вот, почитай-ка
Скрытый текст
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 5
УТИЛИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ: СПОРНЫЕ МОМЕНТЫ
При эксплуатации автомобиля, каким бы долговечным он ни был, однажды наступает момент, когда ремонтировать его уже невыгодно, а продавать поздно. В таком случае организации-владельцу ничего не остается, как снять его с учета и попробовать продать хотя бы запасные части. То, что уже не продается, можно сдать в металлолом или утилизировать, что более перспективно и соответствует реалиям времени. С чем же может столкнуться владелец автомобиля, решивший его утилизировать? Давайте разберемся.
Что подразумевается под термином "утилизация"?
Приходится констатировать, что в настоящий момент в нормативных актах нет четкого определения утилизации автомобилей, поэтому транспортным компаниям приходится довольствоваться общим понятием утилизации. Это работы по обеспечению ресурсосбережения, при которых осуществляются переработка и/или вторичное использование отслуживших установленный срок и/или отбракованных изделий, материалов, упаковки и т.п., а также отходов (п. 5.25 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52104-2003 "Ресурсосбережение. Термины и определения" <1>). Вполне понятное и доступное определение есть в Экономическом словаре: утилизация (от лат. utilis - полезный) - использование ресурсов, не находящих прямого применения по назначению, вторичных ресурсов, отходов производства и потребления.
---
<1> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 03.07.2003 N 235-ст.
На основе приведенных определений общего характера можно сформулировать, что представляет собой утилизация автомобилей. Это переработка отслуживших свой срок автомобилей. Сама процедура включает несколько этапов, начиная со сбора таких автомобилей и выдачи их владельцам сертификата об утилизации, сливом всех эксплуатационных жидкостей, демонтажом экологически опасных компонентов (их перечень установлен директивами ЕС), а также комплектующих, которые можно использовать для продажи как запасные части, и заканчивая передачей "остатков" разобранного автомобиля на шредерную установку для переработки металлолома. Перечисленные этапы уже детально отработаны за рубежом, у нас программа утилизации автомобилей пока проходит "обкатку", но от этого данная процедура не становится менее востребованной, ведь с каждым годом количество отслуживших свой срок автомобилей, которые нужно утилизировать, только возрастает. Поэтому рано или поздно программа утилизации должна эффективно заработать и в России. Недаром совершенствование законодательства и создание системы утилизации автотранспортных средств являются одними из задач Стратегии развития автомобильной промышленности на период до 2020 года <2>.
---
<2> Утверждена Приказом Минпромторга России от 23.04.2010 N 319.
Снятие с регистрационного учета
В Правилах регистрации автомототранспортных средств <3> сказано, что лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять их с регистрационного учета в случае изменения места регистрации, истечения срока временной регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо прекращения на них права собственности. При снятии с регистрационного учета автомобилей в случаях их утилизации сдаются регистрационные документы, регистрационные знаки и ПТС. Если исходить из формулировок Правил регистрации автомототранспортных средств, можно предположить, что по отношению к операции снятия с учета утилизация является уже свершившимся фактом. То есть ее можно провести раньше, чем сдать регистрационные документы, знаки и ПТС. Кроме того, при снятии с учета собственники транспортных средств представляют Свидетельство об утилизации вышедшего из эксплуатации транспортного средства <4> (Письмо МВД России от 27.02.2010 N 13/5-430). Копии таких свидетельств с отметками Госавтоинспекции приобщаются к материалам, послужившим основанием для совершения регистрационных действий.
---
<3> Утверждены Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001.
<4> Утверждено Приказом Минпромторга России от 14.01.2010 N 10.
В случае утилизации автомобиль по понятным причинам уже не осматривается инспекторами, а снимается на основании представленных документов и сведений заявителя, который предупреждается об ответственности за представление недостоверной информации (п. 40 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним). Возможен и другой вариант, когда автомобиль сначала снимается с учета, а затем отправляется на утилизацию. Но здесь есть свои трудности, главная из которых заключается в том, что незарегистрированное транспортное средство не допускается к участию в дорожном движении и не может формально прибыть своим ходом на пункт утилизации, только если его доставят на допущенном к участию в дорожном движении транспорте. Подобные расходы на доставку автомобиля к месту утилизации навряд ли будут экономически обоснованными, поэтому все-таки следует начинать именно с утилизации, после чего автомобиль снимается с регистрационного учета.
