КАК РОЖДАЮТСЯ АВТОМОБИЛИ: 6 ШАГОВ ОТ КОНЦЕПТА К КОНВЕЙРУ http://www.mhealth.ru/Жизнь машины до начала ее продаж куда интереснее, чем после. Тут и примерки разных кузовов, и испытания по всему миру, и всеобщее внимание (будь то первое появление в камуфляже или премьера на автосалоне). Рассмотрим подробнее, чем еще выстлана дорога, ведущая к потребителю.
Концепт-кар Ford S-Max
Концепт-кар Ford S-Max
20 ЛЕТ ДО ПРЕМЬЕРЫФутурологи автоконцернов все время работают над прогнозированием того, как изменятся вкусы покупателей в ближайшие 15–20 лет. «Есть 5 сфер, которые меняют рынок: экономика, политика, экология, социальные явления и технологии, — говорит менеджер по глобальным трендам и прогнозированию Ford Motor Company Шерил Коннели в интервью Men's Health. — Например, сейчас понятно, что покупатель будет стареть: в ближайшем будущем число людей, которым больше 65 лет, в мире вырастет с 7 до 16%. Это заставляет нас учитывать особенности водителей будущего: замедление реакции, ухудшение зрения, ограниченную подвижность. Но сделать машину для стариков мы не можем — ее никто не купит. Так что мы просто вводим все больше электроники, страхующей на дороге, она одинаково полезна и неопытному 17-летнему водителю, и его 70-летнему собрату. Еще один тренд — рост населения: к 2050 году нас может стать уже 9–10, а то и 11 миллиардов. Чтобы все эти люди не встали в одну большую пробку, потребуются системы связи между машинами, синхронизирующие их действия». Исходя из этих и других данных, автоконцерны решают, в какие разработки вкладывать деньги. Самые интересные из них порой можно увидеть на концепт-карах.
ЦЕНА: примерно 20% цены новой машины — инвестиции в исследования и перспективные разработки автоконцерна, которые нужны для создания будущих моделей.
Концепт-кар Ford S-Max (см. фото выше) способен измерять пульс и уровень сахара в крови прямо через сиденье. А его «умный ключ» Mykey предлагается выдавать тому члену семьи, в чьих водительских способностях уверены меньше всего: он ограничит максимальную скорость, не даст ехать не пристегнувшись и включать радио слишком громко.
Концепт-кар Ford S-Max
На испытательном полигоне Ford мы поездили на опытных образцах машин с системами безопасности будущего. Они предупреждают друг друга об опасности (приходят сообщения о ремонте дороги, о корове у обочины), а на скорости от 40 до 140 км/ч сами объезжают неожиданные препятствия и возвращаются на свою полосу.
Концепт-кар BMW Gina
Концепт-кар BMW Gina показал, что кузов автомобиля может быть не только металлическим, пластиковым или карбоновым, но и тканевым. Gina морщилась, открывала и закрывала «глаза», ну а то, как распахивался ее капот, заставляло иных барышень смущенно краснеть.
10 ЛЕТ ДО ПРЕМЬЕРЫНа автосалоне показывают дикий концепт-кар, который явно никогда не пойдет в серию. Зачем он нужен? Так дизайнеры разрабатывают т.н. язык дизайна марки — стиль будущих моделей, который позволит узнавать производителя, даже не видя эмблему.
ЦЕНА: постройка концепт-кара обходится в $1–10 млн, в зависимости от того, насколько сложный это проект и должна ли машина ездить.
Buick Y-Job 1938 года
Первым концепт-каром в истории стал Buick Y-Job 1938 года. Так что в этом году мы можем отмечать его 85-й день рождения.
Создание нового мотора
Для создания нового мотора требуется примерно 2 года, и это еще не так много. До того как появились современные испытательные стенды, агрегаты обкатывались исключительно на машинах, и процесс доводки занимал около четырех лет. Цена таких разработок — десятки и сотни миллионов евро, не удивительно, что компании стараются разделить эту ношу: Citroen, например, использует моторы, созданные в партнерстве с BMW.
Mazda решила освежить свой стиль
5-6 ЛЕТ ДО ПРЕМЬЕРЫМаркетологи определили класс будущего автомобиля, его покупателя, количество мест в салоне и прочие детали. Дизайнеры приступают к разработке детального портрета машины. «Над проектом одновременно могут трудиться 2-3 команды из разных стран, — комментирует вице-президент Европейского дизайн-центра Nissan Виктор Насиф. — У нас есть студии в Сан-Диего, Лондоне, Пекине и Японии». Уже через несколько месяцев после первого эскиза три наиболее удачных варианта будут сделаны из промышленного пластилина в масштабе 1:4. «Пластилин позволяет лучше чувствовать автомобиль — в этом есть что-то от работы скульптора», — делится опытом Насиф. Следующий шаг — выбрать тот вариант, который станет основным, и сделать из него уже полноразмерную модель.
