Цитата:
"Ксенон" для простых смертных. (часть 3)
сб, 2009-03-28 15:06 — elia
Продолжение. Начало: часть 1 и часть 2.
Противники ксеноновых (газоразрядных) ламп в фарах под галогенные лампы создали множество мифов прикрываясь стандартами, которые в странах СНГ традиционно скрывают от общественности. Попробуем оценить некоторые из них ниже:
Важно! Я тоже не считаю целесообразным устанавливать ксеноновые лампы в самые распространенные фары под лампы H4. Такой вариант приемлем только для фар под однонитиевые лампы (подробней читайте в часть 2). Ниже мы обсуждаем фары под лампы H1/H7/H9 и т.д.
С текстами действующих стандартов по отношению к фарам головного света Вы можете ознакомиться на этой странице
Ксеноновые лампы должны применяться исключительно в фарах прожекторного типа - так требуют стандарты
Ложь. Во второй части я привел только выборочный список недешевых автомобилей с ксеноновыми лампами в фарах рефлекторного типа или вообще в фарах с формированием пучка с помощью рассеивателя.
Правило ЕЭК ООН №98 (легализовано ГОСТ Р 41.98-99) для фар с ксеноновыми лампами принципы формирования светового пучка вообще не оговаривает! Требования предъявляются только к освещенности в контрольных точках. Контрольных точек много, но самых критичных, по которым можно делать общие выводы в целом о работе фары, четыре - B50L, 0-0, 75R, 50R.
Ниже сравнительная таблица норм освещенности в этих точках для фар с галогенными лампами и ксеноновыми:Требуемая освещенность в контрольных точках, лк: Фара с однонитиевой галогеновой лампой H1/H7
(Правило ЕЭК ООН №8) B50L <=0.4 0-0 <=0.7 75R <=0.7 50R >=12 Фара с ксеноновой лампой
(Правило ЕЭК ООН №98) B50L <= 0.5 0-0 <= 1 75R <= 1 50R >= 20 Как видите во всех этих точках ксеноновые фары могут светить больше. Физику не отменишь! Нельзя лучше освещать дорогу без увеличения яркости свечения фары.
Так что утверждение, что ксеноновые лампы в фарах рефлекторного типа светят ярче справедливо, но не является обвинительным приговором - чем дальше, тем фары будут светить ярче.
На фарах с ксеноновыми лампами должны стоять автоматические корректоры - так требуют стандарты.
Ложь.
Правило ЕЭК ООН №98 требует только обязательную установку корректора фар без указания на его конструкцию или автоматическую работу. Требования к корректору изложены в пунктах 5.2.1 и 5.2.2 ГОСТ Р 41.98-99.
Так же противники утверждают, что автоматический корректор должен регулировать положение светового пучка на неровных дорогах. Это нереально реализовать технически - нет настолько быстродействующих приводов.
На фарах с ксеноновыми лампами должны стоять омыватели - так требуют стандарты.
Ложь. Такого требования в ГОСТ Р 41.98-99 мне найти не удалось. Да и почему именно омыватели, а не системы очистки фар вообще? Возможно, что в некоторых странах принят расширенный вариант Правила ЕЭК ООН №98 и там действительно требуются в обязательном порядке системы очистки фар с ксеноновыми лампами. Но ни Россия, ни Украина к ним не относятся и поэтому многие автопроизводители в адаптированных для нашего рынка комплектациях убирают эти системы из списка обязательного оборудования. В частности так сделано для Opel Zafira II.
В ксеноновой лампе газовый разряд намного больше спирали в галогенной лампе и поэтому галогенная фара не может сформировать правильный световой пучок.
Правило ЕЭК ООН №37 предъявляет такие требования к диаметру спирали лампы H7: 1.3 мм для 12-вольтовых ламп.
Правило ЕЭК ООН №99 для ксеноновых ламп дает следующие допустимые размеры дуги:
- зона максимального свечения: 0.50 мм +- 0.20 мм
- зона 20% яркости от максимальной: 1.10 +- 0.25 мм
Как видите допустимые размеры дуги как минимум не больше спирали галогенной лампы H7. А если учесть, что у нас покупают в основном "что подешевле", которое чаще всего не соответствует стандартам и по размеру спирали в том числе? И эксплуатируют их пока не перегорят - 2...4 года. А ведь через 1...1,5 года эксплуатации спираль галогенной лампы стареет и провисает - такая лампа зачастую может слепить больше, чем запрещенная на дорогах общего пользования 80...100 Вт "раллийная" лампа именитых производителей!
Вывод:
В фарах под галогенные лампы H7 можно применять качественно изготовленные газоразрядные лампы, в которых размер дуги соответствует требованиям Правила ЕЭК ООН №99 и расстояние от цоколя до оптического центра составляет 26,5 мм. Такие фары будут больше слепить встречных водителей, чем с лампами H7, но не больше большинства автомобилей со стандартными ксеноновыми фарами. Это неизбежная плата за улучшение освещенности дороги.
В идеале любая лампа должна стоять в фаре прожекторного типа, но лучше не ставить китайские "прожектора-вставки", так как они изменяют нагрузку на патрон, что скорее всего приведет к вибрациям лампы и, как следствие, большему ослеплению встречных водителей. Да и светосила линз в этих вставках тоже должна оставлять желать лучшего - они прекрасно могут "съесть" все преимущества ксенона или сделать свет даже тусклее прежнего. Лучше поставить качественно изготовленную лампу и правильно отрегулировать лампу.
P.S. Самодурам от власти, думаю, эти аргументы по-барабану. И на легавых это врятли произведёт впечатление, онЕ ведь не о безопасности на ху#вых дорогах пекуться а об "домике в Жаворонках с коровой и кабанчиком".
А пока ищу лампы с повышенной светоотдачей, ибо разметкой дорог и содержанием их в надлежащем состоянии, у нас в стране некому заниматься.