Весной и летом гоpожане ездят по темноте больше, чем зимой. А статистика безжалостна: pиск попасть в аваpию ночью пpимеpно в два pаза выше, чем днем. Впpочем, если за pулем классный водитель, соблюдающий "Десять заповедей ночной езды", ничего не случится. Заповеди сфоpмулиpовал кандидат технических наук Олег Мойбоpода, диpектоp центpа подготовки водителей МАДИ.
Заповедь пеpвая. ПРО ФАРЫ.
Если автомобиль не имеет автоматической pегулиpовки фаp или "умной" подвески, следящей за положением кузова над доpогой, пеpед ночной поездкой отpегулиpуйте свет самостоятельно. Пpи одном пассажиpе на заднем диване, поставьте pегулятоp гидpокоppектоpа на цифpу "1". Если там устpоились двое - на "2". Пpи загpуженном багажнике выставляйте "3".
Hе слепите водителей попутных автомобилей чеpез зеpкала. Выключайте дальний свет, когда садитесь на хвост какой-нибудь машине. Истинные джентльмены в таких случаях вообще ставят pегулятоp на "3" (то есть максимально опускают вниз лучи света).
Заповедь втоpая. ПРО ВЕТРОВОЕ СТЕКЛО.
Раз в месяц мойте его до хpустальной чистоты с обеих стоpон, масляные pазводы и легкий налет гpязи, абсолютно невидимые днем, ночью пpеломляют свет встpечных машин в слепящие "туманности". Дело поpой доходит до полной потеpи видимости.
Заповедь тpетья. ПРО СУМЕРКИ.
Включайте ближний свет еще до наступления ночи. Опасен для себя и дpугих тот, кто едет по сумеpкам на неосвещенной машине. Автомобиль не кваpтиpа. Экономить в нем электpичество глупо.
Заповедь четвеpтая. ПРО РАЗЪЕЗД СО ВСТРЕЧHЫМ.
Пусть вы и следующий навстpечу коллега пеpешли на ближний свет. Все pавно узкой доpоге коpоткого ослепления не избежать. Долю мгновения вы едете вслепую. Поэтому пеpед pазъездом пеpенесите ногу с акселеpатоpа на тоpмоз. Пpи внезапной опасности эта меpа уменьшит вpемя pеакции на тоpможение.
Заповедь пятая. ПРО ОДHУ ФАРУ.
Если вам навстpечу двигается одна фаpа, это может быть что угодно: ноpмальный мотоциклист, неноpмальный автомобилист... Заpанее пpинимаем наихудший ваpиант: неноpмальный пьяный автомобилист. И одну-единственную фаpу будем считать его ПРАВОЙ фаpой. Поэтому пpиготовимся свеpнуть на обочину.
Заповедь шестая. ПРО ХАМОВ.
Hельзя по-иному назвать тех, кто оставляет дальний свет пpи pазъезде со встpечным. Разъезжаясь с хамом, смотpите чуть вбок, на обочину. Так избежите полного ослепления даже от дальнего света.
Заповедь седьмая. ПРО ПОДЪЕМЫ И СПУСКИ.
Подъезжая к подъему, помните, что если свеpху, на гpебне холма, появится встpечный автомобиль, он неминуемо ослепит вас даже ближним светом (пpавильно отpегулиpованные фаpы светят чуть вниз). Будьте к этому готовы. А пеpед спусками учитывайте, что вы аналогичным обpазом слепите дpугих водителей.
Заповедь восьмая. ПРО HЕЗHАКОМУЮ ДОРОГУ.
Если ночью едете по незнакомой доpоге, каждый повоpот воспpинимайте как опасный. Hочь сокpащает угол зpения и точность воспpиятия, Виpаж может оказаться кpуче, с худшим покpытием, с валяющейся на сеpедине стаpой покpышкой... Словом, скоpость должна быть такой, чтобы потом не хвататься за голову: "И зачем я гнал?"
Заповедь девятая. ПРО ГРУЗОВЫХ УБИЙЦ.
Остеpегайтесь ночных гpузовиков. Их истинные pазмеpы не всегда совпадают с обозначенными габаpитными огнями. Гpузовик на паpу метpов может "удлинять" или даже "pасшиpять" какой-нибудь тоpчащий наpужу полутоpатонный швеллеp. Сpаботает не хуже сицилийского убийцы.
Заповедь десятая. ПРО СЕБЯ САМОГО.
Далекие пpедки человека не были ночными животными. Hочь - чуждая для нас сpеда. Особенно это касается зpения. В дальней поездке можно деpжать под языком тонкий ломтик лимона, чтобы повысить остpоту ночного зpения. Такой пpием использовали летчики втоpой миpовой войны пpи ночных бомбаpдиpовках.
Олег Мойбоpода, carsoft autoguide.ru
Первый выезд
Практически все начинающие водители, которым приходилось помогать осваивать общение с автомобилем, старались освободиться от опеки и начать ездить самостоятельно как только по их понятию, а не по мнению обучающего, они были готовы для этого.
Случалось это быстро, чаще всего после приобретения ими более-менее устойчивых навыков управления для начала движения и остановки. В общем-то трудно запрещать взрослому человеку, имеющему право на управление своим автомобилем выехать на дорогу, но таким нетерпеливым людям надо начинать самостоятельную водительскую практику на менее загруженных дорогах общего пользования и нельзя выезжать на них, если отчетливо прослеживается чувство страха перед такой поездкой.
Если же вы внутренне к такой поездке готовы - выезжайте. Чтобы во время нее не растеряться и не наделать глупостей, нужно запомнить несколько правил, на которых, почти ручаюсь, во время обучения никто специально не заострял вашего внимания, хотя это аксиомы водительского искусства:
1. Трогаясь с места, меняя ряд или выезжая на главную дорогу (если нет светофора) убедитесь в том, что никому не помешаете посмотрев налево, а затем направо, как минимум, дважды. Все, кто начал выполнять эту рекомендацию, через год - два сообщали, что она уберегла их от опасности "подставиться" под транспорт, имеющий преимущество.
2. В любом потоке машин вы находитесь в безопасности до тех пор, пока движетесь со скоростью потока не меняя ряда.
