Отверткой срываем медные шинки сверху. Одна из ног приварена к общей шине - отрезаем, ну и последнюю ногу выпаиваем из платы. В итоге снимаем вот такую пластинку с двумя транзисторами:
Для того, что бы их нормально снять/поставить потребуется большой паяльник (ватт на 80-100), пассатижи, тиски, фен, немного терпения и аккуратности. Я использовал фен паяльной станции Lukey 702. Ну на крайний случай можно и строительный. Зажимаем паяльник в тиски так, что бы рабочая кромка жала была горизонтально относительно пола. Берем пассатижами пластинку с транзисторами за уголок и прикладываем алюминиевой стороной к жалу паяльника. Сверху транзистор греем феном. Примерно через 10-20 секунд попробовать стряхнуть или сковырнуть транзистор и медную пластинку (я сковыривал самим феном).
После того, как оба транзистора будут сняты, аккуратно залуживаем поверхность под пайку:
Аналогичную процедуру проводим с обратной стороной транзисторов. К слову, я использовал транзисторы IFR1405:
Теперь нужно поставить транзисторы на место. Для этого берем подготовленную пластинку за уголок пассатижами и кладем на паяльник прижимая к жалу место, где будет паяться первый транзистор. Второй рукой, небольшими круглогубцами или т.п. берем за ножки впаеваемый транзистор и ждем пока на поверхности пластинки в месте установки транзистора не расплавится припой. Когда припой расплавился прикладываем транзистор и, немного шевеля его по поверхности, ждем пока он плотно не приляжет к поверхности пластинки. Как только это произошло, не отпуская ножек транзистора поднимаем двумя руками всю конструкцию над жалом и ждем пока схватится пайка. Отлично, первый шаг сделан. Откладываем это пластинку остывать и проводим аналогичную процедуру со второй парой транзисторов.
После установки первого транзистора и его остывания проверяем его на работоспособность. Делается это следующим образом:
1) Кладем транзистор ножками к себе и лицевой стороной вверх.
2) Ставим тестер на режим проверки диодов.
3) Черный щуп устанавливаем на подложку либо на среднюю ножку.
4) Красным щупом касаемся правой ножки (должно быть значение примерно 0,3-0,5)
5) Теперь касаемся красным щупом левой ножки (черный щуп остается на том же месте)
6) Переносим красный щуп обратно на правую ножку (транзистор должен открыться, тестер будет пищать)
7) Ставим на подложку красный щуп, а черным касаемся левой ножки
8) Повторяем пункты 3 и 4. Транзистор должен закрыться - т.е. на экране будет значение 0,3-0,5
Если транзистор не открывается либо не закрывается, либо вообще постоянно звонится "на короткую" его нужно заменить.
Можете особо не бояться перегреть транзистор - МОСФЕТы подобного класса очень устойчивы к перегревам (без фанатизма конечно).
Теперь немного об установке второго транзистра. Т.к. на подложке уже припаян один транзистор, то прогреть ее одним паяльником (как в случае с первым транзистором) будет проблематично, да и не к чему это. Берем пассатижами за уголок пластинку и прижимаем алюминиевой стороной к жалу паяльника в месте где должен быть установлен второй мосфет. Это же место сверху подогреваем феном. Как только припой расплавился, откладываем фен и аналогично первому - устанавливаем второй транзистор на подложку. После такой процедуры даем уже запаянным полевикам остыть (они будут очень горячими). Проверяем тестером на работоспособность оба полевика. При правильной установке транзисторы должны быть плотно прижаты к подложке:
Вот тут есть один каверзный момент, на котором я и попался по глупости. ВНИМАНИЕ! Между транзисторами не должно быть контакта (!) На фото ниже приведен вариант НЕПРАВИЛЬНОЙ установки транзисторов:
После установки транзисторов на подложки откусываем за ненадобностью средние ножки и выгибаем для установки оставшиеся две. Т.к. медная шинка крепилась точечно к родному транзистору то теперь ее придется паять. Заранее лудим места пайки (под ножку и шинки от обмоток).
И устанавливаем транзисторы на место. (На фото транзисторы установлены еще с ошибкой описанной выше, нормальную установку после перепайки не смог сфотографировать - фотик сел).
Не забываем про термопасту !
Ну вот по перепайке транзисторов вроде и все.
В моем случае пришлось снимать плату - отвалился один резистор между мосфетом и его драйвером + отгнили ножки на микрухе 4066 (она очень неудачно стоит прямо под ножкой дросселя). Все было заменено на новое. Лаком залиты места, где от перегрева или окисла облезло заводское покрытие с дорожек.
И еще момент по распайке. Датчики Холла можно аккуратно выпаять медицинской иглой. Для этого берем иглу (большую, вроде как в 20-и кубовом шприце) и стачиваем ей острие. В итоге получается тонкая металлическая трубочка. Одеваем ее на ножку датчика и второй рукой греем место пайки. Иглу при этом вращать и немного продавливать в глубь. Как только игла провалится насквозь, убрать паяльник и, дав остыть припою снять ее с ножки. Так последовательно отпаиваем все 6 ног.
Ну вот вкратце все моменты, на которые хотел обратить внимание. Сегодня утром ЭГУР был установлен на машину и благополучно опробован.
x