Пришлось выждать. Я не хотел писать о матче – в матче все ясно было. В матче был мандраж, с которым не удалось справиться; он мог сложиться по-разному, если бы Спартак реализовывал свои моменты, и сложился разгромно – во многом потому, что ни хрена Спартак не реализовал. Это в равной степени история про то, что «так бывает», и про то, что все закономерно.
И противоречия между этими половинками ноль, ведь одна ж игра, к ней все свелось. Вы хотите в ней все причесать под один пробор-смысл, хотите, чтобы она стала вашим неотвратимым аргументом, последней, решительной бумажкой – бронёй?
У вас не получится.
Как и вообще не получится свести происходящее со Спартаком к одной проблеме. К главной какой-то. Которую реши – и развиднеется, и сразу все не то чтобы случится, но как-то пойдет уж, как надо. Вот это у вас не выйдет.
Конечно, я не могу рассмотреть все бытующие варианты, но наиболее употребительные переберу для ясности.
Вот смотрите.
Сейчас популярна мысль, что всем хорош Спартак, но вот у Карпина слабый штаб. Её даже обсуждают! Но я это, уж извините, проскролливаю. Дело в том, что я не имею ни малейшего понятия о том, как строится работа внутри тренерского спартаковского штаба. И ни в одном мнении о надобности его менять-усиливать-обсмеять я не вижу ни крупицы информации на этот счет.
Отсюда что? Отсюда зеро. Ребята, не тратьте моё время, мне уже и на скролл его жалко.
Или вот нехватка характера. Кто ж спорить станет? Факт. Я и сам думаю, что Спартаку не хватает лидера на поле. Вот и с Марселем не хватило. Хотя это и не то же самое, что имеют в виду болельщики, которые пишут «ваше безволие станет легендой»; интересно, кому они это пишут? Ибсону? Макгиди? Чтоб им потом перевели?
Ну, вроде больше-то не для кого, потому что к Шешукову, например, или Комбарову это никак нельзя отнести. В самом лучшем своем матче они – на данный момент, дай им Бог в будущем – просто не те футболисты, которые определяют игру своей команды и ее нерв. При этом ног вроде не убирают. То есть тоже как-то беспредметно.
Болельщики, на мой взгляд – не только и даже не столько спартаковские, а вообще все – увлекаются в последнее время подачей себя, своих чувств. Когда они чем-то недовольны, это становится все больше похоже на то, как во время семейной ссоры жену волнует, как она выглядит. Словно собственная внешняя безупречность (или там вкусный ужин) автоматически делает ее правой во всем.
Впрочем, к делу. Я не о болельщиках пришел поговорить.
Вопрос о лидерах на самом деле очень сложный. Ну, потому хотя бы, что не понять, как его решать. Купить, что ли, лидера? Не помню случая. Чтобы игрока на ведущую роль в игре – множество знаю. А вот в полном смысле слова – что-то никогда.
В чем сложность?
Да в том, что мы часто путаем реальное бойцовство и черты стиля. Ну, грубо говоря, путаем стенобитный подкат и квадратную челюсть и реальную способность переломить игру.
Кто был бойцом в бесковском Спартаке? Да не стоял так вопрос. Это было коллективное качество (хотя мне наверняка тут же скажут, что это был, например, Хидиятуллин). Стиль Спартака подразумевает, что никому не нужно брать на себя роль дать кому-то в морду или в кость, чтоб никто не заметил и не осудил. И не в том, чтобы мелькнуть в кадре с политручьим выражением лица «За мной!». Да в Спартаке это, между прочим, пограничная проблема с тем, чтобы в нужный момент просто сместить акцент в игре. То есть с задачей подчас сугубо тренерской.
Я тоже не вижу у этой проблемы какого-то радикального решения. Я даже не вижу в ней возможности четко проблему сформулировать.
Оставим эту полемику. Даже если вы не согласны, я все равно ее оставлю, потому что проблемы Спартака и, что самое главное – их решение совершенно в другом.
Кстати, не ждите откровения.
Факты все же заключаются вот в чем. Из группы Лиги Чемпионов при нынешней формуле турнира наши команды выходили всего лишь дважды. Выход из группы – огромный успех. Спартак не достиг его.
Сюжет был обиден, но результат – закономерен. Результат мог бы быть другим. Для этого нужно было бы, чтобы Спартак избежал травм нескольких ведущих игроков. Не избежал. Никакие обиды на жизнь и на судьбу не меняют того обстоятельства, что Спартак ввел в основной состав четверых футболистов только в августе-сентябре. Это удачно выбранные футболисты, каждый из которых уже доказал свою полезность. Но ничто не отменит того факта, что они не проходили предсезонку с командой. Их связи с партнёрами непрочны. Для Спартака это особенно важно, потому что команда практикует достаточно особенный стиль.
А-а, понятно, - говорит в этом месте читатель, - он опять клонит к тому, что нужно подождать. А я это уже слышал! – орет читатель. Орет он в голос и берет, чего уж там, за душу.
Хм, читатель… Ну, раз тебе не нравится то, что я говорю – ну, давай я тебе скажу другое, что тебе понравится. Давай я скажу тебе: конфета. Шоколад. Давай я скажу тебе: сиськи. Давай я скажу тебе… Ну, например, тост. Я умею. И мы обнимемся, и станем делить горести и радости. Как минимум – до дна.
А Спартак поедет на тренировку. Как миленький поедет. Возможно, игрокам тоже надоело это повторение одного и того же. Не исключено, что они не до конца понимают, чего от них хотят.
Но и это понятно и объяснимо. Для команды, которая стремится играть в особенный футбол, которая старается пронести сквозь время свой стиль… Вы вообще задумывались об условиях? Меня тут буквально ошарашила мысль: особенный футбол и особенный стиль в мире демонстрируют устойчиво только те команды, которые опираются на идеально работающую академию. Барселона, Арсенал... Причем академии у них устроены по-разному. Но они постоянно поставляют в свой состав игроков, у которых перед глазами реально существующий стиль.
Какой бы академия клуба ни была умной, дельной и знаменитой, для клуба, который старается демонстрировать приверженность особенному затейливому стилю, прерванная традиция – губительна. Пример – Аякс. Давно уже он Аякс больше по цвету формы. А уж усилий сколько вбухано! Сколько было драм!
Приложите сами это к Спартаку. Вы хотите все сразу? Вы хотите одну проблему, которая всему мешает и которую ткни – и развиднеется? Я отлично вас понимаю.
Но этого не будет.
А будут – селекция, в которой Спартак очень даже неплох, будут тренировки, а стиль уже проглядывает, и неплохими, довольно широкими кусками. Будет прирастать опыт. Который, между прочим, сын ошибок трудных. Ошибки трутся, трахаются, оплодотворяют друг друга, выносят и рожают опыт. Им трудно.
Осень кончилась, зима пролетит быстро. Скоро весна.
x