со слезами на глазах приходилось уходить, случились скандальные побои в родном городе, где пришлось столкнуться с жестокими реалиями российского футбола и несправедливостью руководства. У многих после таких испытаний могли бы опуститься руки. Но Александр выстоял, стал только сильнее и пробил-таки себе дорогу в большой спорт. Во многом вопреки обстоятельствам, а не благодаря.
А начиналось все в Орле, где Селихов родился и вырос. Причем семья у него самая обычная: мама - продавец, папа - шофер. Словом, большое спортивное будущее вряд ли было предначертано генами и судьбой. Но мальчишку с детства тянуло к мячу и перчаткам, игра во дворе быстро сменилась занятиями в местной ДЮСШ.
- В школу “Орла” меня отвел троюродный брат буквально за руку, - вспоминал с улыбкой спустя время сам Александр. - Я было противился, но отец настоял. Он у меня ведь настоящий болельщик. Ни одного матча не пропускал! А в ворота впервые меня определили ребята со двора. Я был самым младшим среди них и с предложением постоять в “рамке” спорить не стал. Сначала, правда, рвался в поле, но затем привык и был очень даже доволен, что стал голкипером.
“ОН БЫЛ ВСЕГДА УВЕРЕН И СПОКОЕН. ПОРОЙ ДАЖЕ ЧЕРЕСЧУР”
Детская карьера бурно развивалась, и после одного из матчей за сборную Детской футбольной лиги паренька приметил “Спартак”.
- Мы проводили обычную селекционную работу, - рассказывает Буренков, трудившийся в то время в школе красно-белых. - Искали 12-летних ребят для команды 1994 года - вот и приметили Селихова. Кстати, попал он к нам вместе с Артемом Тимофеевым, который сейчас выступает за “Спартак”.
У Саши были очень хорошие данные: рост, прыгучесть, пластика. Но самое главное: отчетливо прослеживалось большое желание. А еще он был не по годам уравновешенный и спокойный. С ним эта уверенность даже злую шутку иногда играла. К примеру, на турнире в Киеве, когда мы встречались с Академией Коноплева, он пропустил очень глупый гол: провожал взглядом мяч, который еле-еле катился, а тот возьми да попади в ворота. Саша же всем своим видом показывал: все под контролем, удар идет мимо. И с ужасом потом схватился за голову. В том матче мы, кстати, из-за этого гола уступили и не смогли пройти дальше по турнирной сетке. Но спокойствие Саши все равно лично меня подкупало. А тот момент он, как вы знаете, по-прежнему вспоминает очень часто.
В школе “Спартака” Селихов провел два года. Наверное, не нужно лишний раз говорить, что именно с этим клубом мальчишка связывал свою дальнейшую спортивную жизнь. Ведь он уже сам не раз признавался, что еще с детства отец привил любовь к народной команде. Однако обстоятельства сложились так, что пришлось с мечтой на какое-то время расстаться.
- Я очень рассчитывал на Сашу, - продолжает Буренков. - Он у нас считался одним из двух ведущих вратарей, выходил на поле по очереди с Ваней Коноваловым, с которым, кстати, они потом вместе пересеклись в дубле “Амкара”. Но потом меня самого из школы “Спартака” “попросили”... А вскоре ушел и Селихов. Сам он говорит, что на его место взяли кого-то “блатного”? Мне трудно судить, подробностей точно не знаю. И вы должны понимать, что не все всегда зависит от тренера. Догадки, конечно, какие-то есть, хотя фамилии этих “блатных” называть не буду. Зачем? Но мне было жаль, что Саша уехал обратно в Орел. Мальчишкой он был очень перспективным. И от того же Тимофеева, кстати, “Спартак” тоже тогда отказался. Артем перебрался в “Чертаново” и вернулся только спустя пару лет, когда выпустился из школы.
“ОТСТАВАЛ В УЧЕБЕ БЕЗНАДЕЖНО”
“Со слезами на глазах уезжал домой, - признавался потом новичок красно-белых. И добавлял: - Со временем даже чуть подостыл к “Спартаку”. Детская обида тоже сказалась”.
Впрочем, карьеру первое большое спортивное разочарование нашему герою не сломало. И даже не приостановило. Напротив, задержавшись на короткое время в Орле, Селихов попробовал силы в другом большом клубе - “Зените”.
