Заложники мазутных спекулянтов.
Основными продуктами нефтеперерабатывающих предприятий являются бензин, керосин, топливо для реактивных двигателей, дизельное топливо, которые отделяются в процессе перегонки нефти в первую очередь, обладают высокими потребительскими свойствами, позволяющими использовать их во многих отраслях промышленности, поэтому высоко ценятся. Самым ценным и дорогим продуктом является бензин. Топочный мазут, обладающий высокой вязкостью, относится к остаточным продуктам переработки нефти и не имеет высоких потребительских свойств. В России топочные мазуты марок 40 и 100, имеющие примерно одинаковую себестоимость производства, используют теплоэнергетические предприятия для производства тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение населения.
Был период в конце 2008 года, когда топочный мазут марки 100 на нефтеперерабатывающих предприятиях России реализовывался по цене около 1 700 руб./т, не более чем на 10 % выше его себестоимости. При этом теплоэнергетические предприятия Мурманской области имели возможность закупать мазут марки 100 по цене около 3 100 руб./т, с учётом доставки в Мурманск по железной дороге в цистернах.
В настоящее время нефтеперерабатывающие предприятия продают топочные мазуты по рыночной стоимости, которая значительно превосходит себестоимость производства мазута. ГОУТП “ТЭКОС” вынужден закупать топочный мазут марки 100, имеющий теплотворную способность примерно 9 400 ккал/кг, по спекулятивной рыночной стоимости примерно 12 350 руб./т (420 $/т). В результате в тарифе ГОУТП “ТЭКОС” за тепловую энергию оплата стоимости топливной составляющей доходит до 58 %. При этом до 9 250 руб. за каждую тонну топочного мазута мазутные спекулянты просто присваивают, не создавая при этом никакой прибавочной стоимости.
Для сравнения высококачественный сжиженный газ углеводородный марки ПБТ (пропан-бутан технический), имеющий теплотворную способность 11 400 ккал/кг, продаётся в Мурманске по рыночной стоимости примерно 15 000 руб./т (510 $/т). Получается, что с учётом теплотворной способности, которая является главным качеством любого топлива при производстве тепловой энергии, топочный мазут марки 100, являющийся остаточным продуктом переработки нефти, стоит почти столько же, как высококачественный сжиженный газ углеводородный марки ПБТ!
За 2009 год котельные ГОУТП “ТЭКОС” потребили 211 210 т мазута марки 100, из них котельные, расположенные в Мурманске - 96 215 т. При этом мазутные спекулянты в 2009 году бессовестным образом изъяли у 169 644 жителей Мурманской области, которых обслуживает ГОУТП “ТЭКОС”, до 1,95 млрд рублей в ценах 2009 года. Только 80 480 жителей города-героя Мурманска в 2009 году озолотили спекулянтов мазута на сумму до 0,89 млрд рублей, то есть каждый житель Мурманской области в 2009 году отдал дань в размере до 11 500 рублей спекулянтам мазута, которые из года в год бесконтрольно обогащаются.
В настоящее время мазутные спекулянты паразитируют не только за счёт населения Мурманской области. В заложниках у мазутных спекулянтов оказался многотысячный трудовой коллектив ГОУТП “ТЭКОС”, который ежегодно несёт убытки до 0,5 миллиарда рублей, потому что предприятие вынуждено закупать топочный мазут по экономически не обоснованным ценам, которые существенно выше себестоимости его производства и транспортировки. При этом Управлением по тарифному регулированию Мурманской области при расчёте тарифа на тепловую энергию для ГОУТП “ТЭКОС” по специальной методике установлена закупочная цена топочного мазута примерно в 1,69 раза меньше его реальной цены, по которой мазут продают предприятию. Это значительно превосходит допустимую погрешность ± 5 % для достоверной методики расчёта, которой можно пользоваться на практике. Убытки ГОУТП “ТЭКОС” на закупке топочного мазута по спекулятивным ценам в 2009 году составили 472 млн руб. Несмотря на большую финансовую поддержку Правительства Мурманской области, которая только в 2009 году составила 452 млн руб., некомпенсированные убытки ГОУТП “ТЭКОС” при закупке топочного мазута за последние годы составляют около 1,1 млрд руб.
В СССР не было капиталистических спекулянтов, в том числе паразитирующих на мазутном рынке, поэтому мурманчане оплачивали стоимость топливной составляющей от общей платы за тепловую энергию в размере около 10 %. При этом стоимость квартплаты для населения была сравнительно небольшой.
Если бы только часть денег, присвоенных за последние 10 лет мазутными спекулянтами, была использована на развитие ГОУТП “ТЭКОС”, то многие жители Мурманской области и города-героя Мурманска жили бы в куда более комфортных условиях. Остальные деньги жители Мурманской области и города-героя Мурманска просто сэкономили бы, так как платить за несуществующую работу, будто бы выполненную потерявшими совесть мазутными спекулянтами, им было бы не нужно.
Спекулятивная наценка нефтеперерабатывающих заводов, которую некоторые маскируют под специфику свободного капиталистического рынка, не прибавляет потребительских качеств топочному мазуту и прежде всего не увеличивает его теплотворную способность, не уменьшает затраты теплоэнергетических предприятий на подготовку мазута к эффективному сжиганию в топках котлов.