Отдельно идет работа над салоном будущей машины и бортовой электроникой. Чтобы проверить эргономику, интерьер будут строить в полную величину, а также тестировать на специальных симуляторах: в комнате виртуальной реальности салон будущей машины проецируется вокруг испытателей. В это же время принимаются решения, какие из уже имеющихся у производителя деталей подойдут новой машине, а какие придется разрабатывать специально.
ЦЕНА: одна модель из промышленного пластилина обходится в $30–100 000.
Mazda Nagare
В середине нулевых Mazda решила освежить свой стиль. Редкий автосалон обходился без диковинного концепт-кара с труднопроизносимым названием. В 2006 году мы познакомились с Nagare и узнали не только то, что по-японски это значит «поток», но и то, как, по мнению дизайнера Лоуренса ван ден Акера, будет выглядеть Mazda в 2020-м. Потом были Ryuga («величественное течение» — а чего мелочиться?!), Hakaze («лист на ветру»), Taiki («атмосфера»), Kabura («звук летящей стрелы»), Furai («вой ветра»). И вот сейчас на дворе 2013 год, но в серийных Mazda 6 и Mazda 3 уже узнаются линии и пропорции тех концептов.
2-3 ГОДА ДО ПРЕМЬЕРЫОкончательно утверждается и, как правило, становится заметно скучнее дизайн машины. Его сильно ограничивают требования безопасности и аэродинамики. Особенно сложно, если автомобиль будет продаваться по всему миру и должен отвечать регламентам всех стран.
Пока дизайнеры пытаются совместить несовместимое, инженеры начинают ходовые испытания. «Так как сборочная линия для новой модели еще не готова, тестовые машины собирают по старинке, вручную, — говорит Пим ван дер Ягт, исполнительный технический руководитель подразделения исследований и передовых разработок Ford. — Их количество зависит от того, сколько вариантов моторов и коробок передач планируется продавать, ведь каждой тест-группе нужно иметь все сочетания. В общей сложности машины проедут от 10 до 40 млн километров в разных дорожных и погодных условиях. Отдельно тестируется кузов — его, например, специально царапают и оставляют на много часов в комнате с влажностью 85%.»
Цена: расходы на производство одного предпродажного прототипа массового автомобиля могут доходить до $250 000.
Больше всего требований предъявляется к передней части машины
Больше всего требований предъявляется к передней части машины, которой предстоит и воздух разрезать, и удары встречать (если не повезет). Именно поэтому автодизайнеры, как правило, предпочитают смотреть на свои машины сзади — в работе над этой частью им дают больше свободы. В своих интервью нам это подтвердили и бывший шеф-дизайнер Mini Герт Хильдебранд, и руководитель дизайн-группы Audi Вольфганг Эггер, и шеф-дизайнер Jaguar Джайлс Тейлор.
Ford Transit
«Хуже всего нам пришлось при работе над новым Ford Transit, у которого 56 разных версий, и каждую нужно было предоставить группам в Швеции для зимних тестов, в Испании для летних, на Монблане, где мы испытываем тормоза, а также тем, кто настраивает подвеску, шумоизоляцию, динамику...» — Пим ван дер Ягт.
«Автомобиль — самый сложный в производстве продукт, ведь ничто другое не совмещает сразу столько функций: он едет, но должен быть готов к аварии, в нем нужны печки, кондиционеры, музыка, складывающийся диван, багажник... Это как проектировать 600 разных вещей сразу». — Виктор Насиф.
1-2 ГОДА ДО ПРЕМЬЕРЫЗаводы готовят к сборке новой модели, а саму машину — к сертификации. «После создания Евросоюза стало проще: не нужно проходить эти формальности в каждой стране, — достаточно одного документа на всю Европу», — говорит Пим ван дер Ягт. Правда, различия между американскими и европейскими требованиями никуда не делись. Например, в США можно делать машины, способные самостоятельно переключаться из режима Parking в режим Drive, а в Европе — нет, что мешает развитию систем автопарковки.
За полтора года до начала производства машины наступает FDJ (final day judgment — «день страшного суда») — тот день, после которого официально запрещено уже что-то менять. Но это официально, на самом деле бывает, что изменения вносятся даже в ту модель, которая уже на конвейере.
Цена: сертификация новой модели автомобиля в одной стране или группе стран (вроде ЕС) — $250 000.
