Я думаю, что зря стал членом этого форума, послушал просьбы своих читателей на драйве, которые всю дорогу пишут мне и упрекают, в том, что я мало уделяю внимания машине Форд (хотя сам и являюсь ее владельцем), все больше субару. Просто субаристов в России мне очень жалко, у них тюнинг начинается сразу с установки ковки, плит, гильз и т.д. т.к. якобы моторы субару слабые. Но это далеко не так, моторы великолепные, но есть одна проблема, наличие бесплатных (практически, только кабель надо купить) программ в интернете, позволяющих самому изменять настройки ЭБУ. И все это приводит к тому, что кому ни лень начинают этим заниматься, как следствие – убитые моторы.
Если кто хочет реально этим заняться, то этому надо долго учится. Вот могу посоветовать (кто хочет быстро) школу, которая хоть немного поможет и укажет правильное направление.
http://tunerschool.com, 16 недель и $14,675 и Вы уже можете начать. Это не так и дорого, не забывайте потом вам регулярно еще придется ездить на всякие курсы новых систем, на тренинги к ведущим тюнерам и т.д. . а это опять расходы.
На прощание и бесплатно (желание пропало здесь писать) я Вам опишу немного о зажигании т.к. понял, что местные Гуру считают, что выкрутить зажигание более 30-35 градусов на Форде при 6000 об/мин при давлении 1.2 бара – это очень сильно повысит мощность мотора. Ну, а читатель сам определит (надеюсь), что законы физики одни.
Предлагаю посмотреть на картинку. После воспламенения смеси, необходимо определенное время, пока фронт пламени достигнет всех дальних участков камеры сгорания . Поэтому необходимо зажечь смесь немного раньше, на такте сжатия, пока поршень идет к верхней мертвой точке ВМТ. Так вот, оптимальное зажигание или МВТ maximum brake torque, обычно это когда пик давления в КС наступает при 15-20 градусов ATDC (НЕ BTDC) ПОСЛЕ ВЕРХНЕЙ МЕРТВОЙ ТОЧКИ.
Для простоты, пока опустим момент возможной детонации. Если зажигание будет раньше, то отрицательная сила (детонацию, не берем, пока, в расчет) сильно увеличивается т.к. поршень должен преодолеть возрастающее давление, возникшее на его пути к ВМТ, и конечно момент сильно пострадает ( мощность соответственно). Так же ясно видно, что происходит значительное увеличение давления в КС, соответственно и температуры, что вызовет детонацию.
Дизайнеры, инженеры, конструкторы во всем мире пытаются бороться с этими негативными силами, различными способами. Их цель сократить время распространения пламени (как вы можете увидеть на картинке) и использовать момент зажигание смеси, как можно позже, для увеличения эффективности
Современные моторы с непосредственным впрыском топлива на дизелях и на бензиновых моторах имеют такую геометрию камер сгорания, в которых скорость горения намного выше, ну и как следствие – меньше углы, больше мощность.
Но вот местные гуру, утверждают, что это все ерунда, надо дунуть и сделать угла побольше и будет Вам мощность. Каждый тюнер в состоянии рассчитать с нуля карту зажигания (базовую, с чего начинать). Возьмем мотор форда 2.0 литра. У него диаметр поршня, если мне не изменяет память 87,5 мм. Скорость горения бензиновой смеси 16,5 метром в секунду (м/с) при АФР 12,5-13, при обогащении скажем до 11.8 она уменьшается до 15 м/с Кстати поэтому смесь 12,5-13.0 и есть самая мощная т.к. самая высокая скорость горения, значит меньше углы, меньше углы – меньше отрицательной энергии – меньше отрицательной энергии – больше мощность – ВСЕ ПРОСТО. При не сложных расчетах получается, что при 6000 оборотах нам действительно необходимо сделать угол зажигания – 32.3 градуса. Но, избыточное давление увеличивает скорость горения, поэтому для оптимального угла зажигания, необходимо ввести поправку, а для этой степени сжатия (вида камеры сгорания) и бусте 1.2 бра, он составит 0.387. Значит оптимальный угол (плюс, минус) будет где-то 12.5 градусов.
Мне очень жаль, но я на своем форде такого не добился, у меня он на 6000 составляет около 19-20 градусов. Причина очень простая, я настраивал не на бензине, а на Е85. Этанол горит намного холоднее и как следствие, скорость горения значительно меньше, поэтому и есть такая разница. Это теория.
Теперь от теории к реальной практике. Я часто, настраиваю машины спортсменам выступающим на различных соревнованиях, от Чемпионата Европы и до любительских гонок. Моторы обычно с высокой степенью сжатия, рассчитанные на разрешенный гоночный 102 бензин. Но для тренировок, я им делаю карты с возможностью ездить на Е85 (15% бензин, 85% этанол). Гоночный бензин у нас стоит 6 евро 1 литр, а Е85 - 0.7 евро. Е 85 имеет октановое число близкое к гоночному (разрешенному бензину) 102 ОЧ. Но вот вдумайтесь только, почему он так дорого стоит??
Инженеры, разработчики гоночного топлива так же учили физику и конечно понимают, что топливо должно быстро гореть, что бы уменьшить углы зажигания. Обычно, чем выше ОЧ, тем меньше топливо выделяет при сгорании тепла и как следствие – меньше энергии и мощность. Но его надо больше лить. Если посчитать, то на кг воздуха – Е85 выделяет на несколько процентов больше тепла, чем гоночный бензин, а значит, на нем и мощность как бы должна быть из-за этого выше. Но это не так. Один и тот же мотор при индивидуальной настройке на гоночном топливе, при более чем 10-15 градусах меньших углах выдает большую мощность. Что подтверждает законы физики.
Так что, мощность ощутимо можно поднять увеличив скорость горения (настройкой это реально) и тем самым уменьшив углы. Я тут прочитал, опять же местный Гуру пишет, что ЕГТ якобы сильно возрастет. Опять видно, что где-то, что-то слышал, но суть не совсем понимает. Но, я уверен, что читатель и сам теперь понимает, что ничего не изменится с ЕГТ. А на то есть 2 причины. 1. – ЕГТ минимальное (при прочих условиях) при МВТ maximum brake torque. 2. – угол уменьшился, но и скорость горения увеличилось, а значит время горения уменьшилось. Поэтому смесь не будет догорать на такте выпуска (в большем количестве)
Удачи всем
П.С. Да приеду я летом в Москву (на младшем брате своего РС, на фокусе 2, атмо с турбо китом), но только не письками мерятся, а для испытаний и корректировки НАСТРОЕК под Российский бензин и конечно с удовольствием посоревнуюсь с владельцами ЛУЧШИХ В МИРЕ МАШИН ФОРД СТ/РС