Перейдем к 11 разделу ПДД. Ранее этот раздел назывался «Обгон, встречный разъезд». Теперь, в связи с введением термина «Опережение» и с изменением самого термина «Обгон», глава называется несколько иначе.
Глава 11. Обгон, опережение, встречный разъезд
Для тех, кто знаком с Правилами дорожного движения, сразу бросается в глаза, что изменилось название раздела – и это не удивительно, так как изменился сам термин «Обгон» и появился новый термин «Опережение». Но на этом изменения не закончились. Рассмотрим все по порядку.
Вообще, если внимательно перечитать раздел 11 ПДД, то становится понятным – раздел переписан практически заново. Так, несколько приведены в порядок и упорядочены пункты 11.1 и 11.2, а п. 11.2 и 11. 4 в новой редакции Правил упразднены. В итоге что мы имеем:
В «старой» редакции ПДД:
11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что:
- полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам;
- следующее позади по той же полосе транспортное средство не начало обгон, а транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево;
- по завершении обгона он сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
11.2. Обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны. Однако обгон транспортного средства, водитель которого подал сигнал поворота налево и приступил к выполнению маневра, производится с правой стороны.
11.4. По завершении обгона (кроме разрешенного обгона с правой стороны) водитель обязан вернуться на ранее занимаемую полосу движения. Однако при двух и более полосах для движения в данном направлении водитель, производящий обгон, может с учетом пункта 9.4 Правил остаться на левой полосе, если по возвращении на ранее занимаемую полосу ему пришлось бы сразу начать новый обгон и если он не создает помех транспортным средствам, движущимся за ним с более высокой скоростью.
В новой редакции ПДД:
11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
- транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
- транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
- следующее за ним транспортное средство начало обгон;-
- по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
Как минимум два ключевых изменения в этих пунктах Правил. Во-первых, в новой редакции ПДД исчез п. 11.2, который запрещал осуществлять обгон справа. Очень суровое требование из предыдущей редакции Правил убрано, значит теперь обгон справа выполнять можно, но естественно без нарушений других пунктов Правил. Например, нельзя обгонять справа по обочине, т. к. движение по обочине категорически запрещено.
Во-вторых, отсутствие в новой редакции ПДД пункта 11.4 дает водителю возможность самому принять решение – возвращаться после обгона на свою полосу движения или нет. Но термин «Обгон» теперь обозначает обязательный выезд на встречную полосу, и поэтому само собой, что водитель после обгона вернется на свою полосу, ведь никому не взбредет в голову ехать по полосе встречного движения.
Далее, что касается мест, где обгон запрещен. И здесь Правила несколько изменились.
Было:
11.5. Обгон запрещен:
- на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной (за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа);
- на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
- на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними;
- транспортного средства, производящего обгон или объезд;
- в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.
Стало:
11.4. Обгон запрещен:
- на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
- на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
- на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
- в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
11.5. Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 Правил.
Обгон на перекрестках теперь разрешен только в одном случае: если перекресток нерегулируемый и вы движетесь по главной дороге. Во всех остальных случаях на перекрестках обгонять запрещено.
Также наложен запрет на обгон транспортных средств, если движение происходит по мостам, путепроводам, эстакадам и под ними или в тоннелях. Несмотря на ограничение обгона, все же в указанных местах можно осуществлять опережение. Но стоит помнить всегда, что при опережении в этих местах вероятность ДТП выше, относительно других участков дороги.
Что касается опережения на пешеходном переходе, то здесь рекомендуется руководствоваться Правилами проезда пешеходных переходов, а именно пунктом 14.2. Но, собственно, как и было – если есть люди на пешеходном переходе, то, как и обгон, опережение запрещено.
Также наблюдаются изменения и в «малоприметном» пункте Правил. Почему малоприметном? Здесь есть два обоснования: никто этот пункт никогда не соблюдает и штрафов за нарушения данного пункта Правил нет. Рассмотрим подробнее:
Было:
11.6. Водитель тихоходного или крупногабаритного транспортного средства вне населенных пунктов в случаях, когда обгон этого транспортного средства затруднен, должен принять как можно правее, а при необходимости и остановиться, чтобы пропустить скопившиеся за ним транспортные средства.
Стало:
11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.
Наверняка каждый из вас видел, какие вереницы из транспортных средств собирают за собой тихоходы. Но вот практически никто не замечал, чтобы водитель тихоходного транспортного средство пропустил караван, следующий за ним. Эту ситуацию можно наблюдать либо при интенсивном движении, либо при запрещающих обгон знаках (разметки). В новой редакции Правил разработчики так и не решились разрешить обгон тихоходов в местах, где обгон запрещен, а лишь только уточнили – собрал за собой вереницу машин, двигаешься со скоростью менее 30 км/ч – будь добр, остановись у обочины и пропусти их. Но штрафа за нарушение данного требования как не было так и нет. А вежливых водителей, думающих головой, к сожалению, в России пока мало.
Хотя все же одну оговорку сделали. Но оговорка касается лишь только знака 3.20 «Обгон запрещен». Вот что было до нововведений:
3.20. «Обгон запрещен». Запрещается обгон всех транспортных средств.
Что стало:
3.20. «Обгон запрещен». Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.
Как видно из изменений, все-таки разрешили в зоне действия знака «Обгон запрещен» осуществлять обгон мопедов, мотоциклов без коляски (а раньше в Правилах писали без бокового прицепа), гужевых повозок и тихоходных ТС. Вот тихоходные транспортные средства и вызывают много вопросов. Что считать тихоходными ТС? В Правилах на этот счет сказано, что тихоходными надо считать ТС, у которых в инструкции по эксплуатации указана, в качестве максимально допустимой, скорость 30 км/ч. Но откуда может знать водитель, что написано в инструкции у впереди движущегося транспортного средства? А если у обычного автомобиля, в связи с, например, неисправностью, скорость ниже 30 км/ч? Так что этот пункт Правил вызовет еще много разбирательств.
x