Утилизация и транспортный налог
В гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ нет специальных норм, связанных с утилизацией автомобиля, но она содержит положение о том, что объектом налогообложения являются зарегистрированные транспортные средства. Очевидно, чтобы не платить налог, автомобиль нужно снять с регистрационного учета и не затягивать с этим после его утилизации. В противном случае налоговики могут доначислить налог на не снятое с учета транспортное средство. Но даже в таком случае у нерасторопного владельца автомобиля есть шансы оспорить претензии контролирующих органов.
В качестве примера приведем Постановление ФАС ВВО от 27.05.2010 N А38-2593/2009. Налоговики пытались доначислить транспортный налог более чем с двух десятков автомобилей, с которых штрафные санкции составили бы немалую сумму. Согласитесь, налогоплательщику было за что побороться, в том числе и в судебном порядке.
Суд установил, что спорные транспортные средства фактически не существуют и не участвуют в дорожном движении, в связи с чем пришел к выводу, что сама по себе регистрация транспортных средств в органах ГИБДД при отсутствии у налогоплательщика объекта налогообложения не является основанием для начисления транспортного налога. Дело в том, что спорные автомобили в проверяемый период не использовались как транспортные средства в связи с их утилизацией, значит, они не могли являться объектами налогообложения. В итоге доначисление транспортного налога на списанные, но не снятые с регистрационного учета автотранспортные средства без учета фактических обстоятельств суд признал необоснованным, что и следовало ожидать.
Налог на прибыль у заказчика и подрядчика
Об учете в целях исчисления налога на прибыль доходов и расходов при проведении утилизации автотранспортных средств высказалось финансовое ведомство в Письме от 08.06.2010 N 03-03-06/1/392. Прежде всего чиновники предлагают разобраться с термином "утилизация", на котором мы заостряли внимание в начале статьи. Суть в том, что работы по обеспечению ресурсосбережения, являющегося целью утилизации, необходимы, что дает право рассматривать связанные с этой операцией доходы и расходы как экономически обоснованные и учитываемые при налогообложении прибыли.
В частности, стоимость материалов, полученных в результате проведения утилизации, подлежит включению в состав внереализационных доходов. Такой вывод основан на положениях ст. 250 НК РФ, в силу которой внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ, при этом перечень внереализационных доходов не исчерпан. Значит, к ним можно отнести все то, что не поименовано в необлагаемых доходах (ст. 251 НК РФ).
Перейдем к расходам. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества и на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ (стоимость демонтированных узлов и агрегатов). Но это еще не все. В силу п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации имущества и (или) имущественных прав, поименованных в названной статье, налогоплательщик также вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с данной реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.
В заключение Минфин резюмирует. Если право собственности на лом черных и цветных металлов, полученных в результате утилизации, остается у подрядчика, проводящего эту процедуру, то учет доходов и расходов производится в описанном порядке. Таким образом, можно предположить, что все сказанное относится (внимание!) к подрядчику, а не к владельцу автомобиля, сдавшего его на утилизацию. Подрядчик же может отразить стоимость материалов, полученных в результате проведения утилизации, в составе внереализационных доходов, но не вправе включить их в состав внереализационных расходов. Объясняется это тем, что расходы на создание и приобретение данного актива (лома черных и цветных металлов, полученных в результате утилизации) у него отсутствуют, поэтому доходы от реализации такого актива в целях налогового учета могут быть уменьшены только на расходы, непосредственно связанные с реализацией названного имущества (хранение, обслуживание, транспортировку).
Транспортной компании, сдавшей автомобиль на утилизацию, показывать в составе внереализационных доходов стоимость запасных частей нет смысла, так как они уже не принадлежат ей, равно как и сданный на утилизацию автомобиль. Ей достаточно отразить доходы (расходы), возникающие из условий договора, заключенного на утилизацию автомобиля. Кроме того, организация вправе учесть во внереализационных расходах расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств (демонтаж, доставку), включая суммы недоначисленной по ним амортизации (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). В бухгалтерском учете такие затраты относятся к прочим расходам и списываются в текущем периоде (п. 31 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"). Мы не будем говорить о порядке списания транспортных средств в бухгалтерском и налоговом учете, это тема отдельной статьи. Уделим внимание только проблемам утилизации, которые были бы не полностью раскрыты, если бы мы не упомянули физлиц, приобретающих новые автомобили в обмен на старые по программе утилизации отечественных подержанных автомобилей.
