Из фильма Лиз Тайкер «Бог внутри нас» (Великобритания), показанного на телеканале «Культура» 17.04.05.
Автор фильма. Этим людям, страдающим душевным расстройством, кажется, что их коснулся Бог. Оно помогает ученым проникнуть в тайны веры и мозга. Они задают себе вопрос: «Может быть, верить в Бога нас заставляет физиология нашего мозга?»
Руди Афултер всю жизнь болен височной эпилепсией. Причиной эпилептических припадков является повышенная электрическая активность в височных долях мозга. Височная эпилепсия имеет странный побочный эффект: у некоторых больных возникают галлюцинации религиозного содержания. Руди всегда был атеистом, но в 43 года пережил религиозное видение. К счастью, оно быстро закончилось, и других не было. Руди так и остался атеистом. Нечто подобное происходило с верующей католичкой Гвен Тай.
Все больше ученых считают, что эта болезнь может помочь найти ответ на важнейший философский вопрос: откуда берется вера? Верующие считают, что божественные откровения исходят от Бога, атеисты полагают, что это продукт суеверий и социальных условностей. Взгляд ученых на происхождение религии меняется, и причиной этого стала височная эпилепсия.
Именно эта болезнь стала причиной возникновения одной из самых известных религиозных сект – «адвентистов седьмого дня». В XIX в. у молодой женщины по имени Элен Уайт были сотни видений, которые убедили верующих в том, что она пророк. Но когда ученые узнали ее прошлое, то поняли, что она могла страдать височной эпилепсией. Когда ей было 9 лет, ей в лицо между глаз попал брошенный камень, и она три недели была без чувств. После этого изменилось не только ее лицо, но и личность: она стала религиозной, и у нее начались религиозные видения. Профессор Грегори Холмс, один из ведущих мировых специалистов в области педиатрической неврологии, считает, что эти видения не случайно стали посещать Элен после травмы головы.
Холмс. Кости черепа за глазами довольно слабые, и мозговая ткань очень подвержена травмам. При сильном ударе по голове мозг отскакивает от стенок черепа, отсюда и травмы. То, что известно об Элен, заставляет предположить наличие у нее височной эпилепсии. А это означает, что ее видения были результатом припадков, а не «духовным опытом».
Автор. Связь между височными долями мозга и религиозным опытом решил исследовать профессор Рамачандран. Он сравнивал в своих экспериментах мозг здоровых людей и страдающих височной эпилепсией.
Рамачандран. Сначала мы взяли добровольцев, у которых не было припадков, укрепили на их пальцах электроды и замерили изменение кожного сопротивления. Оно менялось в зависимости от количества пота, который выделялся, когда люди видели на экране некоторые слова. Нормальный человек не отреагирует на слово «стол», но если показать ему слово «секс», гальванический ответ изменится. А что случится, если провести такой же эксперимент с людьми, страдающими височной эпилепсией?
Автор. Эпилептикам показывали три группы слов: с сексуальным подтекстом, нейтральные и религиозные. Нейтральные слова вызывали слабую реакцию, но когда профессор начал показывать сексуальные и религиозные слова, он был потрясен результатом.
Рамачандран. Когда эпилептик видит слово «Бог», гальванический ответ кожи очень велик, а на сексуальные слова – слабее. Значит, на религиозные слова он реагирует сильнее, чем на сексуальные. Мы предположили, что в височных долях избирательно активируются некоторые нервные цепи, и именно это служит усилению мистической веры.
Автор. Ученые считают, что то, что происходит в мозгу эпилептиков – крайнее проявление того, что происходит в мозгу каждого из нас, т.е. височные доли мозга являются ключом к появлению у человека религиозного чувства. Исследования взаимосвязи веры и мозга дали начало новой ветви науки – нейротеологии. В ее рамках проводит эксперименты доктор Майкл Персингер из Канады. Он утверждает, что путем стимуляции височных долей мозга может вызвать религиозный опыт, нечто, похожее на откровение, почти у каждого человека. Он разработал прибор-шлем, который подвергает эти доли действию слабого электромагнитного поля. Перед началом экспериментов он отводил добровольца в тихую комнату и завязывал ему глаза. Доктор манипулировал магнитными полями, и испытуемый чувствовал нечто странное: ему казалось, что он в комнате не один.
Дон Хил. В камере на меня накатывал необъяснимый страх. Я не могу сказать, что действительно думал, что в комнате кто-то есть. Мой здравый смысл говорил, что этого не может быть. Но я не мог избавиться от ощущения, что рядом со мной есть кто-то или что-то, что прячется и смотрит на меня. Мне казалось, что за мной наблюдают, что-то приближается ко мне сзади. Но я знал, что там ничего нет, что я один в хорошо закрытой комнате.
