Вечерний вылет полупустым бизнес - классом в Дели. До тошноты услужливые бортпроводницы: "Разрешите, я начну сервировать ваш столик для ужина?". Дозволяю, чоуж! Но металлические столовые приборы и здоровенный ЖК - дисплей меркнут перед функцией раскладки кресла практически на 180 градусов. Вот это вещь! Я поел, посмотрел "Вики Кристина Барселона" и завалился спать до самого начала снижения самолета.
Делийский международный аэропорт встретил неслыханной чистотой и на редкость тормозными служащими. "Местный терминал? А куда вам? В Варанаси? Это вон туда, налево!", - махнул рукой первый из них. Не найдя в указанном месте искомое, я возобновил поиски. "А! Варанаси! Вам нужен другой терминал, только он не близко, 7 километров отсюда!", - напутствовал меня очередной волоокий персонаж с черными как смоль волосами.
На автобусной остановке толпилось несколько десятков индусов с огромными тюками. Судя по не оторванным багажным биркам, все они прибыли из ОАЭ. Подошел межтерминальный автобус. Пока индусы вскидывали на закорки свои тюки и шумно толкались друг с другом, я в три шага вошел в автобус и даже занял сидячее место. Через пять минут перегруженный автобус, приседая на убитые амортизаторы и завывая мотором тронулся. Материализовавшийся кондуктор - оборванец забрал у меня бумажку в 50 рупий, вернув клочок билета и 25 рупий сдачи.
Табло вылета без эмоций выдало, что рейс на Варанаси задерживается на три часа. Таким образом, мне придется проторчать в местном терминале в ожидании рейса почти 6 часов. Здесь не так все благостно, как в международном терминале: народу больше, воздуха меньше. Есть несколько точек общепита непонятного качества с ломовыми ценами, несколько бездарных киосков дюти - фри...
В тоскливом ожидании провел время.
До Варанаси лететь полтора часа - вполне терпимо. Перед отъездом я легкомысленно решил не бронировать место жительства, а заселиться с улицы. Но недели за две до вылета все же решил прошерстить отельные сайты. Через пару минут просмотра я впал в ступор: все нормальные варианты были расхватаны, оставались или совсем дохлые или на значительном удалении от Ганги, собственно того, ради чего в Варанаси и едут.
Но вот из "Shivakashi Guest House" мне написали, что у них места на желаемые мною даты имеются, а за 750 рупий меня ещё встретят в аэропорту, слава Шиве!
Аэропорт в Варанаси от города не близко - порядка 45 минут езды. После Пакистана я отдавал себе отчет, что такое Индия, поэтому виды за окном машины не привели меня в ужас: клубы пыли, разбитый асфальт, убогие лачуги вдоль дороги, коровы, свиньи, встречные и попутные автомашины, разъезжающиеся в сантиметрах друг тот друга...
На одной из улиц водитель остановил машину и передал меня в руки провожатому, поскольку к самому гесту подъехать на авто невозможно. Несколько минут мы шли по узким проходам, между домами, пока не вышли к "Shivakashi Guest House". Фух! Прибыли.
Мне дали комнату на четвертом этаже здания "колодезного" типа.
Комнатка примерно 8 квадратных метров, особо не развернешься. Двуспальная удобная жесткая кровать. Качество постельного белья удовлетворительное. По две подушки на кровати. Одно окно в комнатке, которое не открывал по причине засилья комаров. Частичный вид на Гангу.
Высокие потолки, поэтому воздуха в комнате достаточно. Пол - плитка, поэтому желательно иметь с собой тапочки или шлепанцы. Горячая вода имеется, но необходимо слить воду из крана в течение 3-5 минут. Впрочем, в такую жару горячая вода не особо и нужна. Если кто-то шумит на первом этаже - на моём четвертом все было прекрасно слышно, а шуметь начинали рано, часов в 7 утра. Очень слабое освещение - единственная лампочка - "экономка" под потолком. Читать по этой причине вечером невозможно. Управляющий гестом любезен и ненавязчив. Ладно, сойдет, все же это гестхаус в Индии, а не лакшери бутик - отель в Париже.
Расположение отличное: до центральных гхатов на Ганге ногами ровно полторы минуты.
Итак, Варанаси - (буквально «между двух рек»), один из семи священных городов Индии. Раньше город именовался Бенаресом, ещё раньше - Каши. Варанаси на 8 километров протянулся амфитеатром вдоль Ганги. Святой город. Миллионы паломников со всех концов Индии круглый год посещают его. Считается, что душа человека, умершего в Варанаси получает освобождение (мокшу) и больше не перевоплощается, покинув колесо Сансары. А отцом - основателем города является сам Шива.
Едва я спустился к Ганге, как тут же был атакован многочисленными лодочниками: "Boat, sir! Boat!". Ну, с этим успеется!
Мой гест.
Варанаси, старый город.
Жизнь и деятельность в Варанаси вращается вокруг священной реки.
"Когда придешь домой в конце пути,
Свои ладони в Гангу опусти" ... из неспетого
)
Названия у гхатов Варанаси заковыристые, например: Дашашвамедха - гхат, Трипурабхайрави - гхат и подобные, поэтому я их не старался запомнить.
Переправа на другой берег Ганги.