- Из “Спартака” его выгнали где-то в декабре, - вспоминает Шабаров. - Тогда же, зимой, он приехал к нам вместе с отцом. Попросились на просмотр. Мы увидели: парень небесталанный, обученный, хорошо подготовленный. Определились, что нам подходит. Правда, у Селихова было одно желание: хотел отыграть сначала за “Орел” в чемпионате Нечерноземья и только потом присоединиться к нам. В июле 2009-го турнир прошел, и с августа Саша стал работать с нами.
С его приходом в нашей команде стало три вратаря, но по уровню игры Селихов был в числе первых двух: конкурировал с Антоном Цветковым. Проводили примерно по одной встрече, дружили. Оба были интересными, с отличными задатками, мы делали ставку на обоих. В итоге Саша провел в моей команде два года, после чего стал заниматься под руководством Анвера Конеева (сейчас он помогает Владиславу Радимову в “Зените-2”. - Прим. “СЭ”). И из-за проблем с учебой его в выпускном классе отчислили.
Сам Селихов, к слову, не скрывает главной причины, по которой ему пришлось уехать из Санкт-Петербурга. В первых же своих больших интервью вратарь говорил: “Да, прогуливал. Да, любил утром поспать вместо школы...”
- Трудности в учебе возникали и в то время, когда Селихов тренировался у меня, - продолжает Шабаров. - Он же, как я понял, и в “Спартаке” с ней особенно не заморачивался, максимум старался отсидеть на уроках на свою “тройку”. Чувствовались большие пробелы. Саша - вовсе не глупый парень, но, к сожалению, имелись упущения по некоторым предметам, которые и не давали ему “вернуться в игру”. Отставал безнадежно. Меня не раз вызывали в интернат, говорили о его проблемах, хотели отчислить, но поначалу ограничивались испытательными сроками, которых было несколько.
А ведь речь шла о выпускном классе. На расстоянии вытянутой руки был переход во взрослый футбол. Селихов уже начинал тренироваться с дублирующим составом, и тут - такой поворот.
- Не было ли желания отстоять талантливого парня? - переспрашивает Шабаров. - Я точно не знаю нюансов, поскольку, как уже сказал, Саша в последний год работал с другим тренером. Но вы поймите: у нас все ребята - талантливые, мы рассчитываем на всех без исключения, кто в команде. Ладно бы речь шла о футболисте, по которому точно видно: вот-вот, и он попадет в главный “Зенит”. Но когда ребятам по 15 - 16 лет, с этим еще точно не ясно. И если кому-то будешь давать серьезные поблажки, то это может негативно повлиять на остальных, и люди тоже снизят к себе требования.
Да, мы понимали, что все игроки не могут одинаково хорошо учиться. Предпосылки к отчислению Саши были всегда, где-то мы сглаживали углы, занимались с ним, убеждали. Но всему есть свой предел.
В итоге Селихову просто не предложили жилье. Сказали, что в команде он остаться может, но в интернате больше жить не будет, и квартиру необходимо искать самостоятельно. А поскольку с финансами возникали трудности, да еще случились проблемы со здоровьем у отца - пришлось снова возвращаться на малую родину.
Впрочем, Александр признал все свои ошибки, о чем можно судить хотя бы по одному высказыванию в недавнем интервью “СЭ”: “На “Зенит” я нисколько не обижен. А на самого себя - да”.
“ОН ОШИБАЛСЯ, МЫ ИЗ-ЗА НЕГО ПРОИГРЫВАЛИ, НО...”
Голкипер вернулся в родной Орел и теперь уже вынужден был искать не школу, а команду мастеров. И здесь Селихову немного повезло: местная команда второй лиги согласилась его принять. Отдельное спасибо сам Александр уже не раз выражал тогдашнему главному тренеру Лузякину, которому и обязан дебютом во взрослом футболе.
- Получилось так, что Саша оказался никому не нужен, - рассказывает Лузякин. - У нас же тогда уже было два сильных вратаря. Но начальник команды попросил посмотреть мальчишку, сказал, что свой, местный, совсем еще молодой. Нам, честно говоря, на том этапе еще один голкипер был не нужен. Но мы встретились, поговорили и решили парня поддержать.
Ему тогда не было еще и 17. Данные хорошие: рост, длинные руки, большое желание работать и развиваться. Но Селихов был еще очень хрупким, да и психика еще детская. Словом, совсем еще ребенок. И соперничать с имеющимися в “Орле” вратарями на первом этапе не мог при всем желании. Однако с первых же тренировок мы увидели перспективы, заметили, что парень живет одним лишь футболом. Поэтому подписали контракт, дали неплохую для его возраста зарплату, а я всегда говорил: “Саша, ты, пожалуйста, терпи, жди шанс. Играть в основном составе тебе еще рано, но на тебя рассчитываем”.
