цитата: |
Based on physico-chemical properties sample are in line with VW TL 774-D (= G12) requirements. Looking into the inhibitor concentrations a moderate to poor performance level is expected. Corrosion inhibitors for the protection of red and yellow metals are almost missing. |
цитата: |
TL 774-J [G13] For all engines, including all-aluminum engines. Violet color. TL 774-K [G16] For all engines, including all-aluminum engines. Color: yellow TL 774-M [G15] For fuel cell applications. Colorless. |
цитата: |
Вам задали вопрос: купил концентрат антифриза, сколько его необходимо взять для разбавления чтобы обеспечить защиту автомобиля при -40oC? Чтобы ответить на этот вопрос, к сожалению, понадобятся некоторые фундаментальные формулы (хотя бы второй закон Рауля). Если это скучно – смотрите сразу последний пункт, но тогда вы не узнаете почему ответ 50:50 не всегда верный... Для начала несколько оговорок 1) в этих расчетах есть погрешность - связанная с пакетом присадок, которые бывают на водной основе и на основе МЭГ, т.е. сама присадка уже содержит воду 50-60% или МЭГ. но придется этим пренебречь т.к. речь идет о «неизвестном продукте на полке магазина» 2) эти расчеты касаются составов МЭГ+вода, если в смеси есть еще метанол, глицерин или иные спирты – погрешность будет еще больше. И давайте определимся что такое «защита», какждый её понимает по-своему в России обычно оперируют «Температура начала кристаллизации» (хотя с 1 июля 2017 года введется новый термин), на западе оценивают «Температура кристаллизации («Freezing point»)» ниже усредненные данные лабораторной практики -37 = Температура начала кристаллизации (по ГОСТ 28084 п.4.3.) -38 = …………………. -39 = Температура кристаллизации («Freezing point», по ASTM D1177) -40 = Температура защиты от замерзания («Frost protection level») -41 = Шуга -42 = Шуга -43 = Шуга -44 = Температура потери текучести («Pour point», ASTM D97) -45 = …………………. -47 = Температура застывания (тоже условно, т.к. смесь не становится твердым телом при этих температурах) Данные расчеты, чтобы гарантировано НЕ ошибиться, будут отталкиваться от Температуры начала кристаллизации (разницу терминов см. выше) Фундаментальная формула для расчетов, согласно законам химии [T]= [K] х [u] [T]– температура которую мы хотим достичь в нашей смеси [K] - криоскопическая константа, зависящая от растворителя. В нашем случае растворитель вода - H2O=1,86 градус*кг/моль. Почему вода? Потому что итоговый антифриз = концентрат + вода. [u] - моляльность (не путайте с молярностью) Молярность – концентрация молярная – это число грамм-молей, приходящихся на 1 литр раствора. Показывает, сколько содержится грамм-молекул в 1 литре раствора вещества. Моляльность – концентрация моляльная показывает, сколько растворенного вещества в молях приходится на 1 килограмм растворителя, что нам собственно и надо. С температурой, которую хотим достичь – определились. Криоскопическую константу воды знаем из справочника, теперь можно вычислить моляльность требуемого раствора этиленгликоля (как основы концентрата антифриза) в воде. Вычислив моляльность, вычислим точный требуемого объем антифриза: в объемных или массовых процентах. Почему в обоих? Потому тем кто пользуется мерной посудой – нужен объемный %, а тем кто принимает по весу – массовый %. Найдем моляльность растворителя (воды в нашем случае) при -40: [u] = [T]/ [K] = ABS(-40C) / (1.86 градус*кг/моль) = 21,5 моль/кг Теперь давайте представим, что у нас есть 5 литров воды и 5-ти литровая канистра концентрата, которую мы хотим превратить в антифриз. 10 л гарантировано должно хватить для замены антифриза в системе в расчете на "усредненный легковой" автомобиль. Нам понадобится рассчитать число молей растворителя в приготавливаемом растворе: 5,0 л H2O = 4,991 кг H2O (т.