Ремонт легкосплавных дисков, к сожалению, все еще очень распространенное явление во многих странах. Мне хотелось бы пояснить причины, из-за которых следует избегать такого рода ремонта.
Интернет-сайты специалистов по ремонту колесных дисков дают такую информацию:
1) поврежденные диски подвергаются нагреву и последующей раскатке
2) процесс правки диска обеспечивает то, что однородность прочностных характеристик различных участков диска будут в пределах допуска
3) материал, применяемый при ремонте поврежденных участков диска, идентичен материалу из которого изготовлен диск
Далее я опровергну эти тезисы и для начала приведу цитату из информационного листа, опубликованного еще в марте 1999 г. Немецкой Ассоциацией Продавцов Шин и Организаций по Ремонту шин (Bundesverband Reifenhandel und Vulkaniseur-Handwerk e.V.).
Был рассмотрен случай ремонта диска с сильно смятым ободом (но без образования трещин) в ремонтной мастерской, специализирующейся на «лечении дисков».
После произведенного ремонта колесный диск был обследован и получены следующие результаты:
«1) механическая обработка полки обода привела к нарушению допусков по геометрическим показателям (в особенности: длины окружности полки, длины окружности хампа, радиуса кривизны закраины обода и внешнего диаметра)
2) при том же уровне нагрузки, местный нагрев и деформация снизили энергию абсорбции приблизительно на 25%.
такое изменение в характеристиках материала приводит к тому, что материал начинает накапливать деформации* (от езды по препятствиям или по неровным поверхностям дорожного полотна -пересечение железнодорожных переездов, поперечные борозды и проч.)
С нашей точки зрения, мы выступаем против таких ремонтов.»
Источник: BRV (Немецкой Ассоциацией Продавцов Шин и Организаций по Ремонту шин), статья: «Ремонт дисков из алюминия».
*- прим. переводчика: накопление остаточных деформаций иными словами означает изменения в кристаллической решетке сплава. В итоге материал с такими накопленными деформациями может разрушиться даже при приложении небольшой нагрузки. Поведение/жизненный цикл детали из такого материала непредсказуем.
На сайте авторитетной некоммерческой Ассоциации Европейских Производителей Колесных Дисков (EUWA) www.euwa.org , объединяющей ряд крупнейших мировых производителей дисков, вы можете узнать почему эта ассоциация так же категорически запрещает проводить ремонт легкосплавных дисков. В своих заявлениях, касающихся безопасности использования колесных дисков, EUWA указывает следующее:
«Ремонт поврежденных дисков в части обода или центральной части путем нагрева, сварки, добавления или снятия части материала диска абсолютно не приемлем. Ремонт приводит к концентрации нагрузок в и без того критических областях диска.»
Ответы на вопрос почему нельзя нагревать, сваривать, добавлять материал или снимать его можно получить из диаграммы статического растяжения металлов (зависимость деформации металла ε от действия напряжения σ).
До предела пропорциональности (здесь- точка ReH) материал изменяется эластично по закону Гука, материал после нагружения возвращается в исходное состояние. При большей нагрузке начинается накопление остаточных деформаций. За пределами упругости и текучести вернуть свойства материала не представляется возможным. Процесс деформации завершается разрушением.
Принципиальный вывод- деформированный материал диска не подлежит восстановлению.
Отжиг и рекристаллизация участка диска не возможны, а нагрев части диска (например при сварке) так же ведет к накоплению остаточных деформаций в материале.
Относительно анализа материала, из которого сделан колесный диск: достоверный анализ в рамках ремонтной мастерской провести невозможно, ибо из-за сложных современных процессов производства (например: литье под низким давлением, специальные режимы охлаждения, термообработки) далеко не все металлургические институты могут похвастаться тем, что по образцам они укажут достоверный исходный состав сплава.
Притом, для получения достоверной информации о составе сплава надо брать образцы материала с нескольких участков диска (а это приведет к полному разрушению диска).
Даже, если бы производство части диска с тем же составом материала, что и диск было бы возможно, его стыковка с диском методом сварки вызвала бы изменения в составе ремонтируемой части диска (по причинам, описанным в предыдущих абзацах).
1 2 3 4 5
В качестве заключения.
Любое вмешательство в материал колесного диска (нагрев, сварка, наклеп, механическая обработка, травление, и т.д.) приводят в любом случае к изменению механических свойств.
К сведению автолюбителей: на такой диск не распространяются ни действие сертификатов, ни гарантии.
Так называемый «отремонтированный» легкосплавный диск может быть угрозой для вашей жизни, так как его разрушение непредсказуемо.
И давайте на этом закончим нравиться править вперед только за вашу жизнь некто неответит.