Начало создания этой коллекции положено в 1813 году, когда по высочайшему повелению в первом высшем транспортном учебном заведении России, институте Корпуса инженеров путей сообщения, известном в дальнейшем как институт инженеров путей сообщения, а ныне Петербургский государственный университет путей сообщения, был создан музей.
В музей стали поступать модели наиболее выдающихся железнодорожных сооружений, построенных в России, в том числе модели мостов.
Появление моделей мостов среди экспонатов музея не было случайным. Первоначально, целью основания транспортного института была подготовка специалистов по строительству и эксплуатации шоссейных дорог, мостов, искусственных водных каналов и портов.
В институте преподавали выдающиеся ученые и инженеры своего времени. Его воспитанники и выпускники составили элиту технической интеллигенции России. Большое внимание в институте уделяли изучению искусства строительства мостов; в стенах института складывалась русская научная школа мостостроения с ее неповторимым почерком. Поэтому вполне естественно, что именно в мастерских института в моделях воссоздают мосты, построенные в России. Эти модели служили наглядным пособием для воспитанников института при изучении мостостроительного дела. Однако, анализируя сегодня состав нашей коллекции, можно заметить, что ее пополнение происходило разными путями.
Некоторые модели являются дарами инженеров, которые проектировали и строили эти мосты. Часто модель выполняли до сооружения моста, и она служила "образцом" строителям. Иногда модель оставалась своеобразным пространственным проектом моста, который так и не был построен.
Сегодня Центральный музей железнодорожного транспорта в своих фондах хранит более 100 моделей мостов. Такой уникальной коллекции не имеет ни один технический музей России, да, пожалуй, и Европы. Модели мостов несут в себе богатую информацию о различных этапах развития отечественного мостостроения; благодаря им есть возможность "окунуться" в мир одного из интереснейших разделов истории строительного искусства.
На протяжении всего ХIХ века о пополнении и сохранении коллекции заботились не только инженеры - строители мостов, сотрудники музея, но и Министерство путей сообщения, которое передавало модели мостов после международных выставок.
В структурном отношении коллекция состоит из моделей шоссейных, городских и железнодорожных мостов.
Если рассматривать экспонаты коллекции в хронологическом аспекте, то, естественно, первыми поступили в музей модели шоссейных и городских мостов.
Первый раздел нашей коллекции - деревянные шоссейные и городские мосты России ХIХ века - насчитывает 40 моделей.
В нем можно увидеть не только модели простых однопролетных арочных и балочных мостов, но и модели мостов сложных комбинированных систем, как, например, модель пятипролетного моста сложной подкосно-арочной системы на деревянных опорах и каменных устоях, построенного инженером Львовым по проекту инженера А.Ф.Фабра в 1821-1822 годах. Мост был перекинут через Лажитовский ручей в месте его впадения в реку Волхов (в Новгородской губернии).
Удачный опыт строительства в 1825-1829 годах по проекту (и под руководством) воспитанника института, инженера К.Я.Рейхеля, многопролетного моста через Волхов в Новгороде стал примером для подражания. Вероятно поэтому в мастерских института была выполнена точная его копия, уменьшенная в 84 раза. Но даже при таком уменьшении модель имеет в длину три метра, и в высоту и ширину около полуметра.
Эта модель, возраст которой уже более 160 лет, хранит память о великолепном российском мосте.
Средний возраст моделей мостов нашей коллекции достигает 180 лет, но среди них есть самая "старшая" - уникальная модель деревянного арочного моста, сделанная в 1762 году как конкурсный проект постоянного моста через Неву в Санкт-Петербурге по заказу швейцарского инженера Альдона. В 1813 году модель была передана из Кунсткамеры, где хранилась, в музеум института.
Однако она так и осталась всего лишь проектом, а первый постоянный мост через Неву был построен российским инженером С.В. Кербедзом в 1843-1850 годах.
Модель моста инженера Альдона выполнена в масштабе 1:60. Ее длина составляет почти 5 метров, высота и ширина более полуметра, при этом отлично просматриваются все особенности пролетного строения, его элементы и узлы. Она является не только самой "старшей", но и открывает еще один раздел коллекции, которым особенно гордится наш музей - мосты Санкт-Петербурга. В этот раздел входят 19 моделей мостов.
