цитата: |
На возрождение российского автопрома потребуется 40 миллиардов евро Американская компания Boston Consulting Group (ВСG) по заказу Минпромторга РФ разработала концепцию развития российского автопрома, в которой рассматривается несколько основных сценариев. Как сообщает Slon.ru, эта концепция создавалась совместно с чиновниками Минпромторга и один из предложенных в ней вариантов, скорее всего, будет принят правительственной комиссией первого вице-премьера Игоря Шувалова за основу для выработки мер по спасению отечественной автомобильной промышленности. По данным издания, в распоряжении которого оказалась презентация программы, всего разработано четыре варианта сценария. Первый - "оставить все как есть", что через 10 лет приведет к переходу российских автозаводов на сборку машин по контрактам и к исчезновению производства комплектующих. Такой вариант будет стоить 12 миллиардов евро, из которых девять миллиардов предоставят участники рынка. Второй вариант - создание совместных производств с крупными автоконцернами, что обойдется в 25 миллиардов евро, из которых половину выделят иностранные партнеры. Третий вариант - закрыть рынок для иномарок, однако он считается наименее вероятным. Самым же перспективным называется четвертый вариант, предусматривающий превращение России в крупного, а главное - независимого игрока на мировом автомобильном рынке. Этот сценарий потребует инвестиций в размере 40 миллиардов евро за 10 лет (29 миллиардов при этом должен будет потратить федеральный бюджет), зато предусматривает увеличение производственных мощностей российских автозаводов до четырех миллионов машин в год, из которых миллион будет ежегодно отправляться на экспорт. В рамках последнего варианта в России должен появиться один крупный, а главное - независимый автопроизводитель, плюс несколько нишевых автопроизводств. Кроме того, акцент в данной программе делается на разработке собственных конкурентных платформ и автомобилей, которые смогут успешно продаваться за пределами России. Для реализации столь амбициозной программы разработчики концепции предлагают создать рабочую группу по реформированию автопрома, в которую должны войти чиновники и автомобильные эксперты. По аналогии с США, где подобная схема использовалась в этом году для спасения концернов GM и Chrysler, этой группе могут быть переданы все полномочия и ответственность за принимаемые решения. Стоит отметить, что информацию, озвученную Slon.ru, подтверждают и слова директора департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексея Рахманова, который неделю назад в интервью "Эхо Москвы" заявил о разработке некоего сценария развития российского автопрома, который уже находится на рассмотрении его ведомства, и который подразумевает создание некоего "независимого национального игрока". У этого автопроизводителя, по словам Рахманова, будет " 4-5 новых платформ и не менее 16-20 собственных моделей". http://auto.lenta.ru/news/2009/11/20/ruaprom/ |
цитата: |
Оба сценария предполагают активное государственное вмешательство в работу автопрома. Так, в первом случае предлагается повысить пошлины на иномарки с нынешних 30% до 40%, во втором — до 80% с последующим снижением до 30% к 2020 г. В проекте концепции, опубликованном на портале Slon.ru и датированном 10 ноября, для обоих сценариев предусмотрено «повышение» пошлин на иномарки. Если пошлина будет повышена с нынешних 30% до 40%, конечная цена машины вырастет менее чем на 8%. Увеличение же пошлины до 80% даст прирост цены на 38%, подсчитал аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Представители всех сторон, участвующих в разработке концепции, — BCG, Минэкономразвития, секретариата Шувалова и директор департамента автопрома Минпромторга Алексей Рахманов — комментировать положения программы отказались. Скорее всего чиновники все же уберут из концепции положение о повышении пошлин на иномарки, говорит сотрудник компании, представители которой участвуют в работе комиссии. 10 ноября Шувалов заявил, что повышать пошлины на иномарки больше не планируется, напоминает собеседник «Ведомостей». Но одним увеличением пошлин заводы не спасти. Поэтому в сценарии «партнерство» государство должно ограничить доли иностранных компаний в предприятиях автопрома 50%, субсидировать кредитные ставки для автопрома и финансировать 50% инвестиций на НИОКР, а также обязывать производителей локализовывать производство ключевых компонентов. В сценарии «крупный экспортер» государство должно субсидировать модернизацию российских автозаводов, поддерживать экспорт, активнее закупать автотехнику и повысить с 30% до 40% пошлины на импортные компоненты. Концепция соответствует видению «АвтоВАЗа», ведь компания принимает активное участие в ее разработке, отметил представитель компании. Государство уже готово предоставить заводу 50 млрд руб. General Motors (GM) не приветствует повышение импортных пошлин, несмотря на то что у компании уже есть завод в России, отметил представитель GM Сергей Лепнухов. Renault не намерена увеличивать долю в «АвтоВАЗе» (сейчас — 25%), напоминает представитель Renault Оксана Назарова. Но она сомневается, что такое 50%-ное ограничение можно ввести в отношении уже работающих зарубежных предприятий. Проект программы развития автопрома во многом копирует китайскую модель, констатирует руководитель автомобильной практики Ernst & Young Иван Бончев. Но принимать такие меры нужно было несколько лет назад, когда в Россию еще не пришли зарубежные автопроизводители. Повышение пошлин может стимулировать иностранных производителей автомобилей и компонентов быстрее заходить в Россию, но только уровнем пошлин это не определяется, отмечает директор российского представительства A. T. Kearney Евгений Богданов. Рынков, где продается больше 1 млн автомобилей в год, очень мало, и автопроизводители сами заинтересованы в том, чтобы развивать производство в России. Так что лучше стимулировать спрос. Само по себе решение о повышении или неповышении пошлин мало что даст, полагает он. http://autorambler.ru/journal/events...009/560955962/ |