3. Отличие скорости вашего автомобиля от транспортного потока как в меньшую, так и в большую сторону практически одинаково увеличивает опасность возникновения транспортного происшествия, только при движении с пониженной скоростью последствия, как правило, менее тяжелые.
4. Разбираться в дорожной обстановке надо не на перекрестке, а до него. Что это означает? Двигаясь к перекрестку, надо заранее продумать ваш план действий на нем в зависимости от ваших намерений и прав, предоставленных вам той дорогой, на которой вы находитесь. Например, если вы на главной дороге и проезжать перекресток собираетесь прямо - вы самый "главный" и остальные должны вам уступать. Но если вам, например, надо будет повернуть налево - вы должны уступить дорогу всем встречным, которые собираются проехать прямо и направо. В этом случае при подъезде к перекрестку не торопитесь, так как наверняка придется остановиться. Этот пример относится к нерегулируемым перекресткам и к пересечениям со светофорами без дополнительных секций.
5. Если, несмотря на ваше преимущество, вам не уступают дорогу - уступите вы. Во-первых, не придется "качать права" стоя у разбитого автомобиля, во-вторых, за рулем этого автомобиля почти всегда сидит растерявшийся водитель, нуждающийся в помощи.
6. Въезжая в арку дома, в узкий переулок или на крутом закрытом повороте всегда ждите, что внезапно появится встречный транспорт и придется тормозить или прижиматься к краю проезжей части. Если же он не встретился - считайте это подарком. И так всегда.
7. Приучайте себя после поворота и в начале каждого квартала искать знаки дорожного движения. Особенно это трудно делать после правого поворота, если они расположены высоко и близко к углу квартала. Это позволит вам не оказаться в числе нарушителей правил дорожного движения.
Эти несколько рекомендаций самые необходимые. В конце-концов по мере приобретения опыта каждый самостоятельно приходит к ним, но водитель по-возможности должен учиться на чужом опыте, иначе слишком дорогой может быть расплата. Естественно, что существуют десятки неписанных правил, которые позволяют водителю сохранить машину и жизнь. Эти правила вдумчивым водителем пополняются и пересматриваются постоянно. У меня лично тоже есть вопросы, ответы на которые я окончательно не нашел, несмотря на более чем тридцатилетний стаж водителя, многочасовые дебаты с соавтором и возможность консультироваться с водителями-профессионалами высшей категории. Для водителя, как ни для кого другого, справедливо изречение: " Век живи - век учись".
С.С.Шопп Август 1994г.
Приобретение первоначальных навыков вождения
Проблема приобретения первоначальных навыков вождения рано или поздно решается самим владельцем, тем более, что недостатка в желании приобрести этот навык никто не испытывает. Количество труда, который приходится при этом затратить, индивидуально для каждого обучающегося. Зависит оно от возраста и многих других индивидуальных качеств, но, рано или поздно, появляется автоматизм, исчезает страх, вождение автомобиля перестает быть тяжелой работой и становится удовольствием.
Для того, чтобы быстрее преодолеть указанный начальный период, особенно, если для вас оказалось недостаточно времени, затраченного на вождение автомобиля во время учебы или после обучения и получения водительских прав прошло достаточно много времени, приобретение или восстановление навыков вождения надо начинать самостоятельно. Как это сделать, вы найдете ниже, только при чтении рекомендаций следует быть внимательным и не упустить главного.
Большинство начинающих водителей, самостоятельно приобретая водительскую практику не задумываются о посадке, хотя правильная посадка водителя за рулем далеко не мелочь, как это может показаться с первого взгляда. Водитель, занимающий неудобное рабочее положение стеснен в движениях, напряжен и быстро устает во время продолжительной поездки, что снижает чувство предосторожности, внимательность, повышает время реакции и тем самым существенно влияет на безопасность. Поэтому, прежде чем продолжать самообучение, постарайтесь по всем правилам устроиться на своем будущем рабочем месте, на котором иногда придется проводить много часов подряд. Это нужно сделать на одном из первых занятий, пока не появилось чувство комфорта несмотря на неправильную посадку, иначе привычка неправильно сидеть за рулем может остаться на всю жизнь и будет очень мешать. Я знаю многих водителей, которые сидят в неудобной позе, быстро устают, но уже не хотят переучиваться.
Чтобы правильно устроиться на рабочем месте водителя, выполните следующие регулировки:
1. Если ваша машина оборудована механической коробкой перемены передач (передачи переключаются рукою во время выжима педали сцепления), то сев на сиденье водителя, сдвиньте его в такое положение, когда вы сможете легко, без заметного напряжения мышц из удобного положения тела на сидении до упора выжимать левой ногой педаль сцепления. В момент, когда педаль выжата до упора, нога должна быть слегка согнута, а снятая с педали, согнута в коленном суставе на угол больше прямого.
2. Людям значительно выше или ниже среднего роста желательна регулировка сиденья по высоте. В том случае, если она предусмотрена конструкцией произведите ее, а если такой возможности нет, то людям небольшого роста необходимо подкладывая подушечки поднять сиденье на такую высоту, чтобы оно удовлетворяло обзорности вперед и вбок. Высоту можно менять и исходя из условий эксплуатации. Например, в городе или при езде по неровным сельским дорогам удобнее сидеть повыше, чтобы точнее рассчитывать расстояния при парковке или преодолении неровностей. При длительной загородной езде рациональнее сидеть низко, в полулежащем положении.
3. Отрегулируйте руль по высоте, длине рук и углу наклона к горизонту. Для городской езды он может быть поднят и развернут вверх, для загородной его нужно опустить и развернуть на себя. Как правило на автомобилях малого и особо малого класса, к которым относится большинство моделей и модификаций отечественных автомобилей, регулировка положения руля не предусмотрена и ее производят наклоном спинки сиденья. Место водителя для роста 150...184 см спроектировано так, что после того, как вы сядете на необходимом расстоянии от педали сцепления, руль будет находиться в удобном положении при наклоне спинки сиденья под углом 25 градусов при низкой и 23 градуса при высокой посадке.
4. Отрегулируйте положение внутреннего и наружного зеркал заднего вида. Их поля зрения должны при неизменном положении головы частично перекрываться.
