Итак, история берет начало еще зимой, когда у меня в голове стала складываться мысль о том, чтобы прокатиться на новеньком Фокусе куда-нибудь заграницу. По долгу службы периодически бываю в командировках в разных странах, в отпуск иногда куда-либо выезжаю, но вот на а/м еще ни разу туда не ездил. В этой связи имелись некоторые сомнения в осуществлении подобной поездки. И тут мне на работе сбросили достаточно подробный рассказ о поездке на авто по Норвегии - «Вождение по краю Ойкумены» (позднее увидел его на
http://www.sokolovs.narod.ru/norway.htm), прочитав который мои мечты относительно возможного направления поездки приобрели более четкие очертания. Да тут еще и компания для такой поездки на работе неожиданно подбираться стала – оказывается, не только у меня такие мечты были.
После принятия окончательного решения о маршруте путешествия – Норвегия через Финляндию и Швецию, начали изучать интернет, искать рассказы о подобных поездках. В дальнейшем в подготовке к поездке очень помогли отчеты на
http://www.rygiychub.narod.ru/otchet_norvegia.htm,
http://kwijibo.pisem.net/norge04/index.htm,
http://www.mountain.ru/article/article_dis...?article_id=484 и
http://tikho.narod.ru/Fotki/Norg2005/Norg1.html.
В марте 2007 года все участники предстоящей поездки (всего четверо человек на двух а/м) договорились о датах (начало июня) и продолжительности (11 дней) поездки, после чего приступили к завершающей части подготовки. С помощью программы Microsoft AutoRoute разработали маршрут поездки с разбиением по дням, и, занялись поиском и бронированием кемпингов (примерное наше положение в конце каждого дня мы теперь уже знали). В поиске кемпингов в разных странах Скандинавии помогли сайты
http://www.eurocampings.co.uk/en/europe/,
http://www.camping.no/index_eng.html,
http://www.camping.fi/template_page1.asp?lang=3&s=528&sua=2,
http://www.camping.se/templates/start____320.aspx. Бронировали 4-5 местные домики (по возможности с кухней и ванной комнатой), а где этого сделать не удалось (как оказалось такие домики достаточно дефицитная вещь), планировали поставить палатки. Небольшой комментарий: на приведенных выше сайтах удобно искать кемпинги вблизи нужной точки маршрута, а вот для того чтобы узнать конкретные условия и цены в кемпинге, мы по названию кемпинга искали его персональный сайт (например, с помощью www.yahoo.com). Оказывается, практически все кемпинги имеют свои странички в интернете, на которых можно найти нужную информацию об условиях проживания, ценах, а также содержат формы (или e-mail адрес) для заказа. У нас цена описанного выше домика составляла примерно от 500 до 600 крон (норвежских или шведских в зависимости от страны).
Паром решили заказать в одну сторону из Хельсинки в Стокгольм, а обратно немного сэкономить (примерно 50 евро с а/м) – из Стокгольма в Турку. В принципе расстояние между Хельсинки и Турку небольшое и по хорошей трассе (с ограничением скорости в 120 км/ч) преодолевается очень быстро. С другой стороны паромы ходящие до Хельсинки немного «покруче» и есть возможность побольше времени на них отдохнуть. Билеты заказали и приобрели в
http://www.paromy.ru (здесь приведены и все цены, в том числе на автопакеты), выбрали паромы компании Silja Line, хотя в принципе можно было брать и Viking Line (цены и условия очень близки). Обратите внимание на возможные скидки (в том числе при раннем бронировании), а также на то, что цены по разным дням недели различаются достаточно существенно.
Затем, в конце апреля, вооружившись комплектом необходимых документов, перечень которых приведен на
http://www.norvegia.ru/visa/visa.htm, мы явились в консульский отдел посольства Норвегии (поскольку именно в этой стране мы планировали находиться большую часть нашей поездки). В принципе сдать все документы (и затем забрать паспорта с визами) может и один человек, но мы ездили вдвоем – по одному представителю от автомобиля. Документы приняли без каких-либо замечаний и уже через неделю мы были обладателями норвежских шенгенских виз.