Персингер. Это чувство стало основным переживанием в камере. Наш опыт говорит, что это чувство присутствия рядом чего-то большего, чем сам человек, можно вызвать путем стимулирования правого полушария мозга, особенно его височной доли.
Автор. Надо было убедиться, что чувство присутствия вызывает именно наличие магнитного поля. И доктор проводил эксперименты с наличием поля и без него. Испытуемым не говорили, в чем суть эксперимента, они знали только, что он имеет отношение к релаксации (расслаблению). Результаты оказались впечатляющими. При включенном поле чувство присутствия испытали 80% испытуемых. Но доктор не остановился на этом. Он предположил, что чувство присутствия могут вызывать также природные и бытовые магнитные поля. К нему обратилась женщина, озабоченная тем, что у дочери каждую ночь были видения, что приходят страшные демоны и духи. Доктор решил, что эти галлюцинации вызываются сильным магнитным полем, и надо найти его источник. Для этого есть специальное оборудование, включающее ящик из-под молочных бутылок с намотанной на него медной проволокой.
Персингер. Иногда возникают электромагнитные поля, которые накладываются на естественное поле мозга. У людей с восприимчивым мозгом это способно вызвать видения и мистический опыт, который можно назвать общением с Богом, а можно – спиритизмом. Мы обнаружили в комнате девочки радиочасы, она спала возле них. Оказалось, что они производят такое же магнитное поле, какое используем мы, когда вызываем ощущение присутствия. Часы убрали, и проблема у девочки исчезла.
Автор. В дни, когда наблюдаются северные сияния, поступает больше сообщений, что где-то видели привидения, и возрастает число припадков.
Персингер. Мы знаем, что геомагнитная активность воздействует на височные доли мозга. Когда она повышается, регистрируется больше припадков у больных височной эпилепсией... Мои коллеги говорят: «Зачем ты этим занялся? Ты не получишь грантов, потому что исследование религиозного опыта и паранормальных явлений ухудшит твою репутацию. Нельзя исследовать религию, она стоит за гранью науки». А я хочу знать, почему нельзя это изучать. Экспериментальный метод – отличный инструмент для того, чтобы отличить правду от неправды.
Автор. Мы решили подвергнуть теорию доктора Персингера особой проверке. Может ли он вызвать религиозное чувство у известнейшего в мире атеиста – профессора Ричарда Докинза?
Докинз. Я считаю, что борьба атеизма против религии – это битва добра со злом. В религии мне не нравится то, что она учит не спрашивать, а просто верить во всяческие тайны. Но мне всегда было интересно, каково это – получить мистический опыт, о котором говорят верующие. Я очень ждал эксперимента… А жена угрожала бросить меня, если я вдруг стану верующим.
Автор. Сеанс длился 40 минут. Стал ли профессор ближе к Богу?
Докинз. К сожалению, чувства присутствия я не испытал. Я чувствовал лишь то, что нахожусь в темноте со шлемом на голове, и был расслаблен. Иногда возникали ощущения, о которых я сразу же сообщал, но я не могу поклясться, что они не могут возникать у меня и сами по себе. Я разочарован.
Персингер. Нами составлена анкета для определения чувствительности височных долей мозга, начиная с людей, чьи доли совсем не чувствительны, до тех, чей мозг весьма чувствителен, и даже эпилептиков. У Докинза чувствительность гораздо ниже, чем у большинства людей. Вот почему эксперимент не удался. Не все люди могут иметь религиозный опыт и видения. Сейчас идет дискуссия о том, может ли у человека быть талант к религии. Кто-то может им обладать, а кто-то нет. Все люди разные.
Автор. Кроме неудачного опыта с Докинзом, доктор Персингер провел исследования с участием 1 тыс. добровольцев. И общий результат таков: существует явная связь между духовным опытом и височными долями мозга.
Епископ Сайкс. Если бы я знал, что мной манипулируют с целью вызвать у меня особые ощущения, мне пришлось бы признать, что они очень приятны, но к моей вере и религии имеют мало отношения.
Автор. Религиозный опыт очень сложен и не исчерпывается активностью определенных долей мозга. Работа доктора Персингера – это только начало. Многие ученые предполагают, что связь между мозгом и верой куда теснее. Доктор Эндрю Ньюберг разработал систему формирования образа мозга, которая позволяет понять, что творится с людьми во время получения мистического опыта через медитацию. В экспериментах участвовал буддист Майкл Бейн.
Ньюберг. Мы оставляем добровольца одного в тихой комнате, где он начинает медитировать. Наш контакт с ним ограничен тем, что при приближении к пику медитации он тянет за веревочку, находящуюся сбоку от него.