к. плотность воды при 20°С = 0,9982 г/мл) Найдем количество молей H2O для раствора на -40 = [u] * массу H2O = 21,5 моль/кг * 4,991 кг = 107,3 моль Хорошо, теперь разберемся с концентратом антифриза. масса концентрата антифриза = [u]* молекулярную массу этиленгликоля Этиленгликоль (МЭГ). Формула: HO-CH2-CH2-OH. Молекулярная масса: 62,07 Но, есть нюанс, на самом деле МЭГ содержит 0,2% воды, и концентрат содержит воду, мало но содержит. Молекулярная масса воды: 18. концентрат, с учетом МЭГ, содержит ~ 3,0 массовых % МЭГ 62,07 97,0 % H2O 17,97 3,0 % =((62,07*97,0)+(17,97*3,0))/100=60,75 (тут есть погрешность связанная с пакетом присадок, но ей придется пренебречь) = 107,3 моль * 60,75 г / моль = 6519 г или = 6,52 кг Теперь, когда известна масса антифриза, мы можем вычислить массовый % смеси: масс% = ((масса концентрата) / (масса концентрата + масса воды)) * 100% = (6,52 кг / (6,52 кг + 4,991 кг))*100% = 56,6 % = 57 % Плотность концентрата = 1,112 г/мл, вычислим объем, требуемый для выхода на температуру кристаллизации в "минус 40 оС" объем концентрата = (масса концентрата) * (плотность концентрата) = (6519 г) / (1,112 г/мл) = 5862 мл = 5,86 л концентрата Теперь вычислим правильный объемный % смеси: Объемный % концентрата = (объем концентрата) / (объем концентрата + объем воды) * 100% = (5,87 л) / (5,86 л + 5,0 л) * 100% = 54,1 % = 54 % Таким образом, если у вас есть 5 литров воды, и вы хотите ее превратить в 10 литровую смесь с концентратом антифриза, которая будет гарантировано работать при -40 оС, вам потребуется Взвесить : 5,7 кг концентрата и 4,3 кг воды, или Отмерять : 5,4 литра концентрата и 4,6 литра воды, а вовсе не 5 + 5 литров или "50 : 50" --- То же для -37 [u] = [T]/ [K] = ABS(-37 C) / (1.86 градус*кг/моль) = 19,9 моль/кг 5,0 л H2O = 4,991 кг H2O (т.к. плотность воды при 20°С = 0,9982 г/мл) = [u] * массу H2O = 19,9 моль/кг * 4,991 кг = 99,3 моль = 99,3 моль * 60,75 г / моль = 6032 г или = 6,03 кг масс% = ((масса концентрата) / (масса концентрата + масса воды)) * 100% = (6,03 кг / (6,03 кг + 4,991 кг))*100% = 54,7 % = 55 % = (масса концентрата) * (плотность концентрата) = (6032 г) / (1,112 г/мл) = 5424 мл = 5,42 л концентрата Объемный % концентрата = ((5,42 л) / (5,42 л + 5,0 л)) * 100% = 52,0 % Таким образом, если у вас есть 5 литров воды, и вы хотите ее превратить в 10 литровую смесь с концентратом антифриза, которая будет гарантировано работать при -37 оС, вам потребуется Взвесить : 5,5 кг концентрата и 4,5 кг воды, или Отмерять : 5,2 литра концентрата и 4,8 литра воды, а вовсе не 5 + 5 литров или "50 : 50" На практике – пользователь не ощущает разницы между 50:50 и например 52:48, по простой причине: смесь концентрата и воды, не застывает в прямом смысле слова, а образует кашицу – которая безопасна для системы (не расширяется как вода, не превращается в твердое тело), и быстро возвращается в жидкое состояние при минимальном прогреве автомобиля. еще раз уясните - есть разные методы определения низкотемпературных свойств №1 - Температура начала кристаллизации, кроме России никого особо не интересует. Это та температура которая фиксируется как «помутнение - как признак начала кристаллизации». Обывательски говоря – первые зародыши кристаллов. Возьмем = минус 37°С (5,5 кг концентрата + 4,5 кг воды, или 5,2 литра концентрата + 4,8 литра воды) №2 - Температура кристаллизации ("Freezing point"), стандартный метод определения за рубежом - в охлаждающей жидкости явно появляются первые кристаллы. Эта температура (согласно лабораторной практике) уже будет = |минус 37°С|+|минус 2°С| = минус 39°С №3 - Температура потери текучести ("Pour point", суть понятна из названия) = при таких вводных будет (примерно) = минус 48,9°С Температура защиты от замерзания («Frost protection») – популярная за рубежом, и понятная пользователю автомобиля (успокаивает и не грузит формулами) = (Температура начала кристаллизации + Pour point) / 2 = (|минус 37°С|+|минус 48,9°С|)/2 = минус 43°С Ради интереса, посчитаю на "минус 40" – отдам дань традиции ГОСТ 28084 – 1989 года, который вбил нам в голову что истинные антифризы должны быть "минус 40"… Температура начала кристаллизации = минус 40°С Расчетное значение "Pour point" будет = минус 53,2°С Ну и расчет "Freezing protection" даст = минус 46,6°С Разница заводить машину в -43, или в -46,6 уже не так ощущается (особые случаи сейчас не рассматриваем), при таких температурах беспокоить будут другие вещи, не связанные с антифризом. |
Скрывайте под СUT большой текст |
цитата: |
These coolants are recommended when price considerations take priority but to get a higher performance,Havoline XLC, Havoline XLC-PG or Havoline XLI is preferred |