Посадка на автомобилях с автоматической коробкой перемены передач подбирается идентично, но только сиденье водителя отодвигают не по педали сцепления, которая отсутствует, а по педали акселератора. В этом случае в середине ее рабочей зоны угол между стопою и голенью должен быть близким к прямому.
Первые упражнения, с которых начинают обучение вождению, являются трогание с места и остановка.
Трогание автомобиля с места одна из самых сложных операций в управлении автомобилем, которая тяжело осваивается новичками и не получается даже у опытного водителя в сложных условиях или на незнакомом автомобиле, у которого иначе, например, отрегулировано сцепление. Если при трогании автомобиль дергается и глохнет, у неопытного водителя появляется полнейшая неуверенность в своих силах, боязнь лишний раз остановиться, чтобы потом вновь начать эту неприятную процедуру. Трудность освоения операции трогания с места состоит в том, что водителю надо синхронно и плавно делать два движения: левой ногой отпускать педаль сцепления, а правой нажимать педаль акселератора. При этом действия каждой ноги надо контролировать отдельно, а тут еще появляется другой отвлекающий фактор: автомобиль трогается с места и надо рулить. Как правило, в такой сложной обстановке неопытный водитель теряется и что-то делает не так. Чаще всего забывает о ногах и бросает педаль сцепления. В результате автомобиль дергается и глохнет, а в том случае, если обороты двигателя высоки, может рвануть с места. Для того, чтобы научиться уверенно, без рывков и глушения мотора трогаться с места, важно прочувствовать, что успех при трогании с места в основном зависит от манипуляций с педалью сцепления и значительно меньше от педали газа. При аккуратном пользовании педалью сцепления синхронность действия ног не обязательна: достаточно несколько прибавить обороты двигателя и правильно отпускать педаль сцепления. Чтобы убедиться в этом, рекомендуется проделать два упражнения.
Первое.
На площадке или безопасном участке дороги, куда вас привезли для тренировки, запустите двигатель. Вытяните на себя рукоятку троса управления воздушной заслонкой так, чтобы прогретый двигатель работал на оборотах примерно в два раза выше, чем обороты холостого хода. Снимите правую ногу с педали акселератора и поставьте на пол. Выжмите левой ногой педаль сцепления, включите первую передачу и, плавно отпуская педаль сцепления, дождитесь момента, когда автомобиль тронется с места. В этом положении прекратите отпускать педаль сцепления, подождите пока автомобиль наберет скорость и лишь после того окончательно медленно отпустите ее и снимите с педали ногу. Проехав немного вновь выжмите педаль сцепления. Автомобиль станет останавливаться и его можно быстрее остановить нажав правой ногой педаль тормоза, но по-прежнему не отпуская педали сцепления. Повторите это упражнение несколько раз. Когда оно станет уверенно получаться, немного сбросьте обороты двигателя несколько утопив рукоятку троса управления воздушной заслонкой и попробуйте трогаться на более низких оборотах двигателя.
Уже после первого упражнения становится ясно, как можно без ошибок тронуться с места, естественно, не вытаскивая трос управления воздушной заслонкой. Для этого нужно правой ногой установить повышенные обороты двигателя и зафиксировать ногу на педали акселератора, левой выжать сцепление, включить передачу и, прислушиваясь к оборотам двигателя, медленно, как уже упоминалось, в два приема отпустить педаль сцепления. Для дальнейшего совершенствования навыка проделайте упражнение следующее:
Второе.
Суть второго упражнения заключается в том, чтобы окончательно усвоить тот факт, что плавность трогания и разгона автомобиля зависит от действий с педалью сцепления и почти не зависит от числа оборотов двигателя, т.е. двигатель может работать на высоких или низких оборотах, а также менять обороты, тем не менее автомобиль разгоняется и останавливается независимо от них. Для этого надо научиться трогаться с места с "переменным газом". Делается это так:
Поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение, заведите двигатель. Утопите трос управления воздушной заслонкой, чтобы прогретый двигатель работал на нормальных оборотах холостого хода. Поставьте правую ногу на педаль акселератора и периодически кратковременно нажимайте на нее, чтобы двигатель работал с переменными оборотами от холостого хода до повышенных с частотой изменения оборотов около 1 - 1.5 секунды. На слух при таких действиях с педалью акселератора двигатель будет периодически пофыркивать;
Продолжая правой ногой удерживать такой переменный режим работы двигателя, выжмите левой ногой педаль сцепления, включите первую передачу и плавно отпускайте педаль сцепления в ожидании начала движения автомобиля. Как только автомобиль тронется, перестаньте отпускать педаль сцепления, дождитесь пока автомобиль наберет скорость, а затем, уже не сбрасывая обороты двигателя (правой ногой), окончательно отпустите педаль сцепления и продолжайте движение. Для остановки выжмите педали сцепления и тормоза одновременно, выключите передачу, снимите ноги с педалей, правую поставьте на пол, левую обоприте о панель левее педали на так называемую площадку отдыха. Часто новички в период разгона с переключением передач, отпуская педаль сцепления, окончательно не снимают с нее ногу. Надо как можно быстрее избавиться от этого недостатка, пока он не превратился во вредную привычку. Для этой цели надо отработать и довести до автоматизма движение стопы левой ноги, которая сразу же после отпуска педали сцепления даже на короткое время должна возвращаться на площадку отдыха.
Освоение навыков трогания и остановки нужно продолжить на последующих занятиях, постепенно усложняя их. Например, желательно научиться уверенно трогаться с места, когда под одним или двумя колесами лежат небольшие камни.
Приобретение автоматического навыка остановки тоже очень важный момент обучения, поскольку такой навык становится уже какой-то гарантией безопасности. Осваивая операции по троганию автомобиля с места, одновременно отрабатывайте и действия водителя по остановке автомобиля. Постепенно усложняйте упражнения, дополняя их после трогания разгонами с переключениями на высшие передачи, а также останавливая автомобиль в строго ограниченном месте, например, передними колесами на поперечной меловой черте, у какого-нибудь предмета на обочине дороги и пр.
