В феврале месяце 2016 года ездили в Хибины, Кировск, Мурманская область. Текст приведу здесь, фотографии есть по
ссылке.
Во время планирования поездки в Кировск из Нижнего Новгорода через Иваново-Ярославль-Вологда-Пудеж и далее по М-18 из одного из источников получил информацию, что за Вологдой довольно напряженная ситуация с заправками- некоторые не работают ночью, расположены редко и вообще возможны проблемы с бензином- для подстраховки везли с собой две 20л канистры с бензином. Искать расположение заправок по трассе возможно, но в том же Навителе, насколько понял, бренд той или иной заправки не отражается, а заправляться “абы-где” может быть чревато хапнуть невкусного бензина.
Чтобы информация по заправкам не потерялась и для планирования графика заправок, приведу ниже координаты заправок с брендом, под которым работает заправка.
Апатиты, Роснефть: N67°35.387’, E33°24.751’
Зеленоборский, Роснефть (не заезжали, координат нет, слева на выезде, если ехать в сторону Мурманска)
М-18, ТНК: N64°23.565’, E34°09.350’ (работает ночью, заезжали)
Медвежьегорск, ТНК: N62°55.346’, E34°29.631’ (работает ночью, спрашивали)
Пудож, ТНК (не заезжали, координат нет, возможно не работает ночью - на выезде, если ехать в сторону Мурманска)
Вологда, Газпромнефть: N59°12.508’, E39°48.695’
Ярославская область, ТНК: N57°51.040’, E39°58.809’
Газпромнефть, Ярославль: N57°37.266’, E39°46.344’
Ярославль, ТНК: N57°35.769’, E39°48.617’Общее состояние дел по АЗС.До Ярославля и Вологды встречаются практически все крупные бренды (Татнефть - Ивановская, Ярославская, Вологодская; Газпромнефть - Ивановская, Ярославская, Вологодская, ТНК - Ярославская, Вологодская, Карелия), после Вологды Газпромнефть пропала полностью (на М-18 вроде проехали новую Газпромнефть, но точно не помню - дело было ночью, бензин был, видел мельком), остались ТНК, изредка Лукойл. В районе Апатит и Кировска нормальный бензин на заправках сети Роснефть (сужу по работе двигателя и по информации от местных).
Газпромнефть - постоплата, то есть можно заправиться “до полного”, оплатить в кассе по карте.
ТНК - оплата по факту, для заправки “до полного” нужно оставлять предоплату.
Роснефть - оплата по факту, для заправки “до полного” нужно оставлять предоплату.
По стоимости бензина.В Иваново стоимость бензина чуть ниже, чем в Нижегородской области. Ярославль - Вологда - Карелия - в зависимости от заправки, в целом - ТНК самая приятная в плане цены сеть заправок. Роснефть в Апатитах и Кировске - самая высокая цена на бензин. Оценка по АИ-95 ЕВРО, Лукойл в НН и по трассе не рассматриваем - самая дорогая сеть, но в Иваново стоимость бензина на Лукойле практически равна стоимости на заправках Татнефть и ниже, чем в Нижнем Новгороде.
Немного напишу про состояние дорог, чтобы примерно понимать что ждет впереди (километраж примерный, +- 20-30км).
НН - Иваново (ок. 250км) - более-менее. Когда ехали из Нижнего Новгорода, было холодно и дороги были относительно сухие, не показалось что плохое покрытие. На обратном пути была оттепель, на дороге каша, видимо вскрылись часть ям - дорога понравилась не очень. Средняя скорость движения - 80-90км/ч.
Иваново - Ярославль - Вологда (ок. 316км) - более-менее. Пока было холодно - было приемлимо, во время оттепели каша, обнаруживаются ямы. В районе Ярославля (до и после) дороги показались хуже, чем на остальной части этого участка. Средняя скорость - 80-90км/ч.
АЗС на участке (от НН до Иваново не записывал, проблем с заправками нет):
Ярославль, ТНК: N57°35.769’, E39°48.617’
Газпромнефть, Ярославль: N57°37.266’, E39°46.344’
Ярославская область, ТНК: N57°51.040’, E39°58.809’Вологда - Вытегра - Пудож - Пиндуши - Медвежьегорск (ок. 630км). Сразу за Вологдой дорога как по участкам выше. Примерно 200 км до Вытегры дорога - стиральная доска. Скорость на этом участке примерно 40-50км/ч, и то очень трясет - жалко подвеску. За Вытегрой начинается неплохая дорога, довольно пустынная и с неплохим покрытием - на прямых участках можно держать 90-100, иногда даже больше. Встретили несколько ремонтируемых мостов со светофорами.
АЗС на участке:
Вологда, Газпромнефть: N59°12.508’, E39°48.695’
Пудож, ТНК (не заезжали, координат нет, возможно не работает ночью - на выезде, если ехать в сторону Мурманска)
Медвежьегорск, ТНК: N62°55.346’, E34°29.631’ (работает ночью, спрашивали)Медвежьегорск - М-18 - Зеленоборский - Апатиты - Кировск (ок. 600км). В Медвежьегорске ремонт моста со светофором, дальше выезд на М-18 - по М-18 ехать очень приятно, состояние дороги отличное. 100-110 держится легко. На дороге встречаются камеры. Есть два участка ремонта дороги, километров 10-15 в общей сложности, об этом сообщают информационные предупреждающие знаки, можно заблаговременно сбросить скорость. После Зеленоборского М-18 становится довольно извилистой, но вокруг очень красиво - снижение скорости движения компенсируется окружающими видами. После поворота на Апатиты дорога почти не ухудшается (но было холодно) и до самого Кировска вполне хорошая. Данный участок оставил самое благоприятное впечатление, скорость 90-100-110км/ч.
