на переднем бампере.
Теперь подробно для тех, кто будет читать много букв.
Тип парктроника - Мультитроникс PU-4TC, он состоит из основного блока, к которому с одной стороны цепляются 4 разъема с кабелями от 4-х датчиков. На кабелях написано - "коаксиальный". Похоже, что какой-то коаксиал с экраном там действительно есть, потому что моя доп. экранировка этих кабелей положительного эффекта дала немного(об этом ниже). С другого торца основного блока идет разъем питания и связи с борткомпьютером "Мультитроникс VC-731". Естественно, все отображение и управление парктроником идет через дисплей и кнопки самого VC-731. Связь основного блока парктроника и VC-731 идет по одному проводу(цифровая шина "данные").
В авто для передних парктроников есть два основных источника помехи:
1) ложняки от выступающих рядом с датчиками деталей, обычно это рамка госномера или что-то подобное.
2) наводки от силовых цепей. У меня стоит самодельный модуль ДХО, реализованный на штатных лампах дальнего света, на которые подается ШИМ с пиковым током 5А частотой около 200Гц от электронного (транзисторного) ключа. Эта приблуда включается отдельной кнопкой. Еще источником наводок может быть ксенон с рабочей частотой обычно около 400Гц (у меня ксенона нет). Еще штатный включенный ближний свет в ФФ3 дает штатно ШИМ 90% при заведенном ДВС!(это вроде сделано для продлении ресурса ламп при высокой напруге бортсети). Штатно на ФФ3 помех с дальнего света или ПТФ не будет, штатно они горят без ШИМа.
Сначала про ложняки от госномера(парктроник говорит о нулевом расстоянии до несуществующего препятствия). Сначала убедиться, в этом ли дело:
1) Я запрограммировал эти свои передние передние датчики как "задние", а у Мультитроникса VC-731 только для задних парков есть функция "фаркоп". Задал в функции "фаркоп" расстояние 10см. Не помогло! Ложняк остался.
2) Вообще снял номер вместе с рамкой! Не помогло!
Если кому поможет снятие номера, то можете притянуть рамку вплотную к корпусу или прикрутить номер без рамки прямо в бампер саморезами и забыть о проблеме.
Теперь про ЭМ помехи.
Что было. При включении моих ДХО парктроник начинал показывать множественные препятствия на всех расстояниях от всех датчиков. Похожий эффект, но чуть поменьше, давал включенный ближний свет (там штатно ШИМ 90% при заведенном ДВС). Только при полном выключении всего внешнего освещения и при снижении чувствительности парка до 1-2 (всего 7 градаций) помех не было при заведенном ДВС. При незаведенном ДВС помех не было.
Для простоты принял, что помеха идет только от электрического поля, а не от магнитного, т.к. от магнитной помехи мои примочки не помогли бы.
Диапазон помех - допустим, примерно от 100Гц до десятков кГц.
Итак, правила для электростатического зкранирования для частот до 100кГц:
экран - любой металл: пищевая фольга (продается в рулонах), алюминиевая фольга от шоколадок(проверьте, что это проводящая фольга, а не просто блестящая бумага!), листы меди, для экранировки проводов к УЗ датчикам я использовал стальной оцинкованный металлорукав в виде гофры(отлично паяется!). Затем соединить наш экран с кузовом авто толстым (я брал 0,5мм.кв.) как можно более коротким (я брал не длиннее 40см) проводом. Если экранов Несколько(у меня получилось три: 1-для основного блока, два - на кабели к УЗ датчикам), каждый экран заземляем коротко своим проводом к кузову авто. Число заземляющих проводов=количеству экранов, т.е., например, НЕ надо заземлять длинный металлорукав на обоих его концах, надо только в одной точке! Если используете алюминиевую Фольгу, то она не паяется, поэтому зачистить провод, которым будем заземляться, и вложить его между слоями фольги. Убедиться, что материал экрана не покрыт, например, лаком, иначе надо зачистить соответствующий кусок на экране, к которому прикладываем провод для заземления. В идеале надо паять. Второй конец нашего заземляющего провода - под винт на корпусе авто (шасси). Для наших частот до 100кГц экран можно делать не сплошным, допустимы небольшие дырки или щели. Например, для экранировки основного блока я оставил не экранированными его торцы, куда подключаются разъемы.
Простой экспресс-способ. Обернуть в несколько слоев фольгой основной блок парктроников. Между слоями фольги вложить зачищенный конец провода(проверьте, чтоб был надежный контакт между проводом и фольгой!). Обмотать фольгу снаружи туго изолентой. Второй конец провода - под винт на корпус авто(шасси). Убедиться, что место прижима провода под винтом на корпусе авто зачищено и токопроводящее! Если такое быстрое простое экранирование дало эффект, далее можно его делать надежно.
Также необходимо прокладывать провода от блока парктроников к датчикам как можно дальше от силовых проводов, в нашем случае от проводов питания ламп ближнего (а у меня и дальнего) света. Не вести их рядом параллельно!
Пробовал поставить стабилизатор и фильтр на цепь питания +12В основного блока парктроника. Эффекта абсолютно никакого нет!!! Стабилизатор - линейный, на основе микросхемы ADP3367AR, фильтр ФНЧ LC типа: L=1мГн, С=470мКф(конденсатор LowEsr).
Теперь фотки.
Общая схема экранировки основного блока и проводов к датчикам. Всего 3 экрана: 1 - для основного блока, два - на кабели к УЗ датчикам, для экранов на кабели указана длина металлорукавов. Два экрана в салоне возле блока предохранителей ВСМ заземляются на один из двух винтов подушки безопасности переднего пассажира (это рекомендованное место для массы при установке сигналки), расположены прямо над бардачком (бардачок, естественно, снят).
В моторном отсеке металлорукав обернул черной изолентой по всей длине, чтоб не пугать сервисменов. Проложил по правому краю, подальше от силового штатного жгута, потом ныряем под правую фару. В правом верхнем углу на фотке видно место для заземления - ушко на корпусе(видно блестящую гайку от винта). На моток белого провода рядом внимания не обращаем, это другая тема. Обязательно зачистить ушко надфилем и шкуркой для электропроводности. потом обмазать смазкой для защиты электроконтактов!
Далее фотка 2-х вариантов экранировки основного блока. Основной блок - это пластиковая коробочка размерами 2х6х9см. Внизу на фотке - времянка, блок обернут несколькими слоями фольги и видны остатки обмотки изоленты, виден провод для заземления между слоями фольги. Сверху на фотке - экран, согнутый из тонкой листовой меди, виден припаянный провод для заземления. Оба провода заканчиваются О-образной клеммой под винт массы на корпус авто.
Повторю, что мне в борьбе с помехами в основном помог экран на основной блок парков, если б знать заранее, я бы с этого и начал, а уж если это не помогло, потом бы попробовал, например, по-быстрому обернуть фольгой провода к датчикам в моторном отсеке. Да, и не забудьте проверить на ложняки из-за госномера!
P.S. Я решил поставить передние парктроники Мультитроникс PU-4TC только потому, что у меня уже есть борткомпьютер этой же фирмы Мультитроникс VC-731, этот БК отображает инфу и управляет парком PU-4TC. Без БК VC-731 парктроник PU-4TC использовать невозможно. Есть интересные режимы работы переднего парка (задаются настройками), фактически он работает в полностью автоматическом режиме, не нужна отдельная кнопка на его включение! Например, при скорости выше заданной (например, 10км/ч) он не переходит в режим парковки (т.к. в БК есть инфа о скорости авто).