За оставшееся перед поездкой время я сделал еще пару вещей: приобрел КПК и GPS-приемник (установил необходимые навигационные программы и карты Скандинавии, см., например,
http://4pda.ru/forum/index.php?showforum=16), а также оформил карточку Visa Classic. В дальнейшем обе этих вещи очень помогли: навигатор позволил не сильно забивать голову с прокладкой маршрута (хотя некоторые «глюки» программы все-таки имели место быть), а карточка позволила избежать проблем с заправкой бензином в Норвегии, где большинство заправок работают в автоматическом режиме. Также были закуплены кое-какие непортящиеся продукты (консервы, каши, макароны и т.п), поскольку мы были наслышаны о дороговизне в Норвегии, и приобретено некоторое количество наличных шведских и норвежских крон (обменный курс был следующим: 1 SEK = 3,891 RUR, 1 NOK = 4,378 RUR).
Итак, в первых числах июня, полностью заправившись бензином и обнулив датчики пробега, средней скорости и расхода, мы вчетвером на двух автомобилях (Ford Focus 2, 1.6AT и Ford Focus C-MAX, 2.0MT) отправились в путь.
Последующее путешествие можно описывать долго, с большим количеством эмоций и восхищением красотами Скандинавии, но я этого делать не буду, так как считаю, что все это надо видеть собственными глазами, а никакие фотографии и рассказы увиденного не передадут. Если быть очень кратким, то мы посмотрели такие крупные города как Хельсинки, Турку, Стокгольм (наверно, он понравился нам больше всех из городов), Осло, Берген. Побывали в Гейрангере и на дороге троллей (Trollstigen) – очень известном серпантине (перед спуском дорогу накрыло облако и наверно только мы рискнули начать движение по серпантину вниз), поднялись на Прекистолен (подъем и спуск - не самое легкое занятие, особенно если стараться сделать это достаточно быстро), сходили на ледник в Бриксдале (с огромным удовольствием провел бы в кемпинге недалеко от ледника еще несколько дней), увидели несколько восхитительных больших водопадов и красивейших фьордов (как с берега, так и с воды во время переправ на паромах), а несколько раз, когда дорога поднималась на высоту около 1 км, оказывались среди снегов (и это в июне месяце, когда внизу погода стояла около +30 °С), что очень впечатляло.
Теперь, поскольку наш форум все-таки автомобильный, немного и об этом. Суммарный пробег за время путешествия составил около 5400 км, средний расход бензина по компьютеру составил 6,9 л/100 км у 2-го Фокуса и 7,5 л/100 км у С-МАХ. Цены на бензин (за 1 литр 95-го бензина) приблизительно составляли от 12,5 до 13,5 NOK в Норвегии, 12,5-13,0 SEK в Швеции и 1,35 евро в Финляндии. Не дешево конечно, но жить можно. Скоростной режим на дорогах самый жесткий в Норвегии: не более 80 км/ч, причем если где-то стоят ограничения в 50 км, то их лучше выполнять, иначе можно и улететь с дороги. На моем Фокусе с АКПП на длинных спусках зачастую приходилось использовать ручной режим (2-3 передачи). Иногда дороги в Норвегии становились настолько узкими, что при разъезде легковые машины разделяли считанные сантиметры, а если встречался автобус или фура, то кому-то приходилось останавливаться в специально устроенных «карманах». Ну и просто огромное количество тоннелей попалось в Норвегии по пути. Местное население ПДД соблюдает, едет строго по ограничению или максимум +10 км/ч, обгоны делаются только в разрешенных местах, лихачей попались единицы. Водители кемперов и грузовиков видя, что за ними едут более быстрые легковые автомобили, по возможности, всегда пропускали нас, немного съезжая на обочину. Пару раз пришлось заплатить за дорогу (один из них – при въезде в Осло), раза 4 воспользовались услугами паромов для переправы через фьорды (переправа автомобиля с водителем и одним пассажиром около 100 NOK). Парковки на улицах крупных городов платные (может и есть места, где можно поставить а/м бесплатно, но их надо знать или долго искать), естественно чем ближе к центру, тем стоимость парковки выше.
По дороге обратно по трассе Питер – Москва сразу вспомнилась поговорка о бедах России (одна из которых - дороги), особенно участок дороги в окрестностях Новгорода впечатлил…
x