Автор. По этому сигналу в кровь Майкла вводят радиоактивное вещество. Оно попадает в мозг и позволяет получить изображение кровотока там всего через несколько секунд после сигнала. На этих картинках вы видите мозг Майкла. Зоны сильного кровотока окрашены красным, слабого – желтым. Видно, что височные доли задействованы в медитации. Но это не все. Когда медитация достигла пика, в теменные доли мозга стало попадать все меньше крови, они почти перестали работать. Это очень важно, ведь эти доли отвечают за чувство пространства и времени.
Ньюберг. Эта часть мозга собирает информацию от органов чувств и на ее базе создает представление о нас. Во время медитации люди часто теряют чувство самоидентичности, и это совпадает с тем, что мы видели: активность теменных долей падает.
Автор. Это чувство потери себя важно для всех религий. Во время медитиции буддиста или молитвы католика с их мозгом происходит одно и то же. Ньюберг и Персингер проделали огромную работу. Теперь мы знаем, что вера в Бога определяется физиологией мозга. И тут возникает вопрос: как у людей возникла вера? Этому можно дать простое эволюционное объяснение. По статистике верующие живут дольше и они здоровее, даже раковых и сердечных заболеваний у них меньше. Может ли быть, что вера возникла как механизм выживания?
Докинз. Мне кажется, спрашивать о значении религии для выживания неправильно. Вопрос в том, насколько полезен для выживания тип поведения, который обращается к вере в нужных обстоятельствах.
Автор. Если религия возникла как побочный продукт эволюции, то значит ли это, что от самого понятия Бога можно отказаться? Пожалуй, рано рассчитывать, что с помощью нейротеологии можно объяснить все, связанное с верой. Да, у нас есть данные о том, что вера заложена в строении мозга. Но это не означает, что понятие о Боге – результат биохимии.
Рамачандран. То, что в нашем мозгу есть нервные цепи, отвечающие за веру, не уменьшает значение веры как таковой. Возможно, Бог встроил нам в головы антенны, чтобы мы слышали и понимали его. То, что говорят ученые о мозговых центрах, влияющих на религиозные чувства, не отрицает существования Бога, ценностей мистического и религиозного опыта.
Епископ Сайкс. Было бы странно, если бы со временем ученые не обнаружили, что люди на уровне физиологии и биохимии предрасположены быть верующими. Не стоит бояться такого рода исследований. Наоборот, их надо всячески приветствовать.
Автор. Без сомнения, происхождение религии оказалось сложнее, чем мы думали. Но нейротеология показала, что нельзя считать веру результатом действия социальных условностей или откровения. Теперь мы знаем, что в мозгу есть структуры, помогающие нам верить в Бога. Вне зависимости от того, есть он или нет, люди будут продолжать верить в него.
Докинз. Религиозный импульс человека очень силен. Это немного огорчает меня. Похоже, религия – цепкая штука.
Ньюберг. Мозг устроен именно так, как он устроен. Религия и духовность буквально встроены в нас. Значит, концепции Бога и религии будут жить еще долго.
От редактора сайта. Выставляя этот материал на нашем сайте, мы не закрыли глаза на то, что он не согласуется с атеистическим мировоззрением светских гуманистов. От нас не скрылось, что фильм явно рассчитан на то, чтобы склонить к вере в Бога тех, кто еще сомневается и колеблется, и кого, к досаде церкви, еще недопустимо много.
Казалось бы, на протяжение всего фильма действуют не случайные люди, а серьезные ученые, использующие в своих исследованиях научные методики и аппаратуру. Этим внушается мысль, что всему, что говорится, безусловно следует верить, так как наука не обманывает. Да к тому же еще авторы вроде бы проявили объективность: и поведали о попытке ученых, проникнув "за грань науки", установить не божественную, а материальную, биохимическую причину веры в Бога, и рассказали о позиции в вопросе о вере не только верующих, но и атеистов, и даже пригласили в фильм "известнейшего в мире атеиста".
Но в конце расслабленному этой "объективностью" зрителю подсунут вывод: что ж, вера в Бога действительно связана с физиологией мозга, здесь с учеными не поспоришь, но спорить и не нужно, ибо все тайны природы, которые им удается познавать в своих лабораториях, придуманы не кем иным, как Богом, и это он время от времени милостиво позволяет науке их приоткрывать. Значит, никакие научные исследования, вплоть до проникновения в тайны мозга, не дают оснований сомневаться в существовании «всевышнего» и ничуть не подрывают веру в него. Просто Бог управляет людьми через их мозги. Мысль о встроенных в них «божественных антеннах» прямо высказывает в фильме один из исследователей.
Хитро! Пожалуй, такая «аргументация» способна быть для колеблющихся убедительнее, чем требования церкви ни о чем «не спрашивать, а просто верить», ибо здесь есть даже какое-то наукообразие (Бог общается с людьми чуть ли не по радио). Не в этом ли эффекте была главная цель перевода фильма на русский язык и показа по российскому ТВ?
x