Первые деревянные мосты Петербурга не дошли до наших дней. О них напоминают модели, выполненные в мастерских института инженеров путей сообщения.
Модель моста через Черную речку (затем переименованную в реку Таракановку) представляет собой деревянный мост подкосной системы из круглого леса. Он построен в 1824 году по проекту профессора института Петра Петровича Базена.
Модель пятипролетного деревянного моста сложной подкосно-ригельной системы знакомит с постоянным мостом через большую протоку Невы, реку Крестовку, построенным в 1826-1827 годах по проекту П.П.Базена. На подмакетной доске сохранились две медные таблички на русском и французском языках следующего содержания: "Мост, построенный через р. Неву между Каменным и Крестовскими островами."
В начале ХIХ века в Петербурге наряду с мостами балочной и подкосной системы появились первые деревянные арочные мосты. Арочные пролетные строения позволяли создавать более удачные композиционные схемы.
Один из первых в Петербурге деревянных арочных мостов через реку Черную (ныне река Волковка) у Обводного канала был построен по проекту П.П.Базена в 20-х годах ХIХ века. Модель этого моста в 1:42 натуральной величины поступила в музей из мастерских института в 30-х годах ХIХ века.
В 1806 году в Петербурге вступили в строй два первых транспортных чугунных моста.
Модель одного из них, а именно моста через Сальнобуянский канал около Невы, входит в состав нашей коллекции.
Применение чугуна для арочного пролетного строения позволило создать чрезвычайно стройный силуэт моста. Пожалуй, именно в Петербургских мостах воплотилось стремление мостостроителей достигнуть наибольшей гармонии технического и художественного совершенства. В 1806 году петербургский инженер Гесте предложил совершенно новую по своей идее конструкцию свода из чугунных "блоков-ящиков". Построенный по его проекту в том же году арочный чугунный мост через реку Мойку (ныне Народный мост) служит до сих пор.
В 1807 году был утвержден составленный Гесте первый в России типовой проект (как тогда говорили, "образцовый проект") чугунного арочного моста с арками из "блоков-ящиков". В соответствии с ним, в 1810 году было осуществлено строительство целой серии таких мостов через реку Мойку.
Конструкцию чугунных мостов, предложенных Гесте, применяли при строительстве и другие петербургские инженеры, работавшие в то время в городе. Однако, их мосты не были слепым подражанием ни в конструктивном, ни в архитектурном отношении.
В 1828 году через Мойку в Мошковом переулке был построен чугунный арочный мост. Строитель моста, выпускник института 1814 года, инженер Е.А.Адам, применив для арки пустотелые чугунные "блоки-ящики Гесте", ввел в их конструкцию реборды, тем самым обеспечив большую жесткость и надежность каждого составного элемента пролетного строения. Для увеличения размеров проезжей части тротуары вынесены на консоли, прикрепленные к своду. По приказу герцога Вюртембергского в мастерских института была выполнена модель в 1:28 натуральной величины. В зеркале, на подмакетной доске, как в речной глади реки отражалась конструкция пролетного строения. Этот мост являл собой пример того, как изящность и стройность общего абриса гармонично сочетались с тщательной проработкой малых форм. Фасады арок были украшены накладными позолоченными медальонами, отлитыми с изумительным искусством из чугуна. Современники отмечали, что облик таких мостов "отличается своим оригинальным и вместе с тем превосходным стилем". Благодаря высоким эксплуатационным свойствам многие чугунные мосты продолжают служить и сейчас.
В 1820-е годы в Петербурге началось строительство висячих цепных мостов из железа. В 1823-1826 годах по проектам инженера В.К.Треттера было построено два транспортных цепных моста через реку Фонтанку и четыре пешеходных висячих мостика через Екатерининский канал, реку Мойку и искусственный канал в Екатерингофском парке (автор проекта - инженера П.П.Базен). В Петербурге сохранились лишь три таких пешеходных мостика, которые мы знаем под названиями: Банковский (знаменитый своими грифонами с позолоченными крыльями и эффектными чугунными перилами), Львиный (в котором для закрепления цепей использована оригинальная рамная конструкция пилонов, "одетых" в статуи сидящих львов) и Почтамтский мостик, потерявший первоначальный облик в процессе эксплуатации.