Краш-тест
Чтобы начать продавать машину в Америке, нужно провести порядка пятидесяти краш-тестов. Сопоставимое число машин разобьют по дороге на европейский и азиатские рынки.
Автомобили: от конвейера к потребителю
«На новом Focus мы перейдем на другую сталь, что потребует переоборудования всех семи заводов, где собирают эту модель». — Пим ван дер Ягт.
17 500 виртуальных и 150 настоящих краш-тестов прошло текущее поколение Mercedes E-Сlass до начала продаж.
ДЕНЬ ПРЕМЬЕРЫПод шум толпы машину впервые показывают на автосалоне. Она появляется на обложках журналов, в передачах на телевидении. Но в это же время начинается подготовка к производству ее сменщицы. Уже сейчас разрабатывается внешность для будущего концепт-кара, а через три года этот автомобиль уже будет тестироваться.
Цена: к этому моменту затраты на разработку и создание новой машины достигнут минимум $1 млрд. Высчитать, сколько стоит один собранный экземпляр машины (тот самый, который купишь ты), невозможно, по крайней мере, автопроизводители на эту тему говорить не хотят. Впрочем, по слухам, себестоимость автомобиля — примерно 20% от его цены в автосалоне. Остальное — оплата прочих издержек компании (все тех же разработок, тестов, строительства новых заводов).
Maybach Exelero
Логичный вопрос: что бывает с концептами, после того как их турне по автосалонам подошло к концу? Вот два примера развития событий. Упомянутый выше Mazda Furai был не только шоу-каром, но и полноценным гоночным автомобилем с 450-сильным роторным мотором. Почему мы говорим о нем в прошедшем времени? Да потому, что ездил Furai до тех пор, пока его не угробили во время теста журналисты Top Gear. Произошло это еще в 2008 году, но признались в убийстве Кларксон и компания только в 2013-м. Второй пример судьбы концепт-кара — Maybach Exelero 2005 года. Это купе, пожалуй, самый вычурный Maybach на свете. Он растянулся почти на 6 метров в длину, причем большую часть этого пространства занимают бак на 110 литров и 6-литровый V12 с двумя турбинами. В 2011 году Exelero нашел того, кто по достоинству оценил его блеск. Машину за $8 000 000 купил рэпер Бердмен.
Премьера Skoda Rapid на автосалоне во Франкфурте
«Когда дизайнера приглашают на премьеру его машины, то для всех вокруг автомобиль новый, а для него — это давно пройденный этап, ведь работа над проектом для дизайнера закончилась два года назад, и ему машина кажется уже старой. Поэтому иногда приходится себя одергивать: нам хочется сделать что-то более инновационное, но покупатели еще не готовы». — Эрнесто Рупар, менеджер по дизайну экстерьера Ford.
Проверки на дорогах Как бы ни был прекрасен автомобиль, у него есть всего 4 точки касания с дорогой, и от качества этого касания зависит почти все. Короче, мы не могли не изучить еще и процесс создания новых шин.
В шинной индустрии от идеи до ее физического воплощения проходит в среднем четыре года. Сначала устанавливают рабочие характеристики, которых необходимо достичь. Потом выбирают технологии, которые сделают это возможным, и разрабатывают концепт шины. А затем начинается самое интересное — испытания.
Раньше их проводили на открытом воздухе с участием гонщиков, но там погода и человеческий фактор слишком сильно влияли на процесс, поэтому теперь шины испытывают роботы в специальных закрытых лабораториях.
Первой в мире такой полигон построила компания Continental — под Ганновером год назад заработал центр AIBA («Автоматизированный всепогодный центр диагностики тормозных свойств шин»). Снаружи это просто ангар размером 300 на 30 м, но внутри у него — кусок дороги, на котором можно моделировать любые погодные условия. Выставляешь требуемые температуру и влажность и можешь быть уверен, что они не изменятся к вечеру. Можно сымитировать дождь или зиму (есть отдельное помещение с ледяной трассой).
По двухполосной трассе в ангаре автомобили, обутые в испытываемую резину, возит специальная «каретка». Она подцепляет их, оттаскивает к месту старта и разгоняет до нужной скорости, а вот тормозит машина сама: после разгона пневматический механизм бьет по педали тормоза, резина визжит, приборы снимают показания, а в это время к старту уже готов второй автомобиль. Покрытие в месте торможения — сменное, в арсенале — 100-метровые куски трассы с таким и сяким асфальтом. За час техника делает 15 торможений, работать система может круглосуточно. За год AIBA способен провести до 100 000 тестов, причем управляет всем процессом один человек. И все для того, чтобы ты успел остановиться перед очередным бараном на дороге.