О налоге для физлиц при утилизации
Вопрос об обложении НДФЛ суммы скидки при покупке нового автомобиля в размере 50 тыс. руб., оплачиваемой из средств федерального бюджета, физическим лицам, сдавшим на утилизацию вышедший из эксплуатации автомобиль, рассмотрен в Письме Минфина России от 29.04.2010 N 03-04-05/1-230. Поименованные суммы включены в перечень необлагаемых выплат в пользу физических лиц Федеральным законом от 05.04.2010 N 41-ФЗ. Согласно п. 37.1 ст. 217 НК РФ, введенному данным Законом, освобождение от таких выплат распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.
В итоге, как отмечает Минфин, не подлежит обложению НДФЛ сумма скидки при покупке нового автомобиля в размере 50 тыс. руб., оплачиваемая из средств федерального бюджета, физическим лицам, сдавшим на утилизацию в рамках эксперимента вышедший из эксплуатации автомобиль, полная масса которого не превышает 3,5 тонны и возраст которого составляет более 10 лет.
От себя добавим, что при невыполнении указанных условий сданный автомобиль не подпадает под программу утилизации старых автомобилей для покупки новых. Вместо сертификата владелец утилизированного автомобиля может получить живые деньги. Подобную возмездную утилизацию можно рассмотреть как некую операцию по продаже имущества, принадлежащего налогоплательщику, что дает налоговому агенту и физическому лицу право не облагать данные доходы НДФЛ на основании п. 17.1 ст. 217 НК РФ. При этом представлять налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в налоговые органы не требуется. Если доход от утилизации автомобиля был получен до 01.01.2010, налогоплательщик имеет право на имущественный налоговой вычет в сумме полученных доходов (пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ). В таком случае налогоплательщику придется задекларировать в налоговой инспекции полученный доход. Напоминаем, в обоих случаях налоговых обязательств можно избежать при условии, что сданный на утилизацию автомобиль находился на праве собственности у его владельца более трех лет.
* * *
Итак, в утилизации автомобилей есть свои правовые, бухгалтерские и налоговые нюансы. Бухгалтеру транспортной компании следует быть в курсе изменений в законодательстве, касающихся данной темы, чтобы не испытывать затруднений и не терять времени на эту специфичную для перевозчиков операцию.
С.Н.Гордеева
Эксперт журнала
"Транспортные услуги:
бухгалтерский учет
и налогообложение"
Подписано в печать
20.08.2010
УТИЛИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ: СПОРНЫЕ МОМЕНТЫ
При эксплуатации автомобиля, каким бы долговечным он ни был, однажды наступает момент, когда ремонтировать его уже невыгодно, а продавать поздно. В таком случае организации-владельцу ничего не остается, как снять его с учета и попробовать продать хотя бы запасные части. То, что уже не продается, можно сдать в металлолом или утилизировать, что более перспективно и соответствует реалиям времени. С чем же может столкнуться владелец автомобиля, решивший его утилизировать? Давайте разберемся.
Что подразумевается под термином "утилизация"?
Приходится констатировать, что в настоящий момент в нормативных актах нет четкого определения утилизации автомобилей, поэтому транспортным компаниям приходится довольствоваться общим понятием утилизации. Это работы по обеспечению ресурсосбережения, при которых осуществляются переработка и/или вторичное использование отслуживших установленный срок и/или отбракованных изделий, материалов, упаковки и т.п., а также отходов (п. 5.25 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52104-2003 "Ресурсосбережение. Термины и определения" <1>). Вполне понятное и доступное определение есть в Экономическом словаре: утилизация (от лат. utilis - полезный) - использование ресурсов, не находящих прямого применения по назначению, вторичных ресурсов, отходов производства и потребления.
---
<1> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 03.07.2003 N 235-ст.
На основе приведенных определений общего характера можно сформулировать, что представляет собой утилизация автомобилей. Это переработка отслуживших свой срок автомобилей. Сама процедура включает несколько этапов, начиная со сбора таких автомобилей и выдачи их владельцам сертификата об утилизации, сливом всех эксплуатационных жидкостей, демонтажом экологически опасных компонентов (их перечень установлен директивами ЕС), а также комплектующих, которые можно использовать для продажи как запасные части, и заканчивая передачей "остатков" разобранного автомобиля на шредерную установку для переработки металлолома. Перечисленные этапы уже детально отработаны за рубежом, у нас программа утилизации автомобилей пока проходит "обкатку", но от этого данная процедура не становится менее востребованной, ведь с каждым годом количество отслуживших свой срок автомобилей, которые нужно утилизировать, только возрастает. Поэтому рано или поздно программа утилизации должна эффективно заработать и в России. Недаром совершенствование законодательства и создание системы утилизации автотранспортных средств являются одними из задач Стратегии развития автомобильной промышленности на период до 2020 года <2>.