Освоившись с перечисленными упражнениями, приступайте к освоению езды задним ходом. Вначале на достаточно большой по размерам площадке просто покатайтесь задним ходом, описывая круги, восьмерки и другие произвольные фигуры. Во время этих упражнений надо отработать удобную для себя посадку. Обычно перед движением задним ходом водитель смещается на левую часть кресла, повернув корпус спиной в направлении средней стойки. Поставив ноги на педали газа и сцепления, а левой рукой держась за руль, нужно развернуть плечи вправо настолько, пока не появится возможность локоть правой руки положить на спинку водительского кресла. В результате такого разворота обзор через заднее стекло становится вполне удовлетворительным, хорошо просматривается пространство слева ( с правой стороны автомобиля) и достаточно удовлетворительно справа. Включив перед поворотом туловища заднюю передачу, прибавьте обороты и понемногу отпускайте педаль сцепления. Автомобиль тронется, а руль придется вращать одной левой рукой. Предвижу возражения, что для движения задним ходом водителю совсем не обязательно заниматься акробатикой, но не могу с ними согласиться. Если вы сдавая назад пытаетесь держаться, как вам кажется удобным, за руль обеими руками, максимум, что можно сделать в этом положении - это повернуть голову вправо или влево и попытаться что-то рассмотреть через боковые стекла задних дверей. Но в этих случаях всегда останется обширная, периодически неконтролируемая зона и в не просматриваемом секторе в любую секунду может оказаться какой-то ротозей, несмышленыш или внезапно подъехавший транспорт. У меня было несколько случаев, когда я при начале движения задним ходом обнаруживал сквозь стекла правых или левых задних дверей неторопливо отходящих от автомобиля детишек, которые каким-то образом успевали оказаться сзади машины и совершенно не были видны в зеркало заднего вида и в заднее стекло. Двигаясь задним ходом водитель должен видеть дорогу в направлении движения и по сторонам практически также хорошо, как и при движении вперед. Конечно, обзорность при движении задним ходом во многом зависит от конструкции кузова автомобиля. К сожалению на новых современных кузовах с большими объемами багажных отделений она становится хуже и при движении задним ходом водителю приходится не только разворачиваться назад, но и тянуться вверх. Имея такой автомобиль при езде задним ходом будьте особенно неторопливы и осторожны и приучайте себя временами использовать наружные зеркала заднего вида. Однако они должны выполнять вспомогательную роль.
Поездив задним ходом некоторое время без определенного маршрута, освоившись с посадкой, обзором и научившись поворачивать руль левой рукой, начинайте усложнять упражнения. В частности, соорудите из прутиков ворота, в которые сперва въезжайте прямо, затем, двигаясь задним ходом под углом к столбикам ворот и наконец по траектории, параллельной воротам. Естественно, что по мере приобретения навыков, ширину ворот надо снижать. Кстати, время от времени проезжайте их под разными углами и передним ходом. Упражнения на площадке можно прекращать, когда почувствуете, что с началом движения, разгонами, торможениями, остановками и движением задним ходом проблем вроде бы нет, автомобиль стал послушен и вы начинаете чувствовать его как продолжение себя.
Нужно сказать несколько слов о методике указанных тренировок. Начинать отработку каждого приема, независимо от того, есть ли у вас обучающий или вы делаете это самостоятельно, надо не спеша. Затем отдельные приемы следует соединять в блоки типа "трогание-разгон-остановка", "трогание-разгон-переключение-остановка" постепенно увеличивая темп выполнения упражнений вплоть до появления признаков уверенного и динамичного выполнения блока. В этом случае для выработки автоматизма достаточно нескольких десятков повторов, а для достижения общей цели в худшем случае потребуется несколько тренировок продолжительностью час-полтора.
Упражнения по приобретению первоначальных навыков управления автомобилем, начатые на площадке или пустынном ответвлении дороги, нужно продолжить на грунтовых сельских дорогах, на которых, нет мешающего водителю-новичку движения транспорта. На такой дороге ему не придется как на шоссе десятками минут "пилить" вцепившись обеими руками в руль и глядя под колеса, а постоянно переключать передачи, менять скорость и направление движения, объезжая неровности и другие препятствия. При этом без всяких напоминаний он будет вынужден искать переключатели и педали на ощупь. Очень важно в такой обстановке привыкнуть к раскованной удобной посадке и к вращению рулевого колеса на небольшие углы (90 – 180 градусов) левой рукой. Подчеркиваю, именно левой, т. к. правая должна заниматься другими делами: переключением передач, работой с переключателями на панели приборов и пр. Хорошо, если на этой дороге есть резкие спуски, а также короткие крутые подъемы, когда водитель вынужден вести машину по памяти, имея в поле зрения участок неба. Акцент в управлении автомобилем на левую руку чрезвычайно важен, но это не означает, что правая рука не должна касаться руля. Нормальное положение рук на руле при движении по прямой для большинства автомобилей предназначенных для правостороннего движения "без четверти час" или "без четверти три": левая сбоку, правая почти сверху или, соответственно, на диаметрально противоположной стороне обода. Из этого положения удобнее всего крутить руль в любую сторону. В первом положении пальцы левой руки, держащей руль, достают до переключателей сигналов поворота и света фар без отрыва последней от руля. Во втором положении пальцы правой руки без ее перемещения по ободу достают до рычага включения стеклоочистителя. При длительной езде в таком положении руки меньше устают, особенно если они почти выпрямлены. Если вам в пути попадется водитель, левая рука которого вальяжно торчит из окна, старайтесь как можно быстрее избавиться от его соседства. Это беспомощный, но самодовольный экземпляр, который рано или поздно поплатится за свою беспечность: ведь безопасность езды практически всегда обеспечивается готовностью водителя не упустить тот миг, когда надо немедленно действовать, а он не может его не прозевать.
С.С.Шопп
август 1994г.
Проливной дождь, дым, туман и темнота. Как ездить?
Несколько советов для таких дней :
· включить фары, противотуманки (кроме задних), печку на вторую скорость направить на лобовое и на боковые стекла, обогрев заднего стекла;
· держать минимальную разумную скорость (до 60км/ч) и максимальную дистанцию;
· минимум маневров и перестроений на дороге!!!
