Вода - почти вечный спутник моторного масла . Она всегда присутствует в том или ином количестве и появляется она там из воздуха . Главным образом - за счет конденсации влаги при изменении температуры двигателя ( нагрев - остывание - самый типичный режим ) . Особенно сильно это проявляется в зимнее , т.е. холодное время года . И чем холоднее , тем больше воды проникает в картер двигателя . В летнее ( теплое время ) вода попадает в цилиндры главным образом через ЦПГ . Избежать этого невозможно никак , разве только переехать на ПМЖ в Техас .
Механизм попадания воды в холодное время года в масло примерно таков . В воздухе всегда присутствует некоторое количество воды . Так , если точка выпадения росы 0 град.с - 4,9 грамма на метр кубический , если 90 град.С - то уже 417 грамма . Температура 90 градусов взята не случайно - ведь это примерная температура прогретого двигателя ( здесь принято определенное допущение - такое количество влаги воздух содержит при влажности 100% , т.е. совпадает с точкой выпадения росы ) . Ну пусть внутренний объем двигателя двигателя составляет 20 литров ( над уровнем масла ) . Ну хорошо , пусть на улице температура намного ниже и влаги забортный воздух содержит меньше . Но горячий воздух в двигателе способен напитаться влагой , поскольку он способен удерживать ее в себе в парообразном состоянии . Затем Вы выключателе двигатель и он начинает остывать . И тут начинается конденсация - т.е. переход влаги из парообразного состояния в жидкое , а затем и твердое . Пример - достаньте бутылку водки из морозильника - она тут же покроется капельками воды . Теперь представьте , что Вы просто перенесли этот теплый воздух внутрь бытулки - все будет аналогично . Вода конденсируется на остывающих стенках двигателя , чтобы затем попасть в масло . Хорошо , пусть в воздухе , находящемся в двигателе перед выключением влажность была 50% , т.е. в примерно 20 литрах объема двигателя ( очень приблизительно - включая объем цилиндров , картера над маслом , головок ) содержится 20 * ( 417 / 1000 ) * 50% = 4,1 грамма . Вот примерно такое количество влаги и "выпадет в осадок" при остывании двигателя . Много это или мало ? Если принять объем масла за 8 литров ( что типично для Мерседесов ) - то это 0,05% . Казалось бы немного . Если Вы после пуска будете двигаться час- полтора - то 90% этой влаги испарятся (это может наблюдать каждый - в зимнее время отвернув пробку маслозаливной горловины - на ней в 99% случаев будет белесая эмульсия - это пары воды поднимаются в верхнюю точку двигателя . Из картера через систему вентиляции они попадут во впускной коллектор и вылетят потом в выхлопную трубу ) . Если Вам до работы - минут десять - то не испарится ничего . И на обратном пути домой Вы отхватите еще 0,05% содержания воды в масле . Две такие поездки - и достигнуты предельно допустимые 0,1% . Десять таких поездок - и браковочные для масла 0,5% содержания воды в масле будут достигнуты ! Понятно , что я нарисовал "пограничные" условия ( в литературе это назвали бы "гротеском" ) , но такое вполне вероятно .
Резюме :
1) следует избегать в зимнее время коротких поездок . Если это затруднительно - совершать после каждых 2...4 коротких поездок длительную ( час - два , не менее ) ;
2) после зимы менять масло .
Я пишу лишь как правильно - придерживаться или нет этого правила - решать Вам . Понятно , что одна зима не "убьет" двигатель Вашего автомобиля , точно также ,как и одна съеденная сосиска из ГМО-сои . Но если есть эти сосиски лет пять - у Вас или Вашего будущего ребенка могут появиться рога или копыта :-) . Не забывайте два основных момента - 80...90% износа определяются моторным маслом . Это раз . Второе - кроме воды на масло зимой действует еще много отрицательных факторов , которые только усугубляют ситуацию .
