Страна имеет национальный календарь профилактических прививок. Календарь должен выполняться. Это - массовая профилактическая мера, проверенная временем. Корь и полиомиелит являются исключительной редкостью. Грудные дети не болеют коклюшем, который для детей грудного возраста смертелен. До массовых отказов от прививок практически не было случаев дифтерии. Родители, отказывающиеся от прививок, могут это позволить именно потому, что период массового отказа прошел, и отказы от прививок не имеют массовых последствий. Мама может позволить себе отказаться - еще бы, на ее памяти не было случаев дифтерии или полиомиелита у родственников или у соседей, и можно надеяться, что пронесет. Пока еще можно. Можно заявлять доктору об отказе от прививок, выглядев при этом умиротворенно и благостно, со снисходительным видом. Например, ссылаясь на религиозные убеждения. Я согласен с Онищенко в его акценте, поставленным именно на религиозные убеждения. Эта мотивация - конечно, не религиозная, а настоящая сектантская, вроде отказа, например , от переливания крови, и самая глупая. По опыту я знаю, что семьи, приехавшие в Москву, многие из которых - люди очень небедные, покупающие в одном районе по несколько квартир, приходят на все прививки за милую душу, достаточно один раз пригласить.
Г. Онищенко против права матери на отказ от прививки своему ребенку. Он предлагает демонизировать мать, отказывающуюся от прививок, записать в преступницы. Но зачем? И санитарные органы, и страховые компании, и руководящие работники органов здравоохранения, и практикующие врачи делают одно общее дело.
Санитарно-эпидемиологические органы отвечают в целом за привитость населения. А участковый врач отвечает как за общую привитость детей на своем участке, так и за каждого конкретного ребенка - состояние его здоровья, диспансеризацию и, конечно, за его привитость. И за течение поствакцинального процесса у конкретного ребенка отвечает тот, кто его прививает, то есть участковый врач Кто как из детей как болеет легко или тяжело, подолгу или в течение 5-7 дней, с высокой ли температурой - опять же в компетенции участкового врача. (А также по поводу взаимоотношений с ребенком и внутри семьи, по поводу его психологических и иных проблем родные ребенка обращаются опять же к участковому доктору). И какие у ребенка хронические заболевания, и как он переносит профпрививки - вам расскажет только его участковый врач. И он же, участковый, будет смотреть в глаза матери ребенка в случае реакции на прививку, и будет его наблюдать и дальше, если семья от него не откажется, или к примеру, не сотрет в порошок и не сживет со свету.
Если мать ребенка отказывается от того или иного мероприятия - лечебного, диагностического, профилактического. с ней проводится беседа. Объясняются возможные последствия для здоровья ребенка в случае отказа. При необходимости врач подключает других родственников. Прививки - массовая профилактическая мера, которая, в отличие от других массовых профилактических мер (например, диспансеризации), сопряжена с риском. Он очень неодинаков и зависит как от вида вакцин, так и от состояния здоровья конкретного ребенка. Этот риск в целом небольшой.
Задача участкового врача - и привить возможно большее число детей, и минимизировать риск. А про этот риск что-то слышали и читали мамы. Не их вина, что очень разные взгляды на прививки, в том числе сомнительные, неверные, широко представлены в средствах массовой информации и на некоторых мам неизбежно производят впечатление. Врач не вправе игнорировать эту впечатлительность, начитанность, а иногда и осведомленность родителей своего пациента, даже если эта осведомленность мнимая. И не вправе отмахиваться от оппонента в лице матери. Мать по отношению к ребенку выполняет функцию медсестры, в этом специфика участковой работы, и для доктора мать ребенка - соратник и коллега, и без взаимного уважения не обойтись.
Причиной отказа матери от прививок может быть некоторая неопределенность, разброд и шатание в голове. И тогда доктор маму всеми силами убеждает. А может быть, материнское чутье что-то ей подсказывает, и это нельзя игнорировать. В этом врачебное искусство. Иногда удается уговорить, но не сразу, здесь все зависит от контакта доктора и мамы. Родители (и другие родственники) ребенка, целиком доверящие своему участковому врачу (то есть: больше нигде и ни у кого не наблюдаются, ни у каких частных врачей и ни в каких платных центрах, не подвергают сомнению о обсуждению его действия) - целиком от своего участкового зависят! И эта зависимость многолетняя, иногда на десятилетия. Если есть полное доверие, то оно с годами, как правило, растет, а значит, растет и ответственность врача, и без того немалая.
Участковый врач с годами все больше узнает о семье и особенностях ребенка в реальном времени, ему известны все изменения в здоровье ребенка и события в семье - как радостные, так и печальные. Участковый врач из года в год оправдывает доверие определенного круга людей (население участка, а то и двух), и он знает своих пациентов, как родственников, а то и больше, и они, конечно, его изучили, как облупленного.
Но Ганапольский-то как разразился, эк его! "Лишать страховки" - Вы шутите, что ли, Матвей Юрьевич? Все, мол, сделать платно. Что за тоталитаризьм, что за репрессивный зуд? Поставить гарантию бесплатной медицинской помощи в зависимость от прививок? Ухудшать жизни семьи? И потом продолжать принимать их, как ни в чем не бывало, ходить к их ребенку на вызовы? А они скажут: ой, да, действительно, мы все поняли! Мы будем себя хорошо вести! Завтра же придем на прививку!!! Пришли, сделали. И как теперь - можно будет провинившимся родителям восстановить их полисы ОМС? И если можно, то как? Через опеку? И как долго это? А если за это время мать ребенка заболеет чем-нибудь тяжелым и умрет, не имея денег оплатить лечение? А отец от горя инфаркт получит? И причем тут органы опеки, мировой суд??? Их-то какое дело, это вообще не их уровень компетенции. Органы опеки, куда Вы, Матвей Юрьевич, предлагаете доносить, пусть занимаются неблагополучными семьями. Любая инстанция, куда имеет место обращение, в силу своей природы вынуждена реагировать. Не дай Бог перестараются и ребенка отнимут ( а ведь Вы этого совсем не хотели!). Где-то еще ведь маячит зловещая "ювенальная юстиция", разрушающая семьи.
Сам по себе отказ от прививок - никакой не синоним неблагополучия. Нормальный участковый врач будет проводить беседу, иногда годами (!). Иногда не врач, так медсестра убедит, если давно работает и хорошо знает эту семью. Бывают разные случаи. Например, тяжело протекал поствакцинальный период, и мать не хочет больше делать прививки - допустим, вообще все или конкретную вакцину. И по всем признакам - это не реакция на прививку. Но если мать это не убеждает, я не буду выставлять ее дурой, которая мешает мне работать, и ломать ситуацию через колено тоже не буду. Проведу беседу,напишет отказ - никаких претензий, отношения как были хорошие, так и останутся. А пусть даже и не совсем хорошие отношения - нормальный участковый грудью встанет на защиту этой семью, костьми ляжет, поднимет на уши не только администрацию поликлиники, но и население участка , а также Управление здравоохранения, Департамент и Министерство, если дело дойдет до органов опеки.
Я не буду воевать со своим населением, бросать его на произвол судьбы! Успех прививочного дела зависит не только от качества вакцин, которое из года в год повышается, и не только от появления новых безопасных вакцин в рамках расширения Национального календаря, но и от вдумчивого, бережного отношения участкового врача к каждому ребенку, проживающему на его участке и/или пришедшему к нему на прием, в том числе на прививку.
x