А потом, зимой, в перерыве между вторым и третьим кругами (это был переходный чемпионат-2011/12), от нас ушла серьезная группа ведущих футболистов, среди них один голкипер. Так Селихов стал вторым. А поскольку по регламенту мы были обязаны ставить в состав одного молодого футболиста, то всякий раз перед матчем у нас была дилемма: либо выпускать кого-то в поле, либо давать шанс Саше. И, посовещавшись, однажды рискнули и доверили место в воротах Селихову.
Но я не скажу, что Саша сразу начал давать результат. Да, иногда выручал, но часто и ошибался, причем порой допускал просто сумасшедшие ляпы. Ему было очень сложно, не хватало опыта. Он сам вспоминал, как однажды поскользнулся, выйдя на перехват, и из-за этого команда пропустила глупый гол. Я ругался и не понимал: как вратарь вообще может додуматься выйти в сырую погоду в 13-шиповых бутсах?! Некоторые промахи Селихова были для меня очень болезненными, приводили к потерям очков...
Половину сезона Саша отыграл по очереди со вторым вратарем, набирался опыта, на следующий год я уже планировал его как основного голкипера. Но так как у нас не было результата - иногда мы уступали из-за ошибок Селихова, иногда из-за проблем с составом, - мне пришлось подать в отставку. Пришли новые тренеры, а у них были другие требования, и такого карт-бланша мои преемники в “Орле” предоставить молодому вратарю уже не могли.
“ОСТАНЬСЯ Я В “ОРЛЕ”, В “АМКАР” САШУ НЕ ОТПУСТИЛ БЫ!”
Хотя, справедливости ради, при других специалистах за команду из родного города Селихов тоже играл. Например, матч против “Арсенала”, который сам наш герой считает одним из самых знаковых в своей карьере, состоялся уже после того, как Лузякин подал в отставку. В Туле собрался почти полный стадион, “Орлу” противостояла звездная команда с Филимоновым, Парфеновым, Ковтуным, Титовым, Хлестовым, Евсеевым в составе... Но Селихову и Ко удалось отстоять нулевую ничью, во многом благодаря усилиям самого вратаря, который в решающий момент отразил пенальти от Парфенова.
- После моего ухода Селихов выходил на поле уже реже, - продолжает Лузякин. - В команде пошла чехарда тренеров, а на Сашу начали выходить агенты. Желание играть стабильно у него было огромное, поэтому в итоге откликнулся на предложение “Амкара”. Только надо понимать, что уходил Селихов в молодежку пермяков, а не в основу. А соревноваться в его возрасте с мужиками, пусть и во второй лиге, и ровесниками - это небо и земля.
Скажу честно: останься я в Орле, ни в какой бы “Амкар” Селихова не отпустил бы! Потому что для меня он был уже почти готовым железным вратарем номер один. А мастерства быстрее бы набрался во второй лиге, чем в дубле пермяков. Но Саше отчасти повезло: обстоятельства сложились так, что его со временем заметили тренеры, одновременно травмы получили два основных взрослых вратаря, и он получил свой шанс. И кто знает, не уйди он из “Орла” тогда по воле случая, может, в России до сих пор бы не знали, кто такой Селихов. Так что хорошо, что все сложилось именно так. Хотя, зная характер Саши, я все равно уверен: так или иначе он бы наверх пробился. Возможно, не так быстро, но пробился бы.
Во время первого этапа в “Амкаре”, в 2013-м, Селихов действительно играл исключительно в молодежной команде. Потом аренда закончилась, и пермский клуб отправил вратаря обратно в Орел.
- Было очень обидно, - рассказывал Александр в интервью “СЭ”. - Даже появились мысли закончить с футболом. Я играл за молодежную команду и за два тура до конца сезона получил травму. Станислав Черчесов, тогдашний главный тренер “Амкара”, сказал: “Поезжай домой со спокойной душой, ты понравился, будем что-то решать с твоим трансфером”. Но пришлось полгода ждать окончания срока моего контракта с “Орлом”, от руководства которого меня просто тошнило. Когда стал свободным агентом, вернулся в “Амкар”.