В Мурманской области много малообеспеченных семей, которые вынуждены платить бессовестным мазутным спекулянтам большие деньги, замаскированные ими под услуги теплоэнергетических предприятий. При этом большинство мурманчан получают не слишком большую зарплату, добросовестно вкладывая свой труд в создание прибавочной стоимости на своём производстве, но дальше их просто обирают спекулянты, в том числе мазутные, с которыми вынуждены работать теплоэнергетические предприятия.
Монополизировав российский рынок, мазутные спекулянты усиливают социальную напряжённость в обществе, вынуждая теплоэнергетические предприятия завышать цены на отопление и горячее водоснабжение населения.
Мазутные спекулянты имеют большие прибыли, даже, по меркам ведущих капиталистических стран, где прибыль размером в 3 ... 10 %, как правило, зарабатывают упорным трудом, а здесь дутая как мыльный пузырь прибыль достигает нескольких сотен процентов!
К сожалению, находятся недобросовестные лица, пытающиеся возложить моральную и материальную ответственность за деятельность мазутных спекулянтов на трудовые коллективы теплоэнергетических предприятий.
Но даже очень существенная экономия фонда заработной платы с целью значительного увеличения расходов теплоэнергетических предприятий на закупку топочного мазута выгодна исключительно мазутным спекулянтам, так как они смогут дополнительно повысить цены на топочный мазут и дополнительно увеличить свои сверхприбыли не только за счёт населения и бюджета Мурманской области, но и за счёт работников теплоэнергетических предприятий.
Цены на топочный мазут зависят от цен на нефть. В марте 2010 года один баррель нефти продавался на мировых биржах по цене примерно 2 360 руб./т (80 $/т). Один нефтяной баррель равен 158,987 л. Таким образом, 1 т нефти, имеющей удельный вес 0,95 т/м3, в марте 2010 года продавалась по цене примерно 15 810 руб./т (536 $/т).
Всем известно, что в необходимых случаях цены на нефтепродукты Правительство России регулирует, например, для населения Белоруссии Россия продаёт нефть по цене примерно 5 250 руб./т (178 $/т), Украины – примерно 8 970 руб./т (304 $/т).
Для сравнения Правительство Венесуэлы и некоторых других нефтедобывающих стран установило минимальные цены на нефтепродукты для собственного населения, которые ещё ниже цен, установленных Россией для населения Белоруссии и Украины. Самый дорогой нефтепродукт, которым является автомобильный бензин, в Венесуэле продаётся по цене не более чем на 10 % выше его себестоимости примерно 1 350 руб./т (46 $/т). Это мудрое решение руководства страны, большинство жителей которой имеют небольшие доходы.
В России многие цены на социально значимые товары, например, хлеб, регулируются государством.
Возникают вопросы: Почему для россиян, проживающих в Мурманской области, мазут марки 100, являющийся остаточным продуктам переработки нефти, продаётся по цене примерно 12 400 руб./т (420 $/т), то есть значительно дороже нефти, продаваемой Россией для населения Белоруссии и Украины?
Почему в области жилищно-коммунальных услуг для населения России проводится несбалансированная тарифная политика, которая не сдерживает цены на топочный мазут и является очень выгодной для мазутных спекулянтов?
Не справедливо, когда мазутные спекулянты, не создающие прибавочную стоимость, богатеют, паразитируя на населении Мурманской области. Мазутные спекулянты сродни террористам и грабителям собственного народа.
Цены на социально значимый для населения Мурманской области топочный мазут должны регулироваться государством, а не спекулянтами мазута, которые обирают мурманчан и разрушают экономику теплоэнергетических предприятий Мурманской области, доводя их до банкротства. Нормально работать в таких экстремальных условиях теплоэнергетические предприятия не могут.
Многие представители государственной власти России понимают, что назрела необходимость разобраться с анархией, царящей в сфере коммунальных услуг, и навести здесь порядок в интересах населения России. Например, председатель Государственной Думы России Грызлов Б. В. настроен против посредников в сфере коммунальных услуг, которые, по его мнению, “грабят население России”.
Первый заместитель Губернатора Мурманской области Смитюшенко С. А. в марте 2010 года обратил внимание на то, что за московскую квартиру он платит примерно 4 000 рублей в месяц, а за аналогичную квартиру в Мурманске – около 12 000 рублей в месяц. Здесь необходимо учитывать, что Правительство Москвы доплачивает всем москвичам половину затрат на содержание квартир, и затраты на отопление квартир в Москве меньше чем в Мурманской области, потому что климатические условия в Москве менее суровые.
Избранные народом органы государственной власти должны коренным образом изменить ситуацию с ценами на топочный мазут, являющийся социально значимым продуктом для населения Мурманской области и используемый теплоэнергетическими предприятиями для производства тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение населения. Цена на социально значимый топочный мазут для населения, который Мурманская область ежегодно потребляет до 1 599 710 т, должна регулироваться государством и не должна превышать его себестоимость более чем на 10 %.
Доктор технических наук В. А. Амахин
x