---
<2> Утверждена Приказом Минпромторга России от 23.04.2010 N 319.
Снятие с регистрационного учета
В Правилах регистрации автомототранспортных средств <3> сказано, что лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять их с регистрационного учета в случае изменения места регистрации, истечения срока временной регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо прекращения на них права собственности. При снятии с регистрационного учета автомобилей в случаях их утилизации сдаются регистрационные документы, регистрационные знаки и ПТС. Если исходить из формулировок Правил регистрации автомототранспортных средств, можно предположить, что по отношению к операции снятия с учета утилизация является уже свершившимся фактом. То есть ее можно провести раньше, чем сдать регистрационные документы, знаки и ПТС. Кроме того, при снятии с учета собственники транспортных средств представляют Свидетельство об утилизации вышедшего из эксплуатации транспортного средства <4> (Письмо МВД России от 27.02.2010 N 13/5-430). Копии таких свидетельств с отметками Госавтоинспекции приобщаются к материалам, послужившим основанием для совершения регистрационных действий.
---
<3> Утверждены Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001.
<4> Утверждено Приказом Минпромторга России от 14.01.2010 N 10.
В случае утилизации автомобиль по понятным причинам уже не осматривается инспекторами, а снимается на основании представленных документов и сведений заявителя, который предупреждается об ответственности за представление недостоверной информации (п. 40 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним). Возможен и другой вариант, когда автомобиль сначала снимается с учета, а затем отправляется на утилизацию. Но здесь есть свои трудности, главная из которых заключается в том, что незарегистрированное транспортное средство не допускается к участию в дорожном движении и не может формально прибыть своим ходом на пункт утилизации, только если его доставят на допущенном к участию в дорожном движении транспорте. Подобные расходы на доставку автомобиля к месту утилизации навряд ли будут экономически обоснованными, поэтому все-таки следует начинать именно с утилизации, после чего автомобиль снимается с регистрационного учета.
Утилизация и транспортный налог
В гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ нет специальных норм, связанных с утилизацией автомобиля, но она содержит положение о том, что объектом налогообложения являются зарегистрированные транспортные средства. Очевидно, чтобы не платить налог, автомобиль нужно снять с регистрационного учета и не затягивать с этим после его утилизации. В противном случае налоговики могут доначислить налог на не снятое с учета транспортное средство. Но даже в таком случае у нерасторопного владельца автомобиля есть шансы оспорить претензии контролирующих органов.
В качестве примера приведем Постановление ФАС ВВО от 27.05.2010 N А38-2593/2009. Налоговики пытались доначислить транспортный налог более чем с двух десятков автомобилей, с которых штрафные санкции составили бы немалую сумму. Согласитесь, налогоплательщику было за что побороться, в том числе и в судебном порядке.
Суд установил, что спорные транспортные средства фактически не существуют и не участвуют в дорожном движении, в связи с чем пришел к выводу, что сама по себе регистрация транспортных средств в органах ГИБДД при отсутствии у налогоплательщика объекта налогообложения не является основанием для начисления транспортного налога. Дело в том, что спорные автомобили в проверяемый период не использовались как транспортные средства в связи с их утилизацией, значит, они не могли являться объектами налогообложения. В итоге доначисление транспортного налога на списанные, но не снятые с регистрационного учета автотранспортные средства без учета фактических обстоятельств суд признал необоснованным, что и следовало ожидать.
Налог на прибыль у заказчика и подрядчика
Об учете в целях исчисления налога на прибыль доходов и расходов при проведении утилизации автотранспортных средств высказалось финансовое ведомство в Письме от 08.06.2010 N 03-03-06/1/392. Прежде всего чиновники предлагают разобраться с термином "утилизация", на котором мы заостряли внимание в начале статьи. Суть в том, что работы по обеспечению ресурсосбережения, являющегося целью утилизации, необходимы, что дает право рассматривать связанные с этой операцией доходы и расходы как экономически обоснованные и учитываемые при налогообложении прибыли.
В частности, стоимость материалов, полученных в результате проведения утилизации, подлежит включению в состав внереализационных доходов. Такой вывод основан на положениях ст. 250 НК РФ, в силу которой внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ, при этом перечень внереализационных доходов не исчерпан. Значит, к ним можно отнести все то, что не поименовано в необлагаемых доходах (ст. 251 НК РФ).