ПРЕДАТЕЛЬСТВО В РОДНОМ ГОРОДЕ
Как выяснилось, клуб второй лиги запросил за полноценный трансфер вратаря сумму, которую в Перми сочли неадекватной. И тогда же случилась нашумевшая история со сломанным носом после просьбы досрочно расторгнуть контракт.
- В январе 2014-го я вернулся из аренды в “Амкаре”, но “Орел” не взял меня на сборы, а затем не заявил на сезон, - говорил Селихов. - При этом руководство отказывалось продавать меня в другие клубы, выставив очень высокую цену. А предложения были, в том числе от одной команды премьер-лиги. Я подал жалобу в Палату по разрешению споров, “Орлу” это не понравилось, после чего произошел этот случай…
- Давайте восстановим события. Вы пришли в клуб, чтобы получить отметку в трудовой, а в ответ начальник команды Алексей Коршунов сказал, что вместо отметки даст по лицу и сломал вам нос?
- Да… Но, естественно, ничего мне никто не возместил. Позже меня вызвали на заседание КДК, и контракт с клубом был разорван в одностороннем порядке, поэтому я смог перейти в “Амкар”. Нос мне вправили, но две недели я не мог тренироваться.
- Коршунов хотя бы уволен из клуба?
- Не знаю, не слежу за ним. Но санкций к нему никто не применял точно. Хочется забыть эту историю поскорее. Уверен: жизнь расставит все на свои места.
Комментариев руководства “Орла” и лично Коршунова после той истории не последовало.
- С Коршуновым я знаком, - говорит Лузякин. - Хороший парень, отличный специалист. Знаю о случившемся только со слов Селихова, в клубе меня тогда уже не было. И то, что произошло, меня шокировало. Не ожидал. Таких моментов на моем веку никогда не было! Но, видимо, настолько была накалена обстановка. Винить одного Коршунова тоже нельзя, там надо смотреть на ситуацию в целом, видимо, все были на нервах. Но случившееся - это, конечно, нонсенс.
“СЛОВНО В СКАЗКЕ!”
Судьба нанесла третий серьезный удар, причем теперь - в прямом, физическом, смысле, но Селихов и не думал ломаться. Через полгода на правах свободного агента он вновь присоединился к “Амкару”. В качестве третьего вратаря - в команде уже были опытные Герус и Хомич.
А потом карьера вдруг завертелась в бешеном темпе, от которого могло закружить и голову. Основные голкиперы синхронно получили травмы, и 28 августа 2015 года Александр дебютировал в премьер-лиге. “Амкар” в той встрече уступил 0:1 “Ростову” на выезде, но Гаджи Гаджиев оценил игру молодого футболиста высоко. Правда, в следующей встрече, домашней с “Кубанью”, место в воротах занял выздоровевший Герус.
Однако нового шанса Селихову долго ждать не пришлось. Уже через тур, в Санкт-Петербурге, пусть партнеры-конкуренты были уже и здоровы, Александр вновь вышел с первых минут. И не дрогнул на переполненном “Петровском”, став главным героем матча - на его счету оказались семь эффектных спасений и отбитый пенальти от самого Халка. “Амкар” увез домой ничью, а с основным голкипером пермяков с того момента все стало на долгое время ясно.
“Будто в сказку попал!” - описывал происходившие события наш герой, и сказка эта длится до сих пор. Начиная с прошлого сезона, в котором Селихов провел 23 матча, его имя постоянно на слуху. Почти сразу вспыхнули разговоры о переходе в “Спартак” и “Зенит”, пошли даже разговоры об интересе “Лацио”.
И вот теперь история закольцевалась. Александр вернулся в команду, в школе которой когда-то делал первые серьезные шаги и за которую всю жизнь болел его отец. Наверное, этот фактор сам Селихов тоже учитывал, обдумывая свой дальнейший путь. Прежние обиды, если они и были, забылись, а теперь есть отличный шанс воплотить в жизнь мечту детства.
- Это очень красивый поворот, - считает Буренков. - Когда-то его не стали удерживать в “Спартаке”, а он своей игрой все и всем доказал и вернулся. А еще это отличный пример для всех начинающих футболистов. Все зависит только от тебя самого. Какие бы трудности тебя ни настигали, какие бы штампы на тебе ни ставили, твоя судьба - в твоих собственных руках. Желаю Саше, чтобы возвращение в родной клуб добавило ему еще большего куража в дальнейшей карьере.
x