У центральных гхатов Варанаси околачиваются полчища хелперов всех сортов и мастей, начиная от невозможно грязных оборванцев, заканчивая вполне себе нормальными с виду персонажами: "Здравствуй, мужик! Как отдыхаешь? Хорошо? Сейчас ещё лучше будешь! Я твой друг, я говорю по-английски!", - и пошло - поехало.
Отвязаться от этой публики можно лишь одним способом - тотальным игнором, потому как любой ответ "белого сахиба" воспринимается как приглашение к продолжению диалогу. Рекорд по различным предложениям установил один тип, который брал на себя достать для меня: лодку, экскурсию, ночлег, ресторан, "красивые виды", питьевую воду, а также опиум и девочек.
14-я притча йоги гласит: "Йога - это когда тебе приятно в той или иной позе. Главная поза - лежа".
В первый же день ближе к вечеру, я оказался около гхата Маникарника. Окончить свой жизненный путь и быть кремированным в Варанаси, на берегу Священной Ганги - мечта многих индусов. Удовольствие это не для бедных людей, потому как дрова стоят дорого, а дрова из благородного сандалового дерева - очень дорого. Маникарника - один из двух гхатов, на которых кремируют тела умерших. Костры горят здесь день и ночь.
Авторы некоторых отчетов описывают процесс кремации в несколько на мой взгляд утрированно - зловещей форме. На самом деле, все происходит достаточно спокойно и буднично.
Представители низших каст (шудры) складывают дрова на манер колодезного сруба. Приносят усопшего, завернутого в белую материю с головы до ног, опускают тело в Гангу, затем кладут на "сруб" и дополнительно обкладывают дровами. Затем брахман трижды обходит с молитвой всю постройку, после чего дрова поджигаются.
Если вы стоите метрах в десяти, то ни сам процесс сгорания тела вы не увидите, ни запаха горелой человечины не услышите. Через пару часов костер догорит, и все, что осталось от процесса кремации, будет предано реке.
Да, россказни про то, что по Ганге плавают не сгоревшие человеческие останки - брехня.
Фотографировать на гхатах, где происходит кремация строго запрещено. Все путеводители предупреждают об этом. Нет, не так что бы уж совсем нельзя, но непосредственно процесс кремации - точно не стоит. Так вот, о Маникарнике...
Дровишки для будущих костров.
"Мой костер в тумане светит...". Общий план Маникарника - гхата. На заднем плане виден дым от костров.
Сделав эти два снимка, я вошел непосредственно на гхат, держа фотоаппарат на плече. Не успел я сделать и двух шагов, как ко мне подлетела некая личность и стала на повышенных тонах предлагать мне убраться по добру по здорову вместе с фотоаппаратом. "Я не произвожу фотосъемку", - спокойно сказал я, показав, что камера выключена.
Однако хранитель местных традиций потребовал незамедлительно продемонстрировать ему содержимое камеры. Это уже через чур. Я демонстративно отвернулся и попытался пойти своей дорогой. Не тут - то было! Индус проворно забежал вперед и попробовал толкнуть меня. Получилось это у него плохо - я был на голову выше и килограммов на 20 тяжелее и даже не покачнулся. Поняв, что в кулачной битве ему меня не одолеть, индус сменил тактику.
Отскочив на пару шагов, он заявил, что немедленно позвонит в полицию. Дальнейшая моя участь по его словам была незавидна: меня ожидало составление протокола, суд, тюрьма и побитие камнями. Я остановился, вытащил свой мобильный и предложил вызвать полицию прямо сейчас. "А если ты этого не сделаешь, то я сломаю тебе нос!", - пообещал я. Ей богу, достал, урод!
"Урод" испуганно заморгал и отступил ещё на шаг. После чего начал меня уверять, что в общем он против меня ничего не имеет, просто ему показалось, что я фотографирую процесс кремации. Но раз я этого не делаю, то он меня "прощает" и всего лишь за пару тысяч рупий он готов провести меня на крышу одного из зданий, откуда открываются чудесные виды на костры, и оттуда я могу снимать сколько моей душе угодно. Я отрицательно покачал головой. "Тогда дай сколько - нибудь денег на дрова! Вот хотя бы пять тысяч рупий?!".
С превеликим трудом мне удалось отвязаться от этого гада. В следующий раз мимо Маникарники я ходил спорым шагом, предварительно убрав фотоаппарат в сумку.
Подобные склады дров можно увидеть на близлежащих к Маникарнике улочках.
Рядом с Маникарникой расположен Скиндия-гхат с его опрокинутым храмом Шивы, частично поглощенным рекой, который упал в реку 150 лет назад.
Индусы - туристы на ступенях гхата.
Садху или баба (ударение на второй слог). Самые колоритные обитатели гхатов Варанаси.
Садху (баба) одеты в яркие одежды, на лбу неизменная тилака - сакральный знак, который индусы наносят на лоб или другие части тела. По тилаке на лбу верующего человека можно определить, какое из направлений индуизма он исповедует.
Очень часто садху таскают с собой небольшие металлические бидончики, в которые собирают деньги. На фото справа.
Ещё намного фото, сделанных на гхатах Варанаси в первый день после обеда.
Нищие - попрошайки в рядок.
Мужика только что побрили и подстригли. Осматривает работу брадобрея.
На первый день впечатлений было достаточно. Поужинав в ресторанчике, я отправился в свой гест.