АЗС на участке:
Медвежьегорск, ТНК: N62°55.346’, E34°29.631’ (работает ночью, спрашивали)
М-18, ТНК: N64°23.565’, E34°09.350’ (работает ночью, заезжали)
Зеленоборский, Роснефть (не заезжали, координат нет, слева на выезде, если ехать в сторону Мурманска)
Апатиты, Роснефть: N67°35.387’, E33°24.751’Официальная часть закончена, дальше впечатления от поездки, это уже кому интересно )Ездили на горнолыжный комплекс
Большой Вудъявр в город Кировск.
Расстояние в одну сторону - 1850км. Ехали двумя водителями, время в пути туда - 28.5 часов, обратно - 30.5 часов. Время в пути с некоторыми остановками (на пути в Кировск попали в пробку из-за аварии на М-18, на пути обратно заезжали в Иваново).
Сам город находится на высоте порядка 300-350м над уровне моря. Для проживания бронировали однокомнатную квартиру с кухней.
Готовили сами. Цены на продукты примерно как в Нижнем Новгороде. Цена на рыбу - на треску чуть ниже чем в НН, на селедку - выше, на фарш трески - как в НН. Кроме этой рыбы есть еще палтус, морской ерш и прочие виды рыбы, которые сравнивать не получается по причине незнания на них цен в НН. Впечатление от рыбы - высочайшее. Даже от замороженных стейков трески - по всей видимости заморожены они один раз, очень вкусные. Но особого внимания заслуживает Мурманская соленая селедка. По всей видимости солится она свежей, вкус и состояние рыбы - бесподобное! Вкуснее я в своей жизни селедки не ел. А какая в ней была икра- мммм! Очень рекомендую попробовать, если получится. Покупать нужно не в вакуумной упаковке, хотя возможно и в ней хорошая, а развесную, из больших пластиковых ведер.
Координаты и адрес магазина в Апатитах, где покупали (N67°34.088’, E33°22.927’ - координаты парковки, адрес - ул. Дзержинского, 4 - от парковки обойти магазин у парковки слева, сразу видно крыльцо магазина).
Про сам комплекс
Большой Вудъявр. Для катания покупали абонементы, стоимость 4600 на человека за пять дней безлимита. Комплекс очень большой, много трасс различного уровня - от синего (начальные) до черного. Различаются как уклоном, так и шириной (красные и черные круче и уже). На северном склоне, который по сути находится в Кировске (высота нижней точки подъемника - 380м над уровнем моря, высота верхней точки подъемника, то есть начало трасс - 850м, перепад высот 480м), работает гандольно-кресельный подъемник (К6), то есть на одном тросе едут поочередно кабинка - кресла - кабинка и т.д. Посадка в кабинки без лыж и сноуборда, чуть правее после турникета, в лыжах и сноуборде проезд на креслах. Кресла закрываются экраном - очень удобно, верхняя часть тела закрыта от ветра. На северном склоне официально есть синие трассы, но по факту в самом конце они сходятся с выкатом с красной - довольно крутой участок. Всегда ратрачатся трассы рядом с подъемником (красная 15, синяя 17), синяя 19 в первые дни была не чищеная, были снегопады. Выкат с 15 и 17 (и всех остальных) проходит по 18 трассе, хотя отдельно она вроде и не обозначена. Также на северном склоне есть учебная трасса с ленточным подъемником.
Как нам сказали, теперь склоны соединены между собой (видимо раньше были не соединены) и с северного склона можно попасть на южный (и обратно): подняться на К6, спуститься по 9 красной трассе и далее чуть левее 12 трассы, к подъемникам южного склона К1 и К3. Либо, если проскочить и спуститься по 12 трассе, подняться на К5 и далее левее 12 трассы к подъемникам. На К5 опять же проще начинать подъем, если приехали на парковку южного склона, поскольку в противном случае придется топать с лыжами или бордом мимо шлакбаума, по лестнице и только потом будут подъемники.
На южном склоне (высота нижней точки подъемника - 490м над уровнем моря, высота верхней точки подъемника, то есть начало трасс - 840м, перепад высот 350м) трассы 1 и 2 короче, идут вдоль подъемников. Трасса 5 нечто среднее между 1 и 5, 8 - самая длинная, длина 8 от верха до подъемника - около 2.5км. Все синие трассы южного склона довольно пологие, подходят для начального уровня. 11 и 12 трассы достаточно широкие, может быть их можно рассматривать как “после учебной трассы” )
На самый верх, вершину Айкуайвенчорр попасть не получилось - из-за опасности схода лавин подъемник К2 не работал. Соответственно на высоте 1047м побывать не удалось.
Для информации координаты парковок у северного и южного склонов.
Северный склон, парковка: N67°36.600’, E33°41.629’
Южный склон, парковка (синие трассы): N67°35.271’, E33°43.966’Ссылка на отчет в ЖЖ