Судьба первых двух транспортных цепных мостов через реку Фонтанку трагична. Египетский мост, второй по времени строительства (1826 год), обрушился в 1908 году. Эта катастрофа явилась причиной ликвидации второго моста - Пантелеймоновского - одного из самых красивых в городе.
Но память о Пантелеймоновском и Египетском мостах сохранилась не только на старинных открытках с видами Петербурга, картинах и литографиях, но и в моделях, воспроизводящих эти мосты в мельчайших подробностях. Восхищает мастерство с каким выполнены все составные части моделей - будь то цепи, на которые подвешено пролетное строение, пилоны или скульптуры сфинксов на Египетском мосту. Модели легки и также "элегантны" как существовавшие когда-то мосты.
Особенно хороша модель цепного Львиного пешеходного моста через Екатерининский канал. На подмакетной доске красного дерева стоит миниатюрный мостик. На береговых устоях гордо, словно строгие стражи, восседают львы, из пасти которых свисают цепи, поддерживающие мостовое полотно. Каждая деталь сделана тщательно и с любовью. Модель живет, передавая зрителю теплоту рук людей, ее создавших..
К середине ХIХ века остро встал вопрос о строительстве постоянных мостов через главную водную магистраль города - глубоководную и широкую Неву. Построить постоянный мост через нее мечтали многие инженеры. На протяжении первой половины ХIХ века строители предлагали различные проекты постоянных мостов через Неву, но только в 40-е годы ХIХ века опыт, накопленный несколькими поколениями мостостроителей, позволил перекрыть Неву первым постоянным мостом. Автором проекта и строителем стал воспитанник института, выдающийся российский инженер Станислав Валерианович Кербедз.
Строительство моста продолжалось семь лет (с 1843-го по 1850 годы). В торжественной обстановке 21 ноября 1850 года состоялось открытие моста, на котором присутствовало около 50 тысяч человек.
А чуть позднее, но в тех же 1850-х годах, в мастерских института мастер Келер под наблюдением автора проекта и строителя моста С.В. Кербедза исполнил в в масштабе 1:36 модель двух пролетов (одного постоянного и разводного) первого постоянного моста через Неву. В каталоге описания моделей музеума, составленного инженером Н. Соколовым в 1862 году отмечается: "...Модель обращает на себя особое внимание отчетливостью отделки и сходством с самою постройкою. Строитель моста С.В. Кербедз несколько раз осматривал эту модель во время постройки, и этим доставил возможность воспроизвести все части ее совершенно точно, что составляет предмет особой важности этой модели..."
На подмакетнике из красного дерева общей площадью 6 квадратных метров показана модель, отражающая в точности конструкцию чугунных арочных пролетных строений, подмостей для их сборки и разводного двукрылового пролета. Процесс разводки можно показать в действии.
Эта модель поступила в музей в 1862 году. Она хранит память о мосте, который современники считали чудом инженерной мысли и техники того времени.
Модели железнодорожных мостов России ХIХ века являются третьим разделом нашей коллекции и частично экспонируются в одном из залов музея, являясь неотъемлемой и важной составной частью постоянной экспозиции.
В 1853 году в музеум поступила модель пролетного строения с промежуточными опорами моста через овраг Веребье. Этот мост, построенный при пересечении Санкт-Петербурго-Московской железной дороги с глубоким и широким оврагом Веребье, являлся замечательным сооружением своего времени. Он был самым высоким мостом на магистрали, высота опор над дном оврага достигала 50 метров. Впервые в российской практике мостостроения мост длиной около полукилометра был перекрыт неразрезным пролетным строением - деревянной решетчатой фермой системы американского инженера Гау. Автор проекта моста, выпускник института Д.И.Журавский, провел исследования этой конструкции, на основе которых была создана теория расчета таких ферм. Научные исследования Д.И.Журавского по изучению работы деревянных раскосных ферм были удостоены наивысшей в России Демидовской премии. В 1881 году мост был заменен обходом с каменной трубой.
Значимость сооружения этого моста в истории русского мостостроения подтверждает один из чугунных барельефов на пьедестале памятника Николаю I на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга, с изображением моста и строителей железной дороги Санкт-Петербург - Москва.
Модель Веребьинского моста была выполнена десятником Сергеем Яковлевым в период строительства моста. Ее осмотрел Дмитрий Иванович Журавский и признал соответствующей настоящему мосту. Вот уже более 140 лет она бережно хранится в нашем музее.