· перед любым маневром включить поворотник и ОЧЕНЬ плавно начать перестроение (буквально по 5-10см) на минимальной скорости;
· если есть подсос - лучше добавить оборотов до 1000;
Про себя могу сказать - что в такие дни пропускаю и уступаю абсолютно всем нуждающимся без последующей брани и "лечений". Особенно дам - им больше всех тяжело, потому как они и в хорошую погоду рассеяны, а в таких условиях думать про семью, ужин и т.д. - просто категорически воспрещается (лучше даже музыку выключить) и все внимание сосредоточить на дороге.
Всем желаю скорейшего установления хорошей погоды
DAV Москва
Прочие опасности и болезни роста
Поскольку мы незаметно от вопроса приобретения первых навыков вождения перешли к проблеме приобретения водительского опыта, продолжим эту тему, коснувшись вначале ее нескольких наиболее общих аспектов, но имеющих самое принципиальное значение. Водитель должен знать и подсознательно помнить, что в случае какой-то неприятности или аварии ответственность за все последствия несет только он, а не тот, кто под горячую руку подал ему неуместный совет. Только в автошколе вина за действия ученика возлагается на инструктора.
Поэтому выезжая, например, налево на загруженную дорогу, когда вам по какой-то причине не видны помехи справа, не просите правого пассажира дать команду на выезд, а извольте убедиться в обстановке и принять решение сами. Неопытный пассажир может неправильно рассчитать дистанцию до подъезжающего справа автомобиля и вы подставитесь под удар.
При острых ситуациях не слушайте команды пассажиров - чаще всего они неуместны. Приобретая опыт водителя надо постоянно помнить, что по мере роста мастерства у водителя появляется больше возможностей избежать дорожно-транспортного происшествия, но его предусмотрительность и мастерство конечны, а коварство ситуации, глупость или нахальство других участников движения могут быть беспредельны. Поэтому даже самый опытный водитель может оказаться в положении, когда его навыков и опыта окажется недостаточно для того, чтобы избежать аварии, предопределенной сложившейся ситуацией.
Одно из самых необходимых условий безаварийной езды - это постоянное ожидание от других участников движения (в т.ч. и пешеходов) неожиданных и непредсказуемых действий, которые заставят вас немедленно выпутываться из создавшегося положения. Постоянное ожидание опасности ни в коем случае не означает, что водитель должен все время испытывать страх перед будущими дорожными ситуациями: он должен быть хладнокровен и в то же время насторожен, предусмотрителен, постоянно готов немедленно и в то же время без спешки ( вроде бы совершенно несовместимые понятия) реагировать на любое, даже на будущее предположительно опасное изменение дорожной обстановки.
Статистика утверждает, что наибольшее количество аварий приходится на водителей, пробег автомобилей у которых составляет от 5 до 15 тыс. км, а затем медленно снижается. Начинающему водителю чрезвычайно важно знать причины этого явления, чтобы самому не оказаться среди потерпевших. Дело в том, что благополучно проехав несколько тысяч километров, подавляющее большинство водителей приобретает устойчивые навыки вождения, а значительная часть из них и излишнюю уверенность в своих способностях. Поскольку езда становится удовольствием, они охотно пользуются автомобилем по любому поводу и без такового, с каждым днем становятся увереннее и агрессивнее, начинают без нужды превышать безопасную скорость, резко маневрировать и т.п. В общем, как говорится, считают, что уже держат бога за бороду. Находясь в состоянии типа "водительской эйфории", они становятся нетерпимы к советам тех же людей, которым недавно буквально заглядывали в рот.
Эта болезнь поражает большинство способных в будущем стать хорошими водителями мужчин молодого и среднего возраста и почти не касается женщин. На дороге больные водительской эйфорией постоянно демонстрируют отсутствие элементарного водительского опыта. Обычно они выделяются неприлично высокой для данных условий скоростью движения, быстро ездят по лужам обливая прохожих, идущие рядом автомобили, отличаются торопливостью, агрессивностью, резкими ускорениями, хаотичным маневрированием, а также тем, что охотно затевают или ввязываются в гонки, победителем которых становится не самый искусный, а более неблагоразумный.
Обычно от этой болезни большинство вылечивается после первой аварии. Те, на которых первая авария не влияет, совершают вторую и "лечатся" таким же образом несколько раз. У счастливчиков без помех эта болезнь сама по себе проходит через несколько лет, когда они на основе приобретенного опыта начинают понимать не только опасность, но и неприличную внешнюю сторону такой манеры вождения автомобиля.
С.С.Шопп Август 1994г.
Интервал между транспортными средствами.
Без всякой статистики заметно, что с увеличением плотности движения значительно возросло число аварий по причине наездов автомобилей друг на друга сзади. Появились и первые цепные аварии, в которых даже при городском движении с невысокой скоростью одновременно принимают участие по три-четыре автомобиля. Причины их понятны и желательно выработать и выполнять ряд мер, которые позволят самому не оказаться участником такого происшествия.
Разумеется, для того чтобы не ударить по задним фонарям впереди идущий автомобиль, старайтесь не забывать о дистанции между вами, не сокращайте ее до минимума перед перекрестками несмотря на снижение скорости потока и особенно следите за ней на междугородних и скоростных трассах.
Еще больше надо опасаться наездов сзади, поэтому постоянно контролируйте обстановку за собою. Ведущую роль в этом деле выполняют зеркала заднего вида и свободное от грязи или украшений заднее стекло. Причем наличие двух боковых зеркал заднего вида никак не заменяет обзора с помощью внутреннего зеркала, которое водитель использует не только сознательно, но и неосознанно. Соответственно, надо как можно быстрее выработать у себя привычку пользоваться этими зеркалами и не только смотреть в них перед тем, как намереваетесь предпринять очередной маневр с выездом из ряда, а в такой степени, чтобы постоянно знать ситуацию сзади практически также хорошо, как и впереди.
Многие водители используют внутренние зеркала заднего вида панорамного типа, однако у них есть ряд недостатков: слепят водителя ночью и искажают расстояния, размеры и скорость движущихся сзади автомобилей. Некоторые водители считают, что к панорамным зеркалам необходимо привыкать, однако же это не так.