Второй источник попадания воды в картер- прорыв через ЦПГ . Это происходит в любое время года - зимой в меньшей степени ( массовое содержание воды в холодном воздухе меньше ) , летом - больше . Здесь можно сделать примерную прикидку :
1) выше я считал для пыли , сколько воздуха "протягивает" двигатель за 100 км . Примерно 120 куб. При температуре 20 град.С воздух содержит порядка 17 ( при влажности 100%) грамм воды , т.е. в двигатель попадает примерно 2000 г воды ;
2) положим , что 1% газов прорывается в картер , т.е. 20 грамм воды окажется в картере ;
3) если двигатель нормально прогрет , то 95% этой влаги не конденсируются , а будут удалены системой вентиляции картера в задроссельное пространство . Т.е. из тех 20 грамм 1 грамм останется в картере ;
4) итого от замены до замены масла (10000 км) в картере может оказаться 100 х 1 = 100 грамм воды . Хорошо , делаем поправку на влажность - не 100% , а пусть 66% ; пусть при более низких температурах содержание воды в воздухе меньше , зато при более высоких - намного больше . Итого сходимся на 66...70 граммах воды от замены до замены ;
5) а это уже 0,8...0,9% содержания воды в масле к концу "срока действия" масла !!! Специалисты считают , что 80% износа двигателя приходятся на последние 20% ресурса масла .
Надо понимать , что чем хуже состояние поршневой группы - тем больше газов , а значит и воды будет прорываться в картер . Здесь подразумевается и износ ( повышенный зазор поршень/кольца - стенка цилиндра ) и загрязнение канавок поршневых колец , которые "залегают" , т.е. теряют подвижность . Т.е. чем в худшем состоянии находится двигатель - тем быстрее будет умирать масло .
Вода в масле присутствует в трех состояниях :
1) эмульсионное состояние ( когда содержание воды превышает 0,1 % ) . Эмульсия образуется главным образом за счет механического смешивания воды с маслом . Понятно , что вода и масло несмешиваемы и при отсутствии вращающегося на большой скорости коленчатого вала с его противовесами скорее всего смешивания не произошло бы , а было бы банальное расслоение - вода опустилась бы вниз . При большой концентрации воды белесая эмульсия отчетливо видна на масляном щупе ( не путать с аналогичным налетом на крышке маслозаливной горловины в зимнее время ) . Проявляется высокой вспениваемостью масла , образованием пузырей при температурах масла , близких к 100 град.С ;
2) суспендированное состояние - шарики воды в оболочке из разного рода соединений солей , органических составляющих . Визуально не выявляется . Определить можно , нагревая масло в металлической емкости до температур порядка 180 град.С . При этом масло будет потрескивать ( никогда не бросали мокрые ломтики картофеля на сковороду с раскаленным маслом ? ) . Если воды нет - при дальнейшем нагреве масло просто задымится ;
3) растворенное состояние .При концентрации воды до 0,1% . Вообще трудно выявить .
К слову сказать содержание воды в масле до 0,1% считается вполне допустимым . Содержание 0,5% - масло требует срочной замены . Эта вода , которая уже никогда не испарится . Если она не успела сделать это вовремя - значит уже вступила во взаимодействие с компонентами моторного масла и творит свое черное дело . Потому , что это уже и не вода - а часть отложений , заполняющих двигатель Вашего автомобиля .
Чем же опасна вода в масле ? Главным образом она вызывает повышенное отложение шламов , которые оседают в полостях двигателя . Сперва образуются устойчивые эмульсии , которые усливают эффект полимеризации молекул масла . Взаимодействие оксикислот и продуктов окисления масла с водомасляными эмульсиями и приводит к образованию шламов . Это нерастворимые смолистые отложения , избавляться от которых Вы будете долго и упорно . Плюс вода отрицательно влияет на прочность масляной пленки со всеми вытекающими последствиями. Влияние воды на минеральное и синтетическое моторные масла примерно одинаков . Прочность масляной пленки при температурах масла около 20 град.С и содержании масла около 0,2% снижается незначительно , зато уже при температуре 100 град.С она снизилась на 20 % . Масло с содержанием воды 3% вообще неработоспособно .
Есть еще одно "но" ! Масла , включающие в себя эстеры ( Motul особо акцентирует внимание покупателей на присутствии их в своих маслах ) - гигроскопичны по природе своей . Потому как эстеры прекрасно вбирают в себя воду . На самом деле эстеры используются многими производителями моторного масла - главным образом как присадки . Не в последнюю очередь потому , что ПАО не очень хорошо работает с эластомерами , т.е. резиновыми уплотнениями . Эстеры частично компенсируют этот недостаток .
x