Когда сотрудники жалуются мне, что их «больше не торкает», я пытаюсь изложить им некую концепцию, которую вывел на основе своего опыта. Во-первых, я даю менеджеру понять, что он не уникален и попал в обычную ситуацию. В школе нас этому не учат, в обществе это не обсуждают, но в поведении людей очень многое объясняет биология: выгорание — это естественный биологический процесс, который мы не можем предотвратить. Он происходит из-за естественных свойств мозга, о которых подробно написано в книге Нормана Дойджа «Пластичность мозга: Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга».
Наш мозг удивительным образом адаптируется под выполнение разных функций. Наглядный пример — уроки вождения на автомобиле. Когда мы учимся водить, то нам кажется, что знак ограничения скорости 70 км/ч поставил идиот. Тут и 50 км/ч ехать нельзя — слишком быстро. И езда со скоростью 70 км/ч одновременно пугает и очень возбуждает. Но через какое-то время мозг адаптируется, выстраивает внутри себя цепочку нейронов, драйв проходит, и мы совершенно спокойно едем на том же участке с превышением скорости, слушая при этом музыку. Пока мы учимся, мозг строит сетку нейронов, и мы волнуемся, мы не уверены и возбуждены. Когда сетка построена, мы чувствуем уверенность и спокойствие, но нас уже «не торкает».
С тем же явлением мы сталкиваемся и в личной жизни: число распадающихся браков неспроста превышает 60%. Поначалу мозг еще не выстроил нейронную цепочку в отношении партнера — все новое, все возбуждает, все складывается замечательно. Но по мере развития отношений мы привыкаем друг к другу. Через несколько лет мужчина знает про женщину все — как она смеется, какое носит белье, в общем, действительно все. То же самое ощущает женщина — она привыкает к мужчине, он перестает ее волновать. Оба они получают спокойствие, уверенность, предсказуемость, доверяют друг другу, но драйва уже нет.
Самое ужасное в том, что это необратимый процесс. Когда муж выходит утром на кухню делать себе кофе, он не может встряхнуть головой, посмотреть на жену, увидеть в ней нового человека и вернуться к состоянию драйва, ведь мозг уже построил нейронную сеть. Он не может запросто сказать «Все, это другая женщина» и тут же «перезарядиться».
В эволюционном смысле процесс очень правильный. Эволюция ненавидит спокойствие и под разными предлогами толкает нас устраивать личную жизнь в другом месте. Люди не могут психологически мириться с состоянием покоя — семьи разрушаются. Да, некоторые пары осознали свою биологическую сущность, «взломали» ее, и это позволило не развестись. Но на тему личной жизни я ничего советовать не буду. А вот в профессиональной сфере я считаю, что давать советы вправе, поэтому скажу: обман своей биологической сущности — самое правильное решение.
Переход на другое место работы или вообще в другую отрасль из-за выгорания — это почти всегда разрушительный путь. Ведь с точки зрения биологии смысл разрушения семей понятен: для эволюционного процесса выгодно разнообразие генов, и люди создают еще одну семью и еще одно потомство. Но про нашу рабочую деятельность природа ничего не знает. А я знаю: есть очень много примеров, когда люди разрушили карьеру, но так не смогли воссоздать свой профессиональный уровень на новом месте.
Вот, что я говорю тем самым топ-менеджерам, которых «больше не торкает»: «Оставайся в профессии. Все, что надоело, отдай другому сотруднику, которого будет «торкать», а сам выполняй роль наставника и ищи для себя новую большую задачу». Это решение подойдет для каждого. Ты увидишь, что можешь взяться за цели, о которых раньше и думать не мог, «торкать» тебя будет невероятно, но это будет путь роста, а не разрушения, потому что твои цели по-прежнему будут лежать в твоем профессиональном поле.
Благодаря подобной теории в 2011 году у нас появился облачный сервис «Битрикс24». За два года до этого, в 2009 году я сам столкнулся с выгоранием: мне стало скучно заниматься нашим первым продуктом — системой «Битрикс: управление сайтом». И тогда я взялся за «Битрикс24» — продукт в совершенно новом для меня сегменте, в котором мы раньше не работали. Это дало мне огромный драйв, и я даже с большим удовольствием, чем раньше, стал заниматься первым продуктом, который, естественно, до конца так и не оставил.
Если подытожить, то мой совет состоит в следующем. Во-первых, нужно понять и принять суть своей психологической природы. Желание сорваться и начать все заново возникает у всех. И беспокоиться нужно, когда этого долго не происходит: если ты не выгораешь, то значит драйва на работе ты никогда и не испытывал. Во-вторых, стоит задуматься и осознать, что уход с работы или резкая смена сферы деятельности — это путь разрушения. В-третьих, надо действовать: делегируй, что надоело, и двигайся дальше.
Впрочем, есть и другой вариант: сидеть на попе ровно. Некоторым людям удобно скучать и заниматься ерундой. Но это плохой путь, потому что он тоже приводит к тупику и — в конечном счете — к разрушению, хотя и приводит медленно. Рано или поздно тебя или выгонит руководитель, или тебя выгонят с рынка, если руководитель — это ты сам. Все равно придется искать некую большую идею. Можно сходить в горы. Можно воспользоваться методологией проектирования будущего «Форсайт». Можно бросить вызов Microsoft или General Motors. Способа усидеть тихо не существует.
x