Плоские зеркала заднего вида позволяют точнее определять расстояния до следующих за вами автомобилей, а также до препятствий, если наружное зеркало заднего вида остается единственным средством обзора при движении задним ходом. Панорамное зеркало, сколько бы вы к нему ни привыкали, хорошо информирует водителя только о наличии транспорта за ним. Точность определения скорости и дистанции до идущего сзади автомобиля после любого привыкания обязательно низкая и, как правило, недостаточная для проведения уверенного и безошибочного маневра.
Особенно опасно становится доверять панорамному зеркалу при движении в густом транспортном потоке когда желательно определять расстояния до ближайших автомобилей с точностью до нескольких метров. Если в этом случае не вертеть головой, панорамное зеркало заднего вида может сослужить плохую службу.
В последнее время в продаже появились широкие плоские зеркала, по размерам близкие к панорамным. Простота изготовления позволяют резко снизить на них цену, а использование такого зеркала снижает риск просмотреть опасную ситуацию позади автомобиля, поэтому их применение можно приветствовать.
Существует масса советов начинающим водителям, как часто надо смотреть в зеркало заднего вида в городе и на дороге, какие должны быть интервалы между транспортными средствами в зависимости от скорости движения и дорожно-климатических условий. Желающие найдут их без труда самостоятельно. Лично мне такие советы не пригодились по-видимому потому, что управляя автомобилем нужно смотреть назад ровно столько, сколько нужно для знания обстановки сзади и как-то несподручно переводить постоянно меняющуюся скорость в метры и оценивать соответствие им реальных интервалов до впереди идущего автомобиля. Здесь приоритет должен быть за здравым смыслом и интуицией.
Наличие хорошего обзора и знание обстановки позади автомобиля при движении все-таки недостаточно, чтобы полностью уберечь себя от возможных неприятностей. Необходимо взять за правило сохранять увеличенный интервал между своим и впереди идущим автомобилем не только во время езды, но и при остановках перед перекрестками и пешеходными переходами хотя бы до тех пор, пока за вами кто-либо не остановится.
Интервал должен быть таким, чтобы позволил вам иметь возможность значительно продвинуться вперед и даже выехать из ряда в случае крайней необходимости. Двигатель до момента остановки позади вас очередного транспортного средства нужно оставлять работающим даже в том случае, если остановка затягивается, как это бывает, например, перед переездами. Особенно такая предусмотрительность может пригодиться зимой на скользкой дороге.
Мне дважды удалось избежать неприятностей во время вынужденных кратковременных остановок. Первый раз зимой перед светофором, когда пришлось сдать вперед и даже частично выехать из ряда заметив, как мотается по льду и не может остановиться подъезжающий сзади грузовик. Его водитель в знак благодарности долго тряс над головой сцепленными в пожатии ладонями. Второй раз пришлось проделать то же самое в ясный летний день, остановившись на плавном закруглении шоссе в хвосте автомобильной пробки. На этот раз опасность грозила от крепкой на вид "Волги" М-21. Ее водитель с изумлением объяснил, что не ждал здесь никаких препятствий и потому вовремя не сообразил, что пора тормозить.
Вообще опасаться наезда сзади надо всегда, когда останавливаешься на дорожном полотне в нетрадиционном месте, т.е. не на перекрестке, а у пешеходного светофора, перед зеброй и прочими помехами, поскольку на перегоне все водители внутренне растормаживаются и могут отвлечься на что-то другое.
Сохраняя дистанцию между своим и впереди идущим автомобилем надо особенно быть внимательным в том случае, когда впереди находятся легковые автомобили, обладающие высокой эффективностью тормозов.
Зимой могут быть весьма опасны любые транспортные средства большой грузоподъемности, сцепление которых с припорошенным снегом асфальтом значительно выше за счет высокого контактного давления, позволяющего им цепляться за асфальт. Разумеется, опасно приближаться к впереди идущим легковым автомобилям на ошипованной резине.
С.С.Шопп. Август 1994г.
Дорожная стратегия и тактика.
Секрет мастерства хорошего водителя в значительной мере заключается в том, что относясь к вождению автомобиля с должной ответственностью и не уверовав в свои исключительные на этот счет способности, он вольно или невольно использует при вождении автомобиля элементы по-существу специализированных понятий стратегии и тактики.
Для того, чтобы не отсылать читателя к толковым словарям, напомню, что под стратегией понимается наука и искусство ведения войны, затем искусство руководства общественной и политической борьбой, а под тактикой, кроме ее военного значения, в переносном смысле слова, признается совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели. Разумеется, что у любого водителя цель, т.е. стратегия, подразумевается одна: благополучно доехать до места назначения, под тактикой - как это сделать.
Для удобства изложения не будем торопиться с рассмотрением стратегии и вначале разберемся с тактикой. Поскольку сложность и многообразие дорожных ситуаций неисчерпаемы, предусмотреть их всевозможные варианты невозможно даже обладая самым большим опытом. Однако существуют приемы и средства, позволяющие при своей реализации начисто отсечь появление всего многообразия опасных дорожных ситуаций.
Поясним это на примере. Например, если вас не устраивает скорость движущегося впереди транспортного средства, нельзя бездумно начинать обгон или его опережение в тех случаях, когда вы скоро собираетесь повернуть направо. Вы можете по своей вине или по вине водителя этого транспорта не успеть обойти его до поворота и окажетесь в весьма щекотливом положении, особенно при высокой плотности движения. Может оказаться, что вы все же сумеете вовремя завершить бездумно начатый обгон только за счет большого превышения скорости и окажетесь в сложном положении на самом повороте, не успев ее снизить до необходимых пределов. Не исключено, что вы-то все успеете, а водитель третьего транспортного средства, выезжающий на вашу дорогу не увидит вас из-за того автомобиля, который вы обгоняете и решит проскочить вам навстречу до его проезда. В этом случае вы свалитесь ему как снег на голову в самый критический момент.
Если и дальше продолжать в том же духе, каждый из читателей самостоятельно придумает много возможных вариантов в такой, казалось бы примитивной ситуации. Но существует одно единственное грамотное решение, исключающее все что ранее описано из возможных опасностей и все что может быть еще придумано. Это решение - отказаться от обгона. Да, придется потерпеть, снизить скорость, потерять несколько десятков секунд, возможно и побольше, но ведь не жизнь, хотя может быть шансов на такую расплату в каждом конкретном случае ничтожно мало, но ведь и случай-то не последний.