Перейдем к расходам. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества и на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ (стоимость демонтированных узлов и агрегатов). Но это еще не все. В силу п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации имущества и (или) имущественных прав, поименованных в названной статье, налогоплательщик также вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с данной реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.
В заключение Минфин резюмирует. Если право собственности на лом черных и цветных металлов, полученных в результате утилизации, остается у подрядчика, проводящего эту процедуру, то учет доходов и расходов производится в описанном порядке. Таким образом, можно предположить, что все сказанное относится (внимание!) к подрядчику, а не к владельцу автомобиля, сдавшего его на утилизацию. Подрядчик же может отразить стоимость материалов, полученных в результате проведения утилизации, в составе внереализационных доходов, но не вправе включить их в состав внереализационных расходов. Объясняется это тем, что расходы на создание и приобретение данного актива (лома черных и цветных металлов, полученных в результате утилизации) у него отсутствуют, поэтому доходы от реализации такого актива в целях налогового учета могут быть уменьшены только на расходы, непосредственно связанные с реализацией названного имущества (хранение, обслуживание, транспортировку).
Транспортной компании, сдавшей автомобиль на утилизацию, показывать в составе внереализационных доходов стоимость запасных частей нет смысла, так как они уже не принадлежат ей, равно как и сданный на утилизацию автомобиль. Ей достаточно отразить доходы (расходы), возникающие из условий договора, заключенного на утилизацию автомобиля. Кроме того, организация вправе учесть во внереализационных расходах расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств (демонтаж, доставку), включая суммы недоначисленной по ним амортизации (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). В бухгалтерском учете такие затраты относятся к прочим расходам и списываются в текущем периоде (п. 31 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"). Мы не будем говорить о порядке списания транспортных средств в бухгалтерском и налоговом учете, это тема отдельной статьи. Уделим внимание только проблемам утилизации, которые были бы не полностью раскрыты, если бы мы не упомянули физлиц, приобретающих новые автомобили в обмен на старые по программе утилизации отечественных подержанных автомобилей.
О налоге для физлиц при утилизации
Вопрос об обложении НДФЛ суммы скидки при покупке нового автомобиля в размере 50 тыс. руб., оплачиваемой из средств федерального бюджета, физическим лицам, сдавшим на утилизацию вышедший из эксплуатации автомобиль, рассмотрен в Письме Минфина России от 29.04.2010 N 03-04-05/1-230. Поименованные суммы включены в перечень необлагаемых выплат в пользу физических лиц Федеральным законом от 05.04.2010 N 41-ФЗ. Согласно п. 37.1 ст. 217 НК РФ, введенному данным Законом, освобождение от таких выплат распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.
В итоге, как отмечает Минфин, не подлежит обложению НДФЛ сумма скидки при покупке нового автомобиля в размере 50 тыс. руб., оплачиваемая из средств федерального бюджета, физическим лицам, сдавшим на утилизацию в рамках эксперимента вышедший из эксплуатации автомобиль, полная масса которого не превышает 3,5 тонны и возраст которого составляет более 10 лет.
От себя добавим, что при невыполнении указанных условий сданный автомобиль не подпадает под программу утилизации старых автомобилей для покупки новых. Вместо сертификата владелец утилизированного автомобиля может получить живые деньги. Подобную возмездную утилизацию можно рассмотреть как некую операцию по продаже имущества, принадлежащего налогоплательщику, что дает налоговому агенту и физическому лицу право не облагать данные доходы НДФЛ на основании п. 17.1 ст. 217 НК РФ. При этом представлять налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в налоговые органы не требуется. Если доход от утилизации автомобиля был получен до 01.01.2010, налогоплательщик имеет право на имущественный налоговой вычет в сумме полученных доходов (пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ). В таком случае налогоплательщику придется задекларировать в налоговой инспекции полученный доход. Напоминаем, в обоих случаях налоговых обязательств можно избежать при условии, что сданный на утилизацию автомобиль находился на праве собственности у его владельца более трех лет.
* * *
Итак, в утилизации автомобилей есть свои правовые, бухгалтерские и налоговые нюансы. Бухгалтеру транспортной компании следует быть в курсе изменений в законодательстве, касающихся данной темы, чтобы не испытывать затруднений и не терять времени на эту специфичную для перевозчиков операцию.
С.Н.Гордеева
Эксперт журнала
"Транспортные услуги:
бухгалтерский учет
и налогообложение"
Подписано в печать
20.08.2010
x