В 1846 году на железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва был построен первый в России железнодорожный разводной мост через реку Волхов по проекту инженера В.И. Граве.
Три модели нашей коллекции рассказывают о разных этапах его почти столетней жизни.
Одна модель представляет конструкцию деревянного пролетного строения и каменных опор, вторая - конструкцию разводного пролета. Эта модель служила "образцом для строителей моста" и поступила в музей в 1851 году. Разводной механизм модели исполнен с такой точностью, что даже сейчас, спустя 140 лет, можно, вращая миниатюрную рукоять, произвести подъем пролетного строения, таким образом увидев модель в действии. Модель вызывает большой интерес и неподдельное восхищение у всех посетителей нашего музея. В своем первоначальном виде Волховский мост просуществовал до 80-х годов ХIХ века.
В 1888 году, взамен разводного пролета системы инженера В.И.Граве, была построена разводная часть моста подъемно-откатной системы инженера М.А.Навроцкого.
Эта интересная и редкая конструкция разводного пролета показана в третьей модели волховского моста. Она стоит на специальном столе, русло реки обозначено зеркалом . На этой модели, как и на предыдущей, можно наглядно показать процесс разводки моста.
Во второй половине ХIХ века основным заказчиком русского мостостроения становится железнодорожный транспорт. В 1875-1880 годах по проекту Н.А.Белелюбского через реку Волгу у города Сызрани на Самаро-Златоустовской железной дороге был построен самый длинный (1483 метра) мост в Европе. Он состоял из тринадцати пролетов по 110,7 метра, перекрытых металлическими фермами трехраскосного типа. По величине пролетов Сызранский мост, получивший официальное название Александровского, во время его строительства занимал первое место в России.
В 1883 году модель пролетного строения на устое и промежуточной опоре в масштабе 1:50 была подарена музею строителем этого моста инженером К.Я.Михайловским.
Поиск новых систем для мостов больших пролетов привел инженеров к использованию в мостостроении консольных ферм. В 1888 году на Харьковско-Николаевской железной дороге по проекту выдающегося русского инженера Л.Д.Проскурякова был построен первый в России железнодорожный мост консольно-балочной системы. В годы Великой Отечественной войны мост был разрушен.
Модель этого моста побывала на Всемирной Парижской выставке в 1900 году, и сейчас экспонируется в музее.
В конце XIX века новое направление в конструировании металлических пролетных строений возглавил воспитанник Института, профессор Лавр Дмитриевич Проскуряков.
По проекту Л.Д.Проскурякова в 1895-1899 годах был построен и мост через реку Енисей у Красноярска на Транссибирской магистрали. Шесть основных пролетов по 144 метра перекрывали мощные фермы полигонального типа со шпренгельной решеткой. На Международной выставке в Париже мост был удостоен золотой медали - за достижения России в области мостостроения. В своей мастерской строитель моста - инженер-механик Е.К.Кнорре - выполнил модель в масштабе 1:50. Она и была представлена в русском павильоне Парижской выставки 1900 года, а сегодня находится в зале нашего музея. Модель несет в себе огромную информацию о конструкции пролетных строений, опор и фундаментов, дает представление о способе монтажа и установки пролетных строений на опоры с помощью деревянных подмостей, специального катучего крана, лебедок и катков.
Пожалуй, первым примером железнодорожных мостов, к которым предъявили высокие эстетические требования, были два моста - "близнеца", построенные через реку Москва на Московско-Окружной железной дороге по проекту Л.Д. Проскурякова в 1905-1907 годах. Их можно по праву назвать украшением Москвы.
В зале нашего музея в огромном стеклянном футляре стоит модель арочного железнодорожного моста через реку Москву на 36 версте Московско-Окружной железной дороги. На одной из латунных пластин, прикрепленных к устою модели, написано: "Дар Институту Инженеров Путей сообщения Императора Александра I к столетнему юбилею (1810- 1910) от управления по сооружению Московско-Окружной железной дороги. Начальник работ по Московско-Окружной железной дороге инженер П.Рашевский". Модель исполнена на фабрике ювелирных изделий И.П.Хлебникова в Москве в масштабе 1:30. Ее длина достигает 7 метров, ширина и высота около одного метра.
x