Если продолжать игнорировать тактически грамотные решения, то счетчик аварийно опасных ситуаций продолжает щелкать и каких бы семи пядей во лбу вы ни были, это в лучшем случае отдалит ту трагическую ситуацию, которую менее способные водители не избегают сразу.
Совершенно, например, очевидно, что в стесненных условиях дорожного движения вероятность попасть в дорожно-транспортное происшествие возрастает, поскольку аварийную ситуацию могут создать большее число участников движения. Отсюда вырисовывается следующая тактическая линия поведения водителя, заключающаяся в том, что надо, если позволяют условия, избегать движения среди локального скопления транспорта. Этого принципа важно придерживаться как в городе, так и на дороге. Если, например, впереди на дороге вами замечены несколько грузовиков вперемежку с легковыми автомобилями, снижайте скорость с таким расчетом, чтобы оказаться в их районе после того, как участниками движения в этой группе будут произведены необходимые обгоны и группа рассредоточится по ранжиру согласно выбранным ее водителями скоростям движения. Если вы торопитесь, будет проще и безопаснее перегнать их потом поодиночке, чем толкаться в куче создавая дополнительную опасность уже одним своим присутствием.
На дорогах сплошь и рядом встречаются водители, ведущие себя в тактическом отношении абсолютно безграмотно. Они на авось обгоняют перед вершиной подъема, на перекрестках, мечутся из ряда в ряд на улицах с многополосным движением, едут по полосе встречного движения вдоль автомобильных пробок и, рискуя повредить свой и чужой автомобили, встраиваются в шеренгу медленно движущихся автомобилей, тем самым вызывая еще большие заторы.
Оказавшись в незнакомом городе, вместо того, чтобы обеспечить себе свободу маневра находясь в хвосте или голове многорядной колонны, они из середины потока ломятся в крайний ряд перед поворотом, считая для себя невозможным в целях безопасности проехать дальше, развернуться, возвратиться и тогда уж повернуть туда, куда ранее не удалось, чтобы без риска прибыть к месту назначения.
Находясь в своем городе и прекрасно зная расположение светофоров и порядок их работы, они мчатся до упора и вынуждены резко тормозить перед издали заметными красными сигналами. Будучи вынужденными уступить дорогу другому транспорту, они едут не снижая скорости до места, где вынуждены остановиться, тормозят, стоят, а затем срываются с места, вместо того, чтобы рассчитать скорость и без остановок встроиться в разрывы транспортного потока, занимающего главную дорогу. Увеличивают скорость, чтобы успеть на зеленый сигнал светофора, не думая о чрезвычайной опасности такого поведения.
Ранее упомянутая упрощенная стратегия, ставящая задачу в любой обстановке благополучно прибыть на место, для чего при всех обстоятельствах сохранить и жизнь и автомобиль также может привести к плохим результатам, поскольку ограничивает тактические возможности водителя. Представьте себе ситуацию, когда во время гололеда перед вами разворачивает автомобиль или, например, грузовик перегораживает дорогу. Конечно, вначале необходимо использовать все возможности остановиться до препятствия, т.е. попытаться сохранить и жизнь и автомобиль, но как только возникнет сомнение в успешном исходе этих усилий, надо найти в себе силы отказаться от них и направить автомобиль за пределы дороги, постараться затормозить его снегом или кустами на обочине. Лучше уж съехать в кювет на скорости 60 -80 км/час, чем въехать под стоящий поперек дороги грузовик на скорости втрое или вчетверо меньшей.
Точно также при возникновении реальной опасности сбить пешехода, ищите любую возможность уклониться от наезда отвернув на газон, пытайтесь, если умеете, развернуть автомобиль резким и крутым поворотом руля боком к направлению движения и т.д.. При этом непременно будет выбита подвеска, деформирован кузов, но это железо, а не живой человек и железо так или иначе будет восстановлено.
Говорят, что экспромт особенно хорош, когда он заранее заготовлен, поэтому необходимо постоянно помнить и внутренне готовить себя к ситуации, когда при всей нежелательности придется в корне менять стратегию дорожного движения и, как говорят, из двух зол выбирать меньшее. Но с этим подробнее мы познакомимся ниже. Во время повседневной эксплуатации автомобиля водитель также бывает вынужден менять стратегию. Недостаточно опытные водители перед поездкой обычно считают, что она будет достаточно быстрой и благополучной, но дорога есть дорога и когда планы рушатся, они пытаются их сохранить, начинают нервничать и отсюда, чаще всего невольно, продолжают поездку в режиме, при котором становятся практически беззащитными. На счастье, в большинстве случаев такие поездки оказываются благополучными, однако при этом риск оказаться в критической, затем, в аварийной ситуации и пострадать неизмеримо возрастает. Исходя из этого, нужно четко понимать общую дорожную ситуацию, особенно во время поездок на дальние расстояния и в соответствии с нею менять стратегию движения.
Например, если вы выехали в дорогу при хорошей погоде в светлое время суток и успеваете засветло добраться до места назначения, можете не менять свои планы, если вдруг какой-то участок дороги окажется хуже или более загружен и вам временно придется снизить скорость движения. В этом случае кое-где, если позволят дорожные условия, придется поехать быстрее, чем намечалось и ваши планы не нарушатся. Однако при изменении погодных условий не делайте попыток сохранить ту же среднюю скорость и совершенно сознательно переходите на другой режим движения, чтобы сохранить свои силы и обеспечить безопасность.
В осенне-зимний период эксплуатации при резком ухудшении погоды (туман, метель, гололед) сразу же переходите в режим, основная задача которого благополучно доехать до цели, не считаясь с затраченным временем. Водителю надо знать, что иногда дорожно-климатические условия могут изменяться в такой степени, что приходится на полпути прерывать, а иногда и совершенно отказываться от поездки, несмотря на уговоры пассажиров и большой соблазн доехать до места назначения в соответствии с прежними намерениями. Лучше прервать поездку и вернуться назад, чем иметь крупные дорожные неприятности. Упрямство здесь неуместно.
С.С.Шопп. Август 1994г.
Обсудить
Дорожная этика
Несмотря на то, что в процессе езды водители лишены возможности вступать в непосредственные контакты, тем не менее очевидно, что при движении они общаются друг с другом. Спектр атмосферы этого общения весьма широк, от предупредительности до агрессии. От него во многом зависит душевное равновесие участников движения, которое нередко может оказаться первопричиной дорожно-транспортных происшествий.
Те из читателей, которым удалось побывать в странах с развитой автомобилизацией и там довелось водить автомобиль, конечно обратили внимание на отношения между водителями. Их атмосфера как правило, корректная и дружественная. Водители по мере возможности помогают друг другу, нередко поступаясь собственным приоритетом. Например, если вы выезжаете из ворот на улицу, по которой сплошным потоком движутся автомобили - тут же кто-либо из водителей заранее начнет притормаживать и перед вашим проездом остановит весь правый ряд, позволив вам без помех встроиться в поток. На узких дорогах пересеченной местности водители большегрузных грузовиков, заметив позади себя более динамичные автомобили, если позволяет дорожная обстановка, прижимаются к правой обочине, включают сигнал правого поворота и предлагают движущимся сзади идти на обгон. Если же ситуация меняется, выключают поворотник и перестают сторониться, тем самым предупреждая об опасности. Такое отношение между водителями считается нормой. Оно сложилось за многие годы цивилизованного использования автомобиля. Я не помню случая, чтобы кто-то из участников движения превращал езду по городу в автомобильные гонки, настойчиво требуя, чтобы ему уступили дорогу, хотя, по-видимому, и там многие куда-то торопятся. Лишь однажды пришлось быть свидетелем неординарной уличной езды.
Сдавая в прокатной конторе автомобиль, мы поняли, что явно опаздываем на поезд, билеты на который были приобретены заранее. Тогда один из моих спутников попросил владельца конторы помочь нам добраться до вокзала. Путь до него был не близкий, а до отхода поезда оставалось не более десяти минут. Хозяин немедленно бросил дела и сел за руль того же автомобиля. Я не заметил в его поведении признаков спешки или нервозности. Подъезжая к перекрестку, на котором нашему продвижению мешали автомобили пользующиеся приоритетом, он моргал фарами, поперечный поток останавливался и мы беспрепятственно ехали дальше. На какой-то улице с многорядным движением нам нужно было повернуть налево. Дождавшись зеленого сигнала светофора, он вновь посигналил светом и многорядный поток встречных автомобилей до тех пор не двинулся с места, пока мы не уехали с перекрестка. Мало того. Подъехав к вокзалу мы обнаружили, что в зоне начала подземного перехода на перрон остановка запрещена. Тут же прогуливался полицейский. Наш новый водитель без колебаний проехал как можно ближе к проходу и мы дружно высыпались из машины. Торопясь за товарищами, я на ходу пару раз оглянулся.
Полицейский по-прежнему не обращал внимания на явное нарушение правил дорожного движения, а любезный хозяин прокатной конторы не спеша развернулся и отправился восвояси.
Очевидно не следует заниматься детальным анализом причин возникновения нашего морального климата на дорогах. Не следует также думать, что авторами неприязненной дорожной атмосферы у нас являются только злые или нахальные люди. По моему мнению ее чаще создают педантичные или безмятежные водители. Первые считают невозможным поступиться своим преимуществом, вторые без всякого злого умысла заботятся только о собственном благополучии. Люди такого склада обычно не понимают, что если ты при незначительном преимуществе поставишь в сложную ситуацию другого участника движения, его действия из-за растерянности или по другим причинам могут оказаться непредсказуемыми. В результате может быть создана аварийная обстановка и при неудачном ее разрешении не исключено, что в числе пострадавших окажется и формально правый соавтор опасной ситуации. Неужели от чувства собственной правоты у разбитой машины ему будет лучше?
Для примера рассмотрим штатную ситуацию, которая сплошь и рядом возникает в условиях городского движения. Час пик. На улице плотный поток транспорта, остановки переполнены людьми. В правом ряду за троллейбусом на небольшой дистанции движется легковая машина. Подъехав к остановке, троллейбус активно тормозит, почти не принимая вправо. Водитель следующего за ним легкового автомобиля, который по каким-то причинам не предусмотрел такой ситуации, да к тому же не сразу прореагировал на нее, вынужден интенсивно тормозить и останавливаться, поскольку в левом ряду автомобили следуют друг за другом без разрывов. На сухой летней дороге он избежит столкновения с троллейбусом. Совершенно другие условия и последствия могут быть на зимней дороге. Небольшая дистанция между автомобилем и троллейбусом, потеря нескольких десятых долей секунды от неожиданности, слишком резкое торможение с блокировкой колес приведут к тому, что неосторожный водитель легкового автомобиля быстро поймет тщетность своих усилий торможением избежать столкновения с троллейбусом. В поисках выхода он не подумает свернуть направо: там бордюр, столбы, люди и наверняка постарается уйти влево, второпях не обращая внимания на отсутствие разрывов в левом потоке. Нет слов, в создании аварийной ситуации виноват только он, но согласитесь, деваться ему некуда и столкновение с автомобилями второго ряда будет неизбежным, если водитель-формалист, следующий в этом ряду, заблаговременно не откажется от законного права следовать в выбранном направлении не уступая дороги.
Существует множество ситуаций, когда взаимная вежливость не только создает у водителей хорошее настроение, но и повышает безопасность движения. Не знаю, как вам, но мне приятно, когда на узкой дороге встречная машина прижимается и останавливается на краю проезжей части, хотя бы в этом и нет особой необходимости. Просто грех не поблагодарить ее водителя. В густом транспортном потоке не возникает чувства беспокойства, если при необходимости перестроения не только левый, но и правый сосед по ряду снижает скорость, предоставив вам возможность сместиться в созданный им разрыв. На перекрестках загородных дорог испытываешь чувство уважения к водителю, который заранее, когда автомобили еще движутся с большой скоростью, включает сигнал поворота. Сделать же это не трудно, а для следующих за ним или для водителей, ожидающих на пересечении дорог момента для разворота и поворота налево, обстановка проясняется и они получают дополнительные возможности для безопасных маневров.
С.С